Картина мира и мировоззрение
Термин «картина мира» весьма многозначен. В отечественной литературе этот термин применяется в двух смыслах: 1) в узкоспециальном он обозначает тип научной онтологии, т.е. таких представлений о мире, которые являются результатом научного теоретического знания или познания окружающей реальности. В этом значении научная картина мира — специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; 2) в широком смысле он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом значении используются также термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность мировоззрения. Структура картины мира при таком подходе задается через систему так называемых категорий культуры (универсалий культуры)12. Расширенное толкование термина
«картина мира» дало основание ряду исследователей отождествить понятия мировоззрения и картины мира. Так, А.Н. Чанышев отмечал, что «под мировоззрением мы понимаем общую картину мира, т.е. более или менее сложную и систематизированную совокупность об разов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве и (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество»13.
Сходные позиции занимает Дж. Холтон, у которого картина мира фактически отождествлялась с мировоззрением. Понятие картины мира как синоним понятия мировоззрения как раз и используется в концепции Дж. Холтона. Картина мира предстает у него как модель мира, которая «обобщает опыт и сокровенные убеждения человека и выполняет роль своеобразной ментальной карты, с которой он сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и событий реальной жизни»14. Многие выдающиеся естествоиспытатели, в том числе В.И. Вернадский, достаточно много внимания уделяли анализу взаимосвязи картины мира и научного мировоззрения. Он подчеркивал, что научное мировоззрение, которое обязательно включает в качестве компонента общенаучную картину мира, а также ее философские основания, развивается в тесном взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни общества. По мнению B.C. Степина, мировоззренческий образ мира — это не только осмысление мира, знание о мире, но одновременно система ценностей, определяющая характер мироощущения, переживания мира человеком, определенную оценку тех или иных его событий и явлений и, соответственно, активное отношение человека к этим событиям15.
См., напр.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 15—16; Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 184-292. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. С. 38-43.
Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 38. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 190.
В.Ф. Черноволенко пишет: «Научная картина мира — такой горизонт систематизации знаний, где происходит теоретический синтез результатов исследования конкретных наук со знаниями мировоззренческого характера, представляющими собой целостное обобщение совокупного практического и познавательного опыта человечества. Научная картина мира стыкуется и с теоретическими системами меньшей степени общности (конкретными науками, обобщающими теориями естествознания и т.п.), и с предельно широкой формой систематизации знаний и опыта — мировоззрением»16.
Тесную взаимосвязь между картиной мира и мировоззрением исследователи заметили уже давно. Их сходство, а зачастую и тождественность объясняется тем, что оба они произрастают из одного и того же «ствола» — философии. Философия составляет теоретическое ядро мировоззрения. Как только человек начинает обобщенно думать о мире, он обязательно становится философом — либо доморощенным, либо профессиональным. В зрелые годы или на закате дней многие крупные ученые приходили к необходимости философского осмысления науки. Результатом размышлений нередко становилось открытие новой картины мира, которая была равноценной их научному вкладу. Глубоко религиозный человек Исаак Ньютон не только создал дифференциальную систему уравнений, открыл множество физических законов и предложил собственную конструкцию солнечной системы, но и сотворил новую картину мира, где религиозные представления гармонично соединились с научными. Противоположную ньютоновской картину вселенной описал другой великий физик Альберт Эйнштейн. В его НКМ пространство и время соединены в один четырехмерный континуум. Эйнштейновская картина мира не знает лапласовского детерминизма. «Квантовая физика формулирует законы, которые управляют множеством, а не частностями. Описываются не свойства, а вероятности, формулируются не законы, открывающие будущность систем, а законы, управляющие переменами во время вероятностей и охватывающие огромное множество частностей»17.
Тейяр де Шарден, известный геолог и палеонтолог, сыгравший большую роль в открытии синантропа во время раскопок, производившихся в 1929 г. экспедицией Дэвидсона Блэка, и оставивший ряд важных работ по геологии Китая, по культуре палеолита и по эволюции млекопитающих, в 1938 г. написал книгу «Феномен человека». В этой книге он осмыслил свои представления об эволюции жизни и ее высшей формы — человечества, которое Шарден мыслит единым целым, связанным биологической, культурной и социальной общностью. Будучи настоящим ученым и верующим человеком, Тейяр де Шарден хорошо понимал необходимость создания научной картины мира в целом и места жизни в этой картине. Именно она, а не археологические открытия, принесла ученому посмертную славу.
Таким образом, расширенная трактовка картины мира как мировоззрения и культурной универсалии может звучать так: картина мира— совокупность мировоззренческих знаний о мире или, как еще говорил К. Ясперс, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек», а также совокупность культурных представлений эпохи, выявляющих отношение человека и общества к миру.
16 Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев, 1970. С. 122.
17 Albert Einstein and Leopold Infeld // The Evolution of Physics. N.Y., 1967. P. 297.
Научные картины сильно интегрированы в культуру некоторой эпохи и цивилизации. Картина мира помогает вписать добытые теорией и эмпирией точные знания в абстрактный и неточный мир культурных ценностей. Конкретная культура конкретной эпохи оказывает явное и неявное давление на ученого, задавая цели и задачи науки, определяя критерии оценки и содержание знаний. Это может быть не только общекультурное, но и политическое, религиозное, экономическое давление. Выдержать культурное давление, принять на себя первый удар тех ценностей и установок, которые к науке не относятся, и призвана картина мира. Занимая промежуточное положение между культурой общества и конкретной научной деятельностью, она смягчает удар и переводит одно на язык другого.
Исходные принципы научной картины мира испытывают непосредственное влияние мировоззренческих установок, доминирующих в культуре некоторой эпохи. Так, становление концепции евклидова пространства в физике перекликалось с возможностями использования в изобразительном искусстве эпохи Возрождения принципов линейной перспективы. «Нетрудно, например, обнаружить, что представления об электрическом флюиде и теплороде, включенные в механическую картину мира в XVIII в., складывались во многом под влиянием предметных образов, почерпнутых из сферы повседневного опыта и производства соответствующей эпохи. Здравому смыслу XVIII столетия легче было согласиться с существованием немеханических сил, представляя их по образу и подобию механических, например, представляя поток тепла как поток невесомой жидкости — теплорода, падающего наподобие водяной струи с одного уровня на другой и производящего за счет этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах»18.
НАУЧНАЯ КАРТИНА
КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
РЕАЛЬНОСТИ
Понятие НКМ стало широко освещаться в литературе с середины 1960-х гг.19 Как это часто бывает, многочисленные дискуссии не привели к выработке согласованной позиции, хотя общие контуры решения вопроса вполне наметились. Точки зрения широко варьируются — от понимания НКМ в качестве общего отражения действительности в мировоззренческом аспекте до изображения ее как идеальной модели природы, включающей в себя общие понятия, принципы и гипотезы той или иной дисциплины и характеризующей определенный исторический этап ее развития. Если обобщить основные достижения методологии науки, связанные с разработкой понятия НКМ, то результат можно представить следующим образом. Научная картина мира — это: 1) общее отражение действительности в мировоззрен-
Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники // http://philosophy.ru/library/
Fnt/OO.html
См. работы B.C. Готта, М.В. Мостепаненко, П.С. Дышлевого, СТ. Мелюхина, В.В. Казютинско-
го, Л.А. Микешиной, Л.М. Волынской, Е.Д. Бляхера, B.C. Степина, М.Э. Омельяновского,
Б.Г. Кузнецова, В.Ф. Черноволенко, А.Д. Урсула.
ческом аспекте; 2) конкретизация основных философских категорий; 3) синтез научных знаний о природе (обществе), относящихся к конкретному историческому этапу; 4) идеальная модель природы (общества), включающая общие понятия и принципы. Пункты 3 и 4 отражают онтологическую функцию, выполняемую НКМ, а пункты 1 и 2 — гносеологическую.
Научная картина мира — это некие обобщенные схемы или образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Дж. Холтон выявил тематическое ядро картины мира, в центре которой находится совокупность тематических категорий и допущений, которые носят характер бессознательно принятых, непроверяемых, квазиаксиоматических базисных положений, утвердившихся в практике мышления в качестве его руководящих и опорных средств20. Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине мира посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия21. Например, картину физического мира описывают такие фундаментальные принципы, как: «мир состоит из неделимых корпускул», «их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой» и др., получившие впоследствии название механической картины мира. Переход от механической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина XX в.) сопровождался изменением системы онтологических принципов физики.
А. Эйнштейн понимал под физической картиной мирасистему фундаментальных принципов, которые позволяют связывать воедино опытные данные, и считал, что сама картина мира определяет характер и направление научных исследований22. Г.Я. Мякишев считает, что основными элементами физической картины мира являются представления о строении вещества, о взаимодействии материальных объектов и об уравнениях движения этих объектов23. М.В. Мостепаненко, анализируя понятие физической картины мира в связи с проблемой генезиса физических теорий, делает вывод, что структуру картины мира составляют конкретизированные философские представления о материи и движении, пространстве и времени, взаимодействии, а также эмпирический материал24. Согласно С.Г. Мелюхину, физическая картина мира представляет собой комплекс теоретических моделей, концепций, имеющих мировоззренческое и методологическое значение и выходящих за рамки экспериментальных возможностей науки на данном этапе ее развития25. К последним относятся, в частности, концептуальные пред-
0 Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 41.
21 Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники // http://philosophy.ru/Iibrary/fnt/OO.html
22 Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М.: Наука, 1967. Т. 4. С. 158.
Мякишев Г.Я. Эволюция связи основных элементов физической картины мира // История и методология естественных наук. М.: Изд-во МГУ, 1966. Вып. 4. С. 211-212.
Мостепаненко М.В. Философия и физическая теория: Физическая картина мира и проблема происхождения и развития физических теорий. Л.: Наука, 1969. С. 71.
Мелюхин С.Г. Марксизм-ленинизм и современная естественно-научная картина мира. М.: Знание, 1968. С. 41.
ставления теории, которые могут формироваться и входить в теорию в виде философских гипотез.
По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины реальности в других науках (химии, биологии, астрономии и т.д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира, что обнаруживается при анализе истории науки. Например, принятый химиками во времена Лавуазье образ мира химических процессов был мало похож на современный. В качестве фундаментальных объектов в ранней картине мира фигурировали флогистон и теплород, которые исчезли из состава современной картины мира в химии.
Между различными картинами мира могут существовать отношения: 1) преемственности (в электродинамическую картину мира последовательно вносили свой вклад Фарадей, Максвелл, Герц и Лоренц); 2) несводимости одной картины мира к другой (особенно этот момент акцентировал О. Шпенглер); 3) соревновательности, конкуренции (эйнштейновская картина мира альтернативна ньютоновской)26.
Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, являющихся основой конкретных теорий. Они различаются: 1) по степени общности (картина мира дает более абстрактный образ мира); 2) строгостью используемых понятий (в картине мира допустимы метафоры и нестрогие сравнения, которые отсутствуют в частной и общей теориях). В этом смысле специалисты предлагают по-разному обозначать компоненты, из которых складываются теории и НКМ, а именно: а) картину мира образуют идеальные объекты; б) теорию формируют абстрактные объекты. Научная картина мира взаимодействует с мировоззренческими структурами, образующими фундамент культуры, как непосредственно, так и опосредованно, через систему философских идей, которые предстают в качестве рациональной экспликации соответствующих мировоззренческих смыслов.
НКМ сопровождает ученого практически на всех этапах теоретической деятельности. Вначале она ориентирует и направляет научный поиск, указывая, что именно надо искать, что из обнаруженного ему подходит, а что нет. На завершающем этапе она помогает интерпретировать эмпирические данные. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.
Некоторые авторы предлагают различать общенаучную картину мира, которая интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук (представления о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т.д.) и дисциплинарные онтологии (специальные научные картины мира), которые репрезентируют предметы каждой отдельной науки (физики, биологии, социологии, психологии и др.)27.
Такие понятия, как «картина мира», «стиль мышления», «надтеоретичес-кие логические структуры» и «предпосылочное знание», описывают одно и то же — метатеоретическое знание. Собственно теоретическое знание огра-
епин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники // http://philosophy.ru/library/
yOO.html
мже.
ничено построением теорий — общих и частных. Специфическая черта теории — способность предсказывать события. Выделяют три основные познавательные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание.
В противоположность этому на метатеоретическом уровне происходит обобщение, осмысление и критическая переоценка того, что сделано на теоретическом уровне, — теоретических результатов и самой практики теоретической работы. Если основным элементом теоретического знания выступает закон, утверждение о необходимых, существенных связях между явлениями, то метатеоретическое знание формируется в виде принципов различного порядка, в которых утверждается нечто уже о самой теории.
Метатеоретические принципы задают определенное видение мира и методологию исследования. Архетипическое знание, как его еще называют, часто формулируется в неявном виде. Напротив, элементы общей теории все до единого должны формулироваться явным образом, а элементы частной теории должны не только явно выражаться, но и записываться на языке формальной логики или математики.
Научная картина мира в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет процессом создания общей социологической теории (ОСТ), а последняя влияет на образование частных теорий. НКМ напоминает компас, который помогает ориентироваться ученому в законах социального познания. Компас указывает только общее направление, а конкретную карту местности ученому дают общая и частные социологические теории.
В НКМ включены основные понятия, которые описывают социальную реальность (общество, социальные группы, личности, мотивы, ценностные ориентации, коллективные представления и т. д.). В отличие от общей теории, они логически не связаны друг с другом в единое и проверяемое на опыте целое. ОСТ, в свою очередь, опираясь на частную социологическую теорию (более конкретные совокупности понятий), строит логическое целое относительно не всей социальной реальности, а ее узкого фрагмента. Общая социологическая теория, например, может быть посвящена выяснению того, что такое ценностные ориентации личности или социальные институты, и подобным крупным темам. ОСТ вытекает из НКМ, но опирается на частные социологические теории (ЧСТ), которых можно насчитать великое множество.
Картина мира включает в себя следующие компоненты:
♦ общефилософские (метатеоретические) положения о строении мира (онтология) и его развитии (динамика, генезис);
♦ общенаучные принципы, выступающие в роли нормативных регуляторов деятельности ученого (объективность и достоверность научного знания, истинность и др.);
♦ идеологические стандарты и нравственные ценности;
♦ эвристические модели, заимствованные из других областей знания и используемые как средство объяснения социальной реальности (например, сравнение общества с живым организмом у Г. Спенсера).
НКМ — это совокупность самых общих теоретических суждений о том, как устроена та реальность, которую собираются изучать. В отличие от научной теории, где все элементы выверены и пригнаны друг к другу, как в
механизме сверхточных часов, в научной картине все приблизительно, неточно, предварительно.
Теорию иногда сравнивают с сетью, которую исследователь набрасывает на мир. Все, что вылавливается такой сетью, считает B.C. Степин, и есть предмет теории28. Картина мира дает предварительный эскиз этой сети, задавая предположительный и довольно приблизительный характер не только конфигурации, но и размеров ее ячеек. Действительно, философские и ценностные суждения, которые входят в состав социологической картины мира, вряд ли дадут точные параметры реальных объектов. Они определятся позже, после осуществления эмпирической стадии исследования. Однако на промежуточной стадии грубые контуры социальной реальности, задаваемые картиной мира, пройдут конкретизацию и шлифовку сначала на уровне общей, а затем частной теории.
Например, социологическая картина мира определяет, что социолог должен изучать, в отличие от физика, не природу, а общество. На абстрактном уровне совершенно очевидно, что общество, во-первых, состоит из конкретных людей, во-вторых, обладает некой структурой и формируется этими людьми. Но как конкретно выглядят общество и люди? Общество и людей изучает множество наук, в том числе антропология, демография, этнография, политология. В чем же заключается специфика социологии? Представители различных направлений (в данном случае их лучше именовать перспективами) предлагали свое определение специфики социологии и того, что она, в отличие от других наук, должна изучать.
М. Вебер, ориентировавшийся на неокантианскую философию, считал, что реальны только индивиды, которых и должна изучать социология. Социолог не может познать такие абстрактные сущности, как народ вообще, класс вообще, государство вообще. Их составляют конкретные индивиды, изучая поведение, мотивацию и ценностные ориентации которых, можно затем определить контуры народа, класса, государства. Его оппонент, Э. Дюркгейм, придерживавшийся позитивизма, напротив единственно реальным признавал коллективное сознание и социальную общность, аргументируя свою позицию тем, что общность всегда больше механической суммы отдельных индивидов. Если это так, то изучение отдельных представителей ничего не скажет о природе сообщества, у которого есть нечто неразложимое на индивидуальные мотивы и потребности, скажем, традиции, обычаи, коллективные символы и верования, которым подчиняется индивид, но которые прямо не следуют из его поведенческих поступков и убеждений.
Вебер и Дюркгейм придерживались разных картин мира, опираясь при этом на разные онтологии (учения о структуре мира) и разные философские традиции: Вебер опирался на традиции номинализма, а Дюркгейм — реализма. Однако, кроме этих двух перспектив, в социологии существуют и другие, формирующие собственные картины мира, непохожие на первые, например марксизм, символический интеракционизм, этнометодология. Они иначе определяют то, что должна изучать социология, и то, как устроен тот мир, который она исследует.
Решающее влияние на НКМ оказывает философия. Это свидетельствует о том, что социология еще до конца не рассталась со своим философским прочий B.C. Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теорети-их знаний физики. Минск: Изд-во БГУ, 1976. С. 76.
шлым. В одних странах такой отход произошел раньше, в других позже. В России с 20-е по 80-е гг. XX в. социологию считали частью философии, научные степени кандидата и доктора социологии появились только в начале 90-х гг. Правда, в США социологи по сию пору носят звание магистров и докторов философии, но это формальная дань прошлому. Никакого вмешательства в развитие социологии философия здесь не оказывает. Напротив, в Западной Европе все время были сильны философские традиции, в результате чего европейская социология создала более глубокую теорию и стала более аналитичной, чем американская.
В Европе фундаментальные знания в области философии были обязательным компонентом социологического образования. У социологов существовал широкий философский выбор: философия Канта и Гегеля, неокантианство и неогегельянство, позитивизм и неопозитивизм, феноменология и экзистенциализм, религиозная философия и философия жизни, томизм, агностицизм, сенсуализм и т.д. В США господствовало лишь одно направление — прагматизм, который и повлиял на основание американской социологии, ее менталитет и практическую направленность. Позитивизм, оказавший второе по значению влияние, особенно на становление количественной методологии и техники эмпирических исследований, был экспортирован из Европы. В Европу выезжали на учебу практически все американские социологи. Здесь они получали фундаментальную философскую, а вместе с ней и теоретико-методологическую подготовку. Т. Парсонс, самый выдающийся американский социолог, прошел полный курс обучения в Германии. Другие мыслители, определившие облик американской социологии, в частности П. Лазарсфельд и П. Сорокин, эмигрировали в США из Европы, и вскоре после эмиграции создали свои научные школы и воспитали целые поколения социологов, впитавших европейскую интеллектуальную традицию. После Второй мировой войны в США переехали большинство выдающихся европейских социологов, а потому учиться философии в Европе стало не у кого. Оторванное от своих корней молодое поколение европейских социологов обращало свои взоры не на Европу, а на США, откуда приходили все новомодные веяния и куда им приходилось выезжать для изучения эмпирической социологии. К 60-м гг. в США оформились собственные, отличные от европейских, философские течения, в частности символический интеракционизм, которые, оставаясь во многом в сфере философии, органично влились в социологическое знание. С той поры можно говорить о том, что социология стала порождать собственную, нацеленную на обслуживание своих нужд философию. Такие социолого-философ-ские течения получили название социологических перспектив (иногда их также именуют школами, направлениями, парадигмами).