Социология труда и экономическая социология
Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жизни общества, например общественный труд или культуру. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или личностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и социология культуры. Это комплексные дисциплины, подразумевающие сложную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета.
Социология труда еще недавно содержала в себе несколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993— 1995 гг. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п. Социология производственного коллектива изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек нашего общества. Следует также назвать социально-психологические иссле-
дования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственной бригаде как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, изучающую поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре
![]() |
внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технической революции в промышленности, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное планирование, становление которого в качестве самостоятельной дисциплины немыслимо без изучения трудовых проблем. Современная экономическая социология включила в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социологии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся подотраслях экономической социологии. Экономическая социология — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреблении). Она изучает многообразие форм проявления экономического поведения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.
Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (анкетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные обследования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов. В экономическую социологию входят следующие области исследования:
♦ социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе;
♦ эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию, исчезновение одних и появление других социальных групп;
♦ формирование социальных отношений, стереотипов восприятия и реакций людей на происходящие в обществе экономические преобразования, типы экономического поведения, присущие каждой категории населения;
♦ социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, стимулирование и оплата труда, отношение работников к техническим нововведениям на производстве, формы и разновидности отклоняющегося поведения и соблюдение дисциплины труда;
♦ занятость и безработица: поведение людей на рынке труда, адаптация и социальные последствия потери работы, каналы, механизмы и формы трудоустройства, подбор и расстановка кадров;
♦ потребительское поведение населения, маркетинговые исследования потребительских приоритетов, социальное воздействие рекламы, формы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использование;
♦ экономическая и профессиональная стратификация общества, формы, степень и сущность экономического неравенства, зарплата, доход, богатство, проблемы бедности и нищеты, качество и уровень жизни населения, взаимосвязь первоначального накопления и обнищания;
♦ экономическая и профессиональная мобильность, между- и внутри-страновые перемещения рабочей силы, понятие о международном рынке труда, особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриотраслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движение и текучесть кадров;
♦ социология предпринимательства и формы бизнеса, феномен малого и «челночного» бизнеса, их российская специфика, механизмы вовлечения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом, отношение населения к финансовым институтам, уровень доверительности;
♦ социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе, сравнение планово-административных и свободно-рыночных механизмов распределения национального богатства, общественные фонды потребления и социальная защита населения, формирование экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов, организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике.
Социология культуры
Как и социология труда, социология культуры представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее изучения входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город — село, столица — периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.
Социология культуры включает множество подцисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри подцисциплин выделяются самостоятельные тематические области и направления, например: в социологии искусства — социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств; в социологии образования — социология средней школы, социология профессионально-технического образования, социология высшей школы (социология студенчества) (рис. 24).
Иногда социология культуры подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л.Н. Когана, социология культуры «включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.
Рис. 24. Социология культуры, как отрасль, входит в общую социологию и в то же время внутри себя дифференцируется на множество субдисциплин, каждая из которых, в свою очередь, может распадаться на более частные направления |
1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.
2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры.
3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой "вертикальное сечение" и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой
культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры»34.
Вряд ли целесообразно такое дробление социологии культуры. Внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но множество ограниченное. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или со-циолотии культуры материального производства, выделенных Л. Котаном, не написано ни одной работы, то следует сомневаться в наличии этих областей знания вообще.
Другие специалисты, в частности Ю.А. Клейберг35, предлагают выделять в сфере социологии культуры следующие субдисциплины:
♦ социология досуга;
♦ социология города и села;
♦ социология науки;
♦ социология воспитания;
♦ социология девиантного поведения;
♦ социология массовых коммуникаций;
♦ социология игры;
♦ социология общения;
♦ социология менеджмента;
♦ социология технологий культуры и досуга.
Таким образом, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, зависимости продукции от характера труда ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации; исследование жизненного цикла художественного произведения, например книги, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. Внутри отрасли в качестве самостоятельного образования выделяется прикладная социология культуры.
Специфика социологического изучения содержания телепередач, книг, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации.
эганЛ.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 15.
хейберг Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследова-
|я. 1993. №7. С. 35-41.
S
Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии ит.д. Прикладной социолог способен оказать городской администрации неоценимую помощь в правильном планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжают и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются интенсивнее, стоит ли строить в «спальных районах» театры и музеи или ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Социолог выяснит полный список культурных потребностей ипредпочтений горожан на сегодняшний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), он поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо «заморозить». Так, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.Н. Когана).
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний36.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Жизненный цикл научной дисциплины — это последовательность взлетов и падений научной активности на протяжении всего времени существования данной дисциплины.
Первое, что следует отметить в связи с этим, — это разная продолжительность существования научных дисциплин. Социология труда зародилась в конце XIX в., достигла своего пика в середине XX в., испытала упадок в конце XX в., но и в начале XXI в. нельзя говорить о том, что дисциплина окончательно исчезла. Направление изучения образа жизни, если можно его относить к разряду дисциплин, возникло в начале 70-х гг. и исчезло в начале 90-х гг. XX в. Данная отрасль появилась на свет по конъюнктурным соображениям, не имеющим ничего общего с научной деятельностью, что связано с обращением политиков от КПСС к образу жизни советских людей, который должен был подчеркнуть преимущества социализма. Данное направле-
Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 42.
ние умерло естественной смертью вместе с исчезновением КПСС и ее социальной программы.
Таким образом, в зависимости от продолжительности существования научной дисциплины ее цикл должен принимать различный вид: на коротком историческом промежутке должно быть меньше подъемов и спадов, на длинном — больше. Короткий жизненный цикл может напоминать одногорбого верблюда — взлет и падение, а длинный жизненный цикл может походить на двугорбого и даже «многогорбого» верблюда. Чем дольше существует научная дисциплина или отрасль науки, тем сложнее у нее биография и замысловатее график динамики.
В общем виде можно выделить две модели жизненного цикла научной дисциплины (отрасли) — простую и сложную (рис. 25).
Согласно простой модели развивалось изучение образа жизни, а согласно сложной модели — социология труда.
Индивидуальную схему можно составить практически для любой субдисциплины, отрасли или направления в социологии. Вначале необходимо обговорить начальные условия: 1) отображается мировая социология в целом или национальная (американская, французская, российская); 2) как учитывается количество публикаций в данной отрасли по годам (обобщающие работы, библиотечные каталоги или иные источники); 3) что считать относящимся к данной отрасли: а) работы, целиком посвященные избранной тематике, скажем социологии города, б) работы, в которых данная тематика упоминается или изучается наряду с другими проблемами (при этом необходимо установить, является ли избранная тематика доминирующей или рядовой); 4) учитываются только опубликованные исследования или и неопубликованные, также, к примеру, научные отчеты о проведенных эмпирических исследованиях, хранящиеся в ведомственных архивах, в архивах научных учреждений и т.д.
Затем можно переходить к построению графика жизненного цикла дисциплины. В наше время одним из лучших (если не наилучшим) обобщающих трудов, на основании которого можно построить «биографию» той или иной социологической отрасли, является созданная учеными Института со-
Рис. 25. Простая (а) и сложная (б) модель жизненного цикла научной дисциплины:
— количество публикаций в данной отрасли; В — историческое время (в годах); С — кривая, изображающая траекторию жизненного цикла данной дисциплины (отрасли)
циологии РАН «Социология в России» под редакцией В.А. Ядова, вышедшая двумя изданиями — в 1996 и 1998 гг.
В этом труде, дающем ретроспективу развития отечественной социологии за полтора столетия, ведущие социологи страны, каждый специалист в своей отраслевой дисциплине изобразили в главных темах, исторических фактах, теоретических и эмпирических исследованиях динамический портрет той или иной области: общественного мнения, аграрной социологии, социологии молодежи и др. Касаясь развития своей отрасли, практически все авторы подчеркивают, как правильно заметил в своей рецензии на эту книгу А.Г. Здравомыслов, точки разрыва в поступательном движении научной мысли. Почти во всех отраслевых главах говорится о нарушении преемственности: о перерыве в развитии социальной урбанистики почти на 30 лет, прекращении конкретных исследований села с середины 1930-х гг., репрессиях по отношению к тем, кто занимался социологией труда и производства, и обусловленном этим разрыве поколений в данной области социологического знания, прекращении существования социологии образования в качестве позитивной науки на долгий период, об аналогичных процессах в области социологии религии, демографии, о запрещении эмпирических исследований советской политики, прекращении изучения различных форм отклоняющегося поведения и динамики общественного мнения37.
Прерывное развитие социологии в нашей стране как: а) исследовательской дисциплины и б) образовательной дисциплины имеет совершенно особый сценарий, влечет достижения и последствия для общества, отличные от сценария, достижений и последствий науки с непрерывной траекторией развития. На исторической карте отечественной социологии следует отметить три ключевые точки: 1) «рождение» социологии, происходившее в 1860—1880-е гг.; 2) юридическая, когнитивная и институциональная «смерть» социологии в 1930-е гг. в связи с началом массовых репрессий; 3) второе «рождение» социологии в 1960-х гг. В отличие от стран непрерывного социологического образования (США, Франция, Англия), страны прерывного социологического образования (Германия, Россия, Италия) не сформировали регулярной традиции. Отсутствие регулярной традиции означает помимо других недостатков нарушение межпоколенческой преемственности у живых носителей научных знаний, нарушение личного контакта при передаче знаний от учителя к ученику, возвратные движения науки при каждом следующем «рождении», трудности в институциализа-ции (приходится заново пробивать правительственные постановления, разрешающие деятельность представителей данной профессии, вновь учреждать кафедры, факультеты, журналы и др.).
Непрерывное развитие социологической науки отвечает ряду требований:
а) между различными фазами одного и того же процесса должна бытьпреемственность во времени, т.е. следующая фаза продолжает развиваться стого момента, на котором остановилась предыдущая, либо продолжает решать те задачи, которые не успела решить предыдущая стадия развития;
б) все стадии одного процесса, если он обладает признаком развития,должны иметь восходящую линейную (в отдельных ситуациях циклическую)
Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // http://www.user.cityIine.ru/~grizdrav/rsoc.html
направленность, т.е. социальное развитие должно называться прогрессом — постепенным восхождением от низших к высшим стадиям;
в) между различными стадиями восходящего процесса должна сохраняться преемственность поколений — живых носителей традиций и норм. Это означает, что если между двумя соседними стадиями выпало несколько поколений людей и разорвалась живая эстафета передачи накопленных знаний, социального опыта и традиций, то неправомерно говорить о том, что перед нами две стадии одного процесса.
Ни один из указанных критериев не характерен для российской социологии. Прерывистая линия развития означает также утечку мозгов в связи с обострившимися политическими условиями в стране. Подобное наблюдалось в нашей стране дважды: а) когда в 1922 г. В.И. Ленин постановил собрать всю русскую интеллигенцию и отправить ее в эмиграцию; б) когда в 1970—1980-е гг. прокатилась волна еврейской эмиграции и страну покинули некоторые квалифицированные социологи. Экономическая эмиграция начала и середины 1990-х гг. не нанесла серьезного урона отечественной социологии, хотя и вытолкнула за границу часть кадров (их было немного и выдающейся квалификацией они не обладали).
Прерывистое развитие означает, что возрождение социологии начинается с «обучения у Запада». В 1960-е гг. в области методики и техники эмпирических исследований, как, впрочем, и в теоретико-методологической сфере, советские социологи учились — открыто или тайно — у американских социологов. Концептуальная зависимость одной страны от другой означает, что в течение долгого времени серьезного прорыва в фундаментальной области науки ждать не следует. Это означает также, что все новации — теоретические, методологичесие, методические — будут иметь не национальный, а импортный характер.
Наряду с прерывистым развитием жизненный цикл российской социологии имеет еще одну неприятную особенность — запаздывающую институ-циализацию, т.е. создание факультетов, кафедр, профессиональных ассоциаций, журналов и других элементов научной инфраструктуры. Ключевые точки институциализации социологии в США и России отстоят во времени друг от друга на 100 лет. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 г. («American Journal of Sociology»), а в России — в 1974 г. («Социологические исследования»). Первый социологический факультет возник в Чикаго в 1892 г., в Москве — в 1989 г. Вековое отставание в институциализации социологии чревато рядом негативных последствий: первое — страна запаздывающего развития вынуждена сегодня повторять и воспроизводить то, что в развитых странах было создано позавчера; второе — национальная социология на позднем этапе включается в уже сложившуюся систему разделения научного труда, где основные роли, рейтинги и престижи расписаны, а места заняты. Очень долгое время ей приходится утверждать себя на международной арене, доказывая свой научный приоритет в тех или иных тематических областях и направлениях.