Психологическая антропология
Как уже говорилось, многие ученые не видят разницы между социологией и антропологией, считая вторую разновидностью первой. Так, классик антропологии Лесли Уайт, видевший в культуре только материальную систему объектов и символов, которая настолько сильно определяет поведение людей, что различия между индивидами отступают на второй план, отрицал принципиальную разницу между социологией и антропологией.
Разумеется, это крайняя и неверная точка зрения. У сторонников поглощения антропологии социологией есть непримиримые враги, также не чуждающиеся экстремистских лозунгов. Представители психологической антропологии, в частности Ф. Бокк, полагают, что, поскольку антропологии никуда не деться от изучения человека и его внутреннего мира и поскольку она относится, как и психология, к разряду поведенческих наук, то не следует разграничивать две науки и антропологию надо считать подотраслью психологии. Соединительным мостом между ними является психологическая антропология.
Эезка
Странные законы археологии
Законы археологии теплей
есущественно, где будет раскапываться пер-й квадрат, в любом случае будет найдено :ожее место турецкого периода, ели три кандидата наук с полевым стажем лет разобьют сетку квадратов на раскопе, по-iee обнаружится неисправимая ошибка. правка. Ошибка обнаружится только при нагний отчета.
зли профессиональный геодезист со стажем 5оты 39 лет будет нанят в следующем сезо-то сетка квадратов вновь будет разбита с не-фавимой ошибкой.
правка 1. Если второй профессиональный дезист будет нанят (за ОЧЕНЬ высокую пла-для проверки работы первого геодезиста, ТО ка окажется верной с точностью до 0,005%. правка 2. При написании отчета все равно юнится, что сетка разбита с неисправимой ибкой.
и одна конструкция, выявленная в пределах копа, не может получить окончательной интер-тации до тех пор, пока сохраняются бровки, тальку все наиболее важные части скрыты. 1равка. Когда бровки сняты, конструкция все но не может получить интерпретации.
• Наименее опытный начальник участка с наименее обученной командой всегда сделает наиболее важное открытие.
Поправка 1. Он или она, не зная, что это такое, не сделает записи в полевом дневнике. Поправка 2. Как только возникает ошеломляющее понимание того, что это открытие не было ни описано, ни сфотографировано, ни нанесено на план, появится инспекция из Отдела Древностей.
Поправка 3. Именно в тот момент, когда Вы искренне пытаетесь объясниться с Заведующим Отдела Древностей, появится вольнонаемный рабочий с половиной свежерасколотой микенской пиксиды и спросит: «А что это такое?».
Наиболее опытный начальник участка с наиболее профессиональной командой способен на еще более глупые ошибки. ■ Когда появляется необходимость выявить наиболее важный уровень залегания построй-
Психологическая антропология (psychological anthropology) — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.4|
Относительно времени зарождения этой дисциплины единого мнения не существует: одни авторы полагают, что она возникла во второй половине
XIXв. на пересечении психологии и этнографии, другие уверены, что она возникла в 20—30-х гг. XX в. в США и первоначально именовалась «культура и личность». Первая точка зрения будет правильной, если считать создание особой дисциплины, «психологии народов», провозглашенное в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, не историческим предшественником психологической антропологии, а ее ранней фазой. На основе сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры сторонники «психологии народов» пытались раскрыть природу «народного духа», выражающего психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание. В начале XX в. свод подобных идей, концепций, эмпирических находок, а часто и домыслов нашел обобщение в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. Новый этап наступил в первой четверти
XX в., когда благодаря книгам М. Мид, Р. Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза идеи психологической антропологии приобрели не только широкую популярность, но и подлинно научную основу. Правда, современное название — «психологическая антропология» — новая наука получила только в 1970-е гг. В 20—50-е гг.
ки, выясняется, что техник сбежал с лаборанткой.
Поправка 1. Если вы решите сделать упомянутую работу самостоятельно, поскольку занимались этим неоднократно, то получаться будет не лучше, чем у самого неопытного сотрудника.
Поправка 2. Факт, что все то, что можно было испортить, испорчено, будет особенно очевиден, поскольку незадолго до этого Вы объясняли нескольким присутствующим студентам, как следует прослеживать уровни построек.
• Если N начальникам участков выдается некоторое количество неких орудий, то выяснится, что количество необходимых орудий составляет точно № 1.
Поправка. Если же количество начальников участков и количество орудий необъяснимым образом совпадает, то при возвращении орудий на склад выяснится, что их количество не превышает № 1.
Особые законы
Постулат Гезера
Все структуры исчезают в бровках.
Поправка Ланса: ...и никогда не появляются с
Другой стороны.
Закон Вулли
Неважно, где будет размещен отвал, все равно там придется раскапывать позднее.
Закон плавающего репера
В любом археологическом сезоне геодезист обнаружит, что нулевой репер предыдущего сезона ошибочен на ±50 см.
Закон Шехема
Наиболее важное открытие всегда появляется в конце археологического сезона и должно быть засыпано, чтобы подвергнуться исследованию в следующем сезоне.
Дополнение 1. Упомянутое открытие не будет обнаружено в следующем сезоне. Дополнение 2. Если упомянутое открытие обнаружено в следующем сезоне, то выяснится, что это не что иное, как современное вторжение в слой.
Дополнение 3. Если упомянутое открытие все же утрачено, то в анналах археологии будет записано, что археологи совершили величайшее открытие экспедиции в упомянутое время, но эти идиоты попросту вышвырнули его.
Источник: веб-сайт Археология.ru: http:// www.archaeology.ru/folklore/baiki/zak.html
Источник: Сектор археологической теории и информатики: http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8l0l/
в ней доминировало направление «культура и личность», которое разрабатывали М. Мид, А. Кардинер, Э. Сепир, Р. Бенедикт и др. Внимание этих авторов в основном было сосредоточено на процессах социализации и ин-культурации, т.е. на приобретении человеком социально значимого культурного опыта. В 30—40-е гг. в моду вошли кросс-культурные исследования, в центре которых находились «национальный характер» и «модальная личность». В течение всего развития психологической антропологии в XX в. теоретическую тематику и концептуальную моду задавали не антропологи, а психологи, имевшие гораздо более мощные теоретические наработки. Вот почему в 1930—1950 гг. психологическая антропология практически отождествлялась с неофрейдистской теорией культуры и личности, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой», или «модальной», личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Одновременно с психоанализом в психологическую антропологию проникли идеи гештальт-психологии, бихевиоризма, когнитивной психологии, а позже — теории информации и коммуникации, социолингвистики. Сегодня психологическая антропология стремится оправдать свое название междисциплинарной науки, выйти из тени психологии, интегрировать самые разные науки, создать фундаментальные концепции, отражающие ее собственный предмет и специфику.
Американский исследователь Ф. Бокк систематизировал основные школы, парадигмы и направления, сформировавшиеся в рамках психологической антропологии, в табличной форме (табл. 2).
Психологическая антропология отличается от смежных дисциплин — общей и социальной психологии — скорее предметом, нежели методами исследования. В общей психологии главными являются закономерности психических процессов, обусловленность их врожденными свойствами; в социальной психологии в центре внимания находятся психические и социопси-хические процессы, обусловленные непосредственным социальным окружением, прежде всего малой группой; в психологической антропологии интерес вызывают личностные черты, обусловленные не врожденными чертами и не принадлежностью к малой группе, а принадлежностью к более широкому контексту — к конкретной культуре. Для большинства психологических антропологов люди разной культуры имеют разную психологию. Они пытаются объяснить значение культуры для таких психологических процессов, как восприятие, познание, запоминание.
Психологическая антропология во многом выполнила наказ К. Леви-Стросса — ограничить предмет антропологии бессознательными действиями. Но, выполнив его, психологическая антропология в 70-е гг. оказалась в методологическом тупике: оказалось, что культурное и психологическое невозможно изучать в неразрывном единстве. «Если вычесть постмодернистскую критику, которая была скорее публицистикой, беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие: символическую антропологию и когнитивную антропологию»42. В самом деле, психоанализ увлекает антропологов в сферу аффектов, иррационального, либидо, бессоз-
Лурье СВ. Современная психологическая антропология // http://ethnopsyhology.narod.ru/study/ contemporary/index.htm
Таблица 2 Основные школы в психологической антропологии43
Школа | Подход и годы его существования | Лидвры и ведущие представители |
Психоаналитическая антропология | Ортодоксальный (1910- | Фрейд, Рохейм, Флюгель, Ференци |
Поздний фрейдизм (1930 - | Фромм, Эриксон, Беттлхейм, Лебарр, Деверье | |
Культура и личность | Конфигуралисты (1920-1940) | Бенедикт, Сепир, М. Мид, Барноу, Холлуэл |
Базисная и модальная личность (1935-1955) | Кардинер, Линтон, Дюбойс, Уоллес, Гладвин | |
Национальный характер (1940 - | Клакхоун, Бейтсон, Горер, Каудхилл, Инкелье | |
Кросс-культурный (1950- | Вайтинг, Спайро, Левайн, Спиндлер, Эдгертон, Манро, Д'Андраде | |
Социальная структура и личность | Матеоиалистический (1848- | Маркс, Энгельс, Бухарин, Годелье |
Позиционалисты (1890 - | Веблен, Вебер, Мертон | |
Интеракционисты (1930 - | Дж.Мид, Гоффман, Гарфинкель | |
Когнитивная антропология | Примитивный менталитет (1870- | Тайлор, Леви-Брюль, Боас, Леви-Стросс |
Девелопментальный (1920- | Пиаже, Кули, Прайс-Уилльямс, Виткин | |
Этносемантический (1960 - | Гонклин, Фрейк, Кей, Берлин, Ханн | |
Поведенческая | Гуманистическая экология (1970- | Эркман, Макгрей |
Социобиология (1975 - | Вильсон, Бараш | |
Самость и эмоции | (1947- | Мэрфи, Швейдер, Левайн, Лутц |
нательного опыта детства. Иными словами, как пишет Т. Шварц, «он заставляет нас искать сексуальные проявления и проявления агрессии, удовольствия, страдания, стремления к смерти. Он предлагает теорию культуры, которую он понимает как причину и как результат действия психологических защитных механизмов»44. Но культура, как и общество, вовсе не сводится к бессознательным действиям.
Психологическая антропология в неоценимом долгу перед психиатрией и психоанализом. Такие клиницисты, как 3. Фрейд, А. Кардинер, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Рохейм, оказали на ее теорию и практику серьезное влияние. Однако психологическая антропология не является клинической наукой, она имеет дело с большим числом индивидов, которые являются нормальными, не страдающими определенными болезнями представителями общества. Сравнивая различные общества и народы, этой науке так или иначе приходится прибегать к кросс-культурным методам, которые выводят ее за рамки психологии. По мнению некоторых авторов,
43 Источник: Bock P.K. Rethinking Psychological Anthropology. N.Y., 1988.
Schwartz T. Anthropology and Psychology // New direction in Psychological Anthropology / Ed. by T. Schwartz, G.M. White, K.A. Lutz. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. P. 333.
психологическая антропология не должна сводиться к психологии индивида, ей следует избегать психоанализа при интерпретации культуры45.
В рамках психологической антропологии получают сегодня право на существование такие направления и тематические разделы, как антропология эмоций, антропология личности, психоаналитическая антропология, психиатрическая (клиническая) антропология, символическая антропология, когнитивная антропология и др.
ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Во второй половине XX в. начала активно развиваться прикладная антропология — совокупность знаний, полученных при изучении различных культур, ориентированных на решение практических задач, возникающих сегодня перед обществом. Она занимает особое место в системе научного знания, так как, в отличие от фундаментальных направлений антропологии, вектор которых устремлен в прошлое, целиком посвящена решению современных проблем. Например, используя сведения физической антропологии, специалисты-прикладники помогают конструировать кабины самолетов, корабельные кубрики и рабочие станки, удобные для человека.
Согласно официальному определению Общества прикладной антропологии (США)46 прикладная стратегия представляет собой научное изучение принципов контроля над отношениями людей между собой и широкий спектр приложения этих принципов к практическим программам. Другими словами, прикладная антропология — это применение таких антропологических методов, как включенное наблюдение и этнографическое интервью, а также теорий к практическим проектам, призванным оказать помощь клиентским группам.
Прикладные антропологи работают исследователями, преподавателями, консультантами в банковском деле, маркетинге, рекламе, здравоохранении, образовании, менеджменте, службах миграции и занятости и т.д. Во многом благодаря им правительства индустриальных держав научились бережно относиться к культурной самобытности развивающихся стран и прогнозировать негативные последствия, к которым приводит столкновение культур. В 1960—70-е гг., когда не учитывались данные антропологии, министры полагали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым африканским странам: 1) увеличивать производство продукции благодаря механизации сельского хозяйства и переходу к фермерству; 2) увеличивать денежную массу в стране за счет перехода с внутреннего потребления к экспорту сельхозтоваров на международный рынок; 3) создавать рынок дешевой рабочей силы, способствуя ее миграции из деревни в город и развитию крупной промышленности. Хотя авторы данного международного проекта исходили из добрых побуждений, они не понимали культурной специфики и воспринимали традиционное общество с точки зрения западного бизнесме-
anncisL. К. Hsu. Psychological Anthropology in the Behavioral Sciences. Handbook of International and tercultural Communication // Molefi K.A. and William B.G. (eds.). Newbury Park. L., New Delhi: Sage blication, 1989. P. 9-10. iat is Applied Anthropology? // http://www.colorado.edu/AppAnth/HPSfAA/about/applied.shtml
на. Представителей традиционного общества, живших при первобытном строе, заставляли обучаться новым социальным ролям, осваивать азы фермерской экономики и техники. Результаты оказались самыми плачевными. Экспорт сахара и кофе на внешний рынок в больших количествах привел к падению цен на сырье, материальное благополучие людей не возросло. Механизация привела к разорению мелких фермеров, поскольку экономически рентабельными оказались лишь крупные хозяйства. В города потянулись толпы безработных, где для них не были готовы рабочие места. Демократические институты, создаваемые по американским образцам, так и не смогли укорениться в аборигенной культуре. Возросли экономическая нестабильность и социальная поляризация. Как следствие, число гражданских войн и политических переворотов резко увеличилось. В 1990-е гг. западные страны стали относиться к странам третьего мира с гораздо большим вниманием, учитывая их культурные особенности и опираясь на помощь социологов и антропологов.
В рамках прикладной антропологии, как уже говорилось, выделились в самостоятельные направления две дисциплины: культурная экология и палеоэкология.
Современные отрасли прикладной антропологии. Впоследнее время стали активно развиваться новые области антропологических исследований, которых прежде не существовало: экологическая антропология, инвайроменталь-ная антропология, антропология действия.
Экологическая антропология. Периодический орган эколого-антропологов «Журнал экологической антропологии» («Journal of Ecological Anthropology») заявил себя как междисциплинарная научная трибуна, предоставляющая слово специалистам в области гуманистической экологии, биоэкологии, палеоэкологии, социоэкологии приматов и др. Проблема эволюции традиционной медицины, использующей дикорастущие травы в качестве средства лечения человека, стала сегодня одной из основных тематических областей экологической антропологии. Ученых интересует, как примитивные племена и древнейшие цивилизации, например майя, выбирали, классифицировали, определяли свойства целебных трав. Сравнивая тибетскую медицину с традиционной медициной кельтов или майя, связь между видами растений и религиозными культами, ученые получают ценные данные о социокультурном развитии общества. Ученые поднимаются высоко в горы, черпая у аборигенов информацию о традиционной медицине. Ставший в последние годы модным среди образованных европейцев и американцев экологический и археологический туризм во многом опирается на данные антропологии, а самих антропологов, историков и археологов использует в качестве гидов, консультантов, менеджеров. Ученых интересуют также проблемы сохранения окружающей среды в зоне обитания примитивных племен (район Амазонии и Новой Зеландии), воздействия технической цивилизации на растительный и животный мир (антропогенные нагрузки), атмосферу Земли и т.д.
Инвайроментальная антропология (от англ. environment — окружающая среда) — сравнительно молодая отрасль прикладной антропологии, главной целью которой является оказание практической помощи правительству и частным компаниям в деле охраны окружающей среды и формировании инвай-роментальной политики. Используя самые разные теории из сферы инвайро-менталистики и антропологии, эта дисциплина пытается разработать так на-
зываемую равновесную модель взаимодействия сообщества с окружающей средой, предполагающую: а) поступательную динамику первого и б) сохранение второй. Здесь активно применяются методы наблюдения, интервью, выборочных обследований, Техника социальной и инвайроментальной оценки. Всесторонне изучив конкретную популяцию (численность, здоровье, образ жизни, социальную организацию), ученые разрабатывают систему практических рекомендаций относительно того, как улучшить инвайроментальную политику частной компании, которая, к примеру, собирается проложить в месте обитания коренного народа железную дорогу, описывают возможные последствия такого строительства для населения и окружающей среды. В сфере инвайроментальной антропологии появились свои журналы и научные обзоры, монографии и учебники, система научных грантов и спонсорской помощи, научные сообщества и школы, учебные курсы и программы, организации и научные центры: ECO (Campaign for Political Ecology) в Англии — международная добровольная организация, выступающая за сохранение окружающей среды для будущих поколений, проводящая исследования и издающая журналы, обзоры и книги по инвайроментальной антропологии (http://www.gn.apc.org/eco/index.html); Департамент социальной и инвайроментальной поддержки Всемирного банка (http:// www-esd.worldbank.org/); Общество прикладной антропологии; Проект «Глобальные инвайроментальные изменения» английского университета Суссекса («Global Environmental Change»), выделивший фанты на проведение 150 эмпирических исследований (http://www.susx. ac.uk/Units/gec/) и др.
Антропология действия. С середины XX в. в культурной антропологии США стала развиваться в качестве самостоятельного прикладного направления так называемая антропология действия. Этот термин появился сравнительно недавно в процессе полевых исследований, проводимых группой ученых Чикагского университета во главе с С. Таксом среди индейцев племени фокс в штате Айова в 1948 г. В ходе полевых исследований ученые перешли от традиционного метода «включенного наблюдателя» к методу «участвующего наблюдателя». Антропология действия означает любое использование этнографического знания самой исследуемой этнокультурной общностью для достижения определенной цели, в осознании и постановке которой им помогают антропологи47. Традиционная антропология выдвигает совсем иную программу действий: местная администрация (скажем, индейской резервации) выбивает деньги из федеральной казны на улучшение жизни коренного населения, после чего делает заказ в университет на исследование, по результатам которого та же администрация вместе с учеными составляет свод практических рекомендаций, а затем, уже без участия ученых, занимается их внедрением. Антропология действия отличается от административной антропологии прежде всего тем, что практическим улучшением жизни людей занимаются сами люди. Ученые им только помогают, оснащая научными данными, а администрация, если потребуется, оказывает финансовую и прочую поддержку. Но сами реформы идут снизу, а не сверху.
жочник: Сектор археологической теории и информатики //http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
НОВЫЕ ОТРАСЛИ АНТРОПОЛОГИИ
Принятая в энциклопедических словарях классификация дисциплин антропология представляет скорее некий компромиссный вариант, поскольку за редким исключением утвердившихся названий дисциплин не существует и практически каждый год возникают новые разделы и направления: интег-ративная антропология, анатомическая антропология, девелопментальная (от англ. development — развитие), компаративная, городская, антропология образования, экономическая, медицинская, антропологическая лингвистика, антропология религии, этнозоология и др.
Этнозоология, или антрозоология (ethnozoology, anthrozoology), — подотрасль антропологии, изучающая взаимоотношения человека с животными в различные исторические эпохи и культуры, в том числе процесс их приручения (доместикации). Человечество в течение всего периода доместикации (около 10 тыс. лет) активнее всего использовало животных в двух областях — в хозяйственной (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие) и культурной (религиозные церемонии и ритуалы, художественная литература, ремесло и дизайн).
Ни одна человеческая цивилизация не обходилась без использования различных животных в целях охраны жилища и складских помещений, в качестве тяглового и транспортного средства, орудия войны (боевые слоны), инструментов поиска растений, пропавших предметов и людей, источника одежды (шкуры, кожаные изделия) и пищи (мясо, молоко, яйца), экспериментально-лабораторного материала (подопытные кролики и мыши); животных использовали в религиозных и культовых целях (поклонение, мумифицирование, жертвоприношение), как соратника в психологическом общении и т.д. Животные выступали героями сказок и эпосов, объектом живописи и скульптуры, мифическими персонажами, социокультурными маркерами (позитивными и негативными лейблами, эталоном для описания человеческих качеств, например лиса — олицетворение человеческой хитрости) и т.д. К этнозоологии относится отчасти и изучение названий животных в различных языках, а также символики, вызванной теми или иными представлениями о животных и их взаимоотношениями с людьми. Иными словами, человеческая история развивалась в неразрывной связи с жизнью животных, которые принимали в построении культурного контекста общества самое непосредственное участие.
Как научная дисциплина этнозоология возникла на стыке зоологии и этнографии. Наряду с этноботаникой она является подразделением более общей научной дисциплины — этнической экологии. Иногда этноботанику и этно-зоологию объединяют вместе под названием «этнозооботаника». Этнозоология, в свою очередь, подразделяется на ряд дисциплин: этнозоотехника и пр.48
Первые публикации по антрозоологии появились в 1987 г., а в 1991 г. было основано Международное общество антрозоологии (International Society for Anthrozoology — ISAZ). Его создатели убеждены, что в XXI в. отношения между человеком и природой, часто принимающие форму конфликтов и
Шнирельман В.А. Этнозоология // http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/term.html?act= list&term=518
Э
катастроф, станут главной проблемой, вопросы антрозоологии приобретут еще большую актуальность. Официальным органом Общества является журнал «Антрозоология» («Anthrozoology»). Кроме того, активно заявили о себе Институт антрозоологии (Великобритания), Общество поведения животных (США), Международное общество антрозоологии и др.
Авангардным направлением считается киберантропология (Cyber-anthropology), изучающая структуру, динамику и природу интернет-сообществ (виртуальных комьюнити) и киберкультуры. Под виртуальными сообществами в киберантропологии понимаются не только подростки, проводящие все свое время в интернет-кафе и за домашними компьютерами. Этот термин произошел от понятия «антропология киборгов» («cyborg anthropology»), при-думенного Донной Харавей (Donna Haraway) и использованного ею в своей книге «Обезьяны, киборги и женщина» для описания общения между представителями разных цивилизаций: людьми, животными и машинами. Кибе-рантропология рассматривает человека как цифровой аналог передатчика ин -формации. Французский просветитель Ламетри первым уподобил человека машине, в индустриальную эпоху машинная метафора получила воплощение в паровых турбинах и паровозах, а в электронную эпоху Макклюэн свел человека к устройству, которое переводит информацию в энергию и деятельность. В начале XX в. появилась идея ноосферы Вернадского, а в конце XX в. широко распространились идеи искусственного разума и биокиборгов. Машины времени, переносящие вымышленных героев из примитивного настоящего в техносовершенное будущее, разрушили традиционную пространственно-временную систему координат, в которой существует не виртуальный, а реальный мир. Некоторые исследователи, в том числе Шерри Теркли, установили, что для детей, долго проводящих время в Интернете, компьютер стал вторым «Я» или зеркалом, в котором оно отражается.
Киберантропология ныне стала популярной на многих факультетах, ее материалы расположены в Интернете. Одним из ключевых здесь является понятие «киберпространство», введенное в научный оборот У. Гибсоном. Оно обозначает совокупность всех информационных ресурсов, доступных массовой аудитории благодаря новым технологиям, прежде всего компьютеру и сети Интернет.
Киберантропология имеет и другие наименования, в частности интерактивная антропология — в самом широком смысле это анализ электронных сообществ, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь и другими способами, т.е. то, что обычно подходит под термин коммуникаций, базирующихся на вычислительной технике (CMC). При этом интерактивная компьютерная среда квалифицируется как разновидность субкультуры или сообщества, по ряду важных параметров отличающаяся от физических сообществ49.
Визуальная антропология. История визуальной антропологии неотделима от истории научно-познавательного и документального кинематографа. Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А. Хэддон отправился с фотокамерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. И с тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными инструментами исследования в руках многих антропологов. На первом этапе съемки
интерактивной антропологии // http://bspu.ab.rU/D_educ/public/v4.9/dm49p8.htm
велись преимущественно в труднодоступных малоизвестных районах, внимание привлекали в первую очередь редкие экзотические культуры. Опасаясь за их судьбу и учитывая возможность полного их исчезновения в условиях наступления техногенной цивилизации, антропологи стремились как можно полнее и в короткие сроки запечатлеть их образ жизни. Уже в 1920-х гг. на Западе формируются крупные фонды аудиовизуальной информации, сыгравшие значительную роль в превращении визуальной антропологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1984 г. в США учреждено Общество визуальной антропологии (Society for Visual Anthropology — SVA), которое организует и поощряет инициативные исследования — не только выполнение фотографии и создание кинофильмов, но и получение бескамерных документальных источников, посвященных культуре жестов, танцев, вербальных и художественных символов у разных народов мира. В качестве источников визуальной антропологии могут стать культовые сооружения, наскальная живопись, исторические фотографии, старые граммофонные записи и др. SVA выпускает периодические издания «Visual Anthropology Review» и «Visual Anthropology», организует ежегодные научные конференции. В американских университетах можно получить ученые степени (магистра и доктора) по визуальной антропологии.
Сегодня визуальная антропология, не утратив былого интереса к редким и экзотическим культурам, стремится отобразить и другие антропологические явления: социальные, художественные, педагогические, религиозные и т.д.50 Одним из уникальных инструментов является видеомониторинг культуры — длительные многолетние съемки представителей одной культуры, раскрывающие ее историческую динамику. Проведенная в рамках программы INTAS совместно со специалистами из ФРГ и Российского гуманитарного государственного университета (РГГУ)работа по поиску архивных этнографических лент помогла создать своего рода фундамент для постановки видеомониторинга в разных регионах.
Более того, сегодня визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. Она включает в себя помимо съемки сбор, хранение и распространение экранных материалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение, пропаганду и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования, культуры, СМИ. Огромную помощь в развитии аудиовизуальной антропологии оказывает современная электронная техника. Средства современной информационной технологии, в том числе компьютер, портативные видеокамеры, синхронно записывающие звук, мультимедийные дисковые системы, цифровая техника, позволяют оперативно копировать кадры, мон-
Harper D. An argument for visual sociology // Image-Based Research: A Sourcebook for Qualitative Researchers. L.; Bristol, PA: Falmer Press, 1998; Рокитянский В. Визуальная антропология: Частное расследование. М., 2000.
тировать фильмы, включать в работу огромные объемы виртуальной документации, архивировать и создавать на их основе банк аудиовизуальной информации, осуществлять международный обмен данными51.
В аудиовизуальной антропологии формируется оригинальная теория экранного (кинематографического, аудиовизуального) языка, тяготеющая к неэкспрессивным средствам выражения. Предполагается, в частности, что первичные аудиовизуальные документы (материалы съемки) должны отличаться реалистичностью, т.е. быть непрерывными, нужно избегать неестественных ракурсов и движений камеры, сохранять целостность звучания речи, музыки, шумов, правдоподобность освещения и уж во всех случаях исключать всякого рода инсценировки. В отличие от традиционной технологии документального кино, в аудиовизуальной антропологии дружеские контакты с объектом изучения, примитивной общностью, первобытным племенем продолжаются и после окончания съемки: ученые не только показывают и передают общине отснятые материалы, но и проводят дискуссии, просветительскую, а иногда и благотворительную деятельность, помогая народности поддерживать свои культурные традиции.
Отличительная черта антропологического кинематографа — отсутствие дублей при съемке, конечной целью является не фильм, а содержание и полнота отснятого материала. Такая методика была применена для видеодокументирования жизни молоканских и старообрядческих общин в 1992—1998 гг. видеогруппой Центра визуальной антропологии МГУ. За несколько лет было осуществлено около 300 часов видеодокументаций в Ставропольском и Краснодарском краях, в Пермской области и Удмуртии, в Молдавии и на Украине. Съемки проводились более чем в 50 селениях. Впервые столь полно снимались старообрядческие службы и моления, были запечатлены религиозные обряды в поповских и беспоповских общинах. Подробно зафиксированы домашние и полевые крестьянские работы, всевозможные ремесла: ткачество, плетение, изготовление валенок и т.д. Одновременно решалась задача демонстрации полевой методики археографического анализа. Главной целью видеодокументации стало создание портретной галереи старообрядцев. Более сотни человек рассказали перед камерой о своей жизни, вере, отношениях с государством, семьей. Каждое интервью воспринимается как открытие, вхождение в неведомый для современников загадочный мир древней культуры. На материалах только первого года экспедиционных съемок было создано четыре фильма52.
Педагогическая антропология. За последние десятилетия в нашей стране стала активно развиваться в качестве самостоятельной теоретической и прикладной дисциплины педагогическая антропология53. В Западной Европе она рассматривалась в конце 60 — начале 70-х гг. как приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования. Особенно активно педагогическая антропология развивалась в 1960—90-е гг.
:ксандров Е.В. Обоснования и принципы визуально-антропологического мониторинга // http:// w-koi8.socio.msu.ru/visualsoc/lv.htm жсандров Е.В. Указ. соч.
1иков П.К. Педагогическая антропология. М., 1986; Бим Бад Б.М. Педагогическая антрополо-■ М., 1998; Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001; Огурцов А.П. Педагогичес-антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002. № 1; http://courier.com.ru/homo/ H02ogurtsov.htm; Самохин Ю. Вероисповедание как феномен социальной и этнической адапта-1 человека // http://kraevedenie.chat.ru/reiig_sc.htm; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. 1-2. Париж, 1953.
в Германии54, где за эти годы выделились пять подходов55:1) интеграционно-научный (Г. Рот, А. Флитнер); 2) философско-антропологический (О. Больнов, В. Лох); 3) феноменологический, подчеркивавший включенность исследователя в исследуемую ситуацию (М.Я. Лангевелд); 4) диалектико-рефлексив-ный, рассматривающий образование как процесс самореализации индивида (В. Клафки), понимаемого как субъект, способный к рефлексивному отношению к себе и к окружающему миру; 5) диалогический. Именно педагогическая антропология выдвинула проблематику сущности человека как субъекта образования. Университет Российской академии образования и Институт теории образования и педагогики РАО в 2002 г. провели Международную научную конференцию «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст».
Религиозная антропология. В связи с ренессансом православия в России заметно оживился интерес крелигиозной антропологии, традиция которой в нашей стране имеет глубокие