Культурная и социальная антропология
Центральное место среди отраслей антропологии занимает социальная и культурная антропология, которую в одном случае рассматривают как одну дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в другом — как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры, устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Термин «социальная антропология» был впервые употреблен Дж. Фрезером, а формирование этого направления исследований относится к концу XIX в. На протяжении длительного времени ее основным объектом исследования считались «примитивные» общества, а культура рассматривалась как аспект общественной жизни. В отличие от культурной антропологии, сложившейся главным образом в США, социальная антропология, получившая распространение в Великобритании, по традиции не включает в свои исследования лингвистику и археологию4.
Культуру как совокупность обычаев, традиций, символов, норм и правил поведения, а также как образ жизни (стильжизни), присущие разным народам, изучают главным образом в рамках социальной и культурной антропологии, которая в последнее время разделилась на множество поддисциплин, направлений и школ. Культурная антропология — часть общей антропологии, изучающая культуру во всех ее проявлениях, применяющая методы, понятия и данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора и лингвистики, а также социологии и психологии.
Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифологию как культурное явление и др.
Культурная антропология опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Она предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях, т.е. на сопоставлении разных культур в различные исторические эпохи, а не только традиционных обществ.
Эта отрасль занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в
4 Крюков М.В. Социальная антропология // http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/term. html?act= list&term=511.
состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (основанную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях). Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология — самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других стран используют термин «этнология». По этому поводу СВ. Лурье пишет: «То, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось культурной антропологией. В действительности термин "этнография" существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же с самого момента своего зарождения выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательные, "полевые" материалы (сколь бы обильны они ни были) являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства»5.
В последнее время активно развиваются подотрасли культурной антропологии — культурная экология и палеоэкология. Обе они изучают влияние производственной деятельности человека на окружающую среду, только первая дисциплина рассматривает современную, а вторая — древнюю эпохи. Исходное понятие у них — экосистема, которая раскрывает единство искусственной и естественной среды. Например, антропологов, специализирующихся в этих областях, интересует влияние перенаселенности планеты в целом либо ее отдельных регионов на урожайность, развитие транспорта и средств коммуникации, каким образом увязаны между собой конкретные технологии разведки и добычи запасов полезных ископаемых, влияние на человеческую культуру перехода от деревенского образа жизни, максимально гармонировавшего с окружающей средой, к городскому, который нередко конфликтует с ней. По плотности населения древних поселений ученые узнают их принадлежность к столичному, городскому или провинциальному типу территориальных общностей.
Разновидности социальной (культурной) антропологии — юридическая, историческая и экономическая антропология. Экономическая антропология — научная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке социологии, экономики и социальной антропологии, — исследует взаимодействие людей по поводу купли-продажи товаров и обеспечения услуг. Предметом классической экономической антропологии являлась экономика докапиталистических стран или так называемых крестьянских обществ, где рынок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни6. Активное развитие экономической антропологии во второй половине XX в. — результат возникновения молодых независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании, которые относят к странам «третьего мира». Стремление направить эти страны по пути капиталистического развития предполагало детальное знание их экономической структуры, традиций производства и труда. Один из видных представителей эконо-
1урье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 ИрадерХ. Экономическая антропология. СПб., 1999.
мической антропологии Д. Далтон писал: «Мы часто забываем о том, что 80% населения третьего мира живет в небольших... племенных и крестьянских общинах. Поэтому, когда новые нации направили свои усилия на экономическое развитие и трансформацию культуры, возрос соответственно интерес к проблемам экономической антропологии — развернулось изучение племенных и крестьянских экономик в доколониальный, колониальный и послеколониальный периоды»7.
Не только перед Западом, но и перед СССР в 1980-е гг., когда впервые советские социологи заговорили об экономической социологии, стояла задача поднять уровень развития национальных окраин России до уровня развития ее центра. Однако ее методология считалась чуждой марксистско-ленинской теории и практике реального социализма8. В связи с этим отечественные социологи предпочитали говорить об экономической этнографии, или этноэкономике9.0 проблемах индустриального освоения национальных окраин СССР социологи и экономисты писали еще в 60—70-х гг. Г.А. Пру-денский10, Н.Н. Некрасов", В.Г. Костаков, Е.Л. Маневич12, В.Н. Кириченко13 отмечали, что строившиеся в городах Средней Азии, Закавказья и Молдавии крупные предприятия сложных производств не обеспечены местными трудовыми ресурсами из-за «недостаточных навыков к индустриальному труду, малой территориальной подвижности населения, слабого знания русского языка у лиц коренных национальностей и относительной неразвитости сети подготовки кадров»14.
В 70—80-е гг. советских социологов и этнографов интересовали проблемы связи трудовых традиций с этническими аспектами, неодинаковости хозяйственно-культурных типов15, этнической дифференциации хозяйственных традиций16. В частности: сравнивали тип сельскохозяйственной специализации у трех народов, населяющих Забайкалье, — бурят, русских, эвенков. Если у русских главной отраслью сельского хозяйства оставалось земледелие, то у бурят ведущим было скотоводство, хотя земледелие и получило под влиянием русских заметное распространение; что касается эвенков, то для их хозяйства до сих пор характерно сочетание трех отраслей: охота, оленевод-
7 Цит. по: Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Национальные трудовые традиции — важный фактор интенсификации производства// Социологические исследования. 1983. № 2. С. 45.
8 Бутинов Н.А. Американская экономическая антропология (формализм и субстантивизм): Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.: Наука, 1979.
9 Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Указ. соч. С. 43-54.
10 Пруденский Г.А. К изучению региональных особенностей экономического развития районов страны (вместо введения): Региональные особенности экономического развития районов страны. М.:Мысль, 1966; Пруденский Г.А. Опыт социологических исследований: Экономические законы и руководство хозяйством. М.: Экономика, 1966.
" Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.
12 Костаков В.Г., Маневич Е.Л. Важнейшие проблемы использования трудовых ресурсов: Региональные проблемы населения и трудовые ресурсы СССР. М.: Экономика, 1978.
13 Кириченко В.Н. Пропорциональность экономического роста и эффективность//Коммунист. 1980.№ 18.
14 Там же. С. 34.
Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Советская этнография. 1965. № 4.
Чеснов Я.В. Социально-экономические уклады и этнические традиции в агроэтнографии // Советская этнография. 1972. № 4.
ство и рыболовство. Ученые пришли к выводу о том, что «исторически хозяйственная специализация каждого народа-этноса, как правило, обусловлена соотношением (в момент ее возникновения) двух факторов: уровня социально-экономического развития и характера среды обитания... Нет никаких сомнений в том, что и в современных условиях традиционные отрасли, особенно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, ремесла, развиваются на основе трудовых традиций (ковроткачество в Средней Азии, трикотажное производство в Латвии, обработка дерева и художественное литье в России, кожевенное производство в Дагестане и т.д.)»17.
С позиций воспроизводства трудовых ресурсов национальные республики тогда предлагалось делить на трудоизбыточные и трудонедостаточные. Прошло 20 лет, и 89 субъектов Российской Федерации с позиций распределения доходов стали подразделять, если можно так выразиться, на налого-избыточные и налогонедостаточные, а точнее, на регионы-доноры и регионы-реципиенты (или дотационные): первые отдают налоги в госбюджет и способны прокормить себя сами, вторые просят помощи из госбюджета и не способны себя прокормить. Сегодня, как и много лет назад, на правительственном уровне говорят о политике регионального выравнивания с учетом национальных особенностей. Ученые пишут о большом числе кризисных территорий в России, беспрецедентной дифференциации региональных показателей. Кстати, задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня средних с акцентом на территориях, имеющих наихудшие экономические и социальные показатели. При этом нередко используется перераспределение средств от относительно богатых к относительно бедным странам через механизмы ЕС (структурные фонды и пр.)18. Сегодня экономическая антропология приобретает все большее академическое и прикладное значение19.
Юридическая антропология — совокупность теоретических и эмпирических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Возникнув в Европе в 60-х гг. XIX в. как составная часть всеобщей истории права, она получила статус самостоятельной дисциплины в 1920-х гг. в Англии. Во Франции определенный вклад в развитие этой науки внес Э. Дюркгейм, первая крупная работа которого «О разделении общественного труда» базируется на материалах истории правовых отношений у разных народов. В Германии большое внимание трактовке права с социальных позиций уделял М. Вебер, имевший юридическое образование. В России в 1870-х гг. началась систематическая фиксация правовых норм различных народов страны, что позволило перейти затем к историческому истолкованию богатого эмпирического материала. Наряду с исследованием брачных норм (И.М. Кулишер, А.Г. Смирнова) русские историки права интересовались деревенской общиной (А.Я. Ефименко,
зромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Указ. соч. С. 48.
/ишлейд Ф., Юилл Д. Системы категоризации ареалов в Европе: возможные уроки для России // егиональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Вып. 2. Новосибирск, 2000.
^втономов B.C. Экономическая антропология и модель человека // Очерки экономической антропологии. М.: Наука, 1999; Очерки экономической антропологии / B.C. Автономов, А.Г. Гаджиев, 1-Н. Калмыкова и др. / Ин-т проблем занятости РАН. М.: Наука, 1999.
М.М. Ковалевский). В России довольно рано юридическая антропология отделилась от всеобщей истории права (Е.И. Якушкин, М.М. Ковалевский). В трудах советских этнографов юридическая антропология рассматривается как раздел «нормативной этнографии». Современные российские специалисты в этой области сосредоточили свое внимание на охране и использовании природных ресурсов и правах коренных народов на природопользование в современных условиях.
Историческая антропология — применение антропологического подхода к изучению истории конкретной страны, нескольких стран, а также проведение кросс-культурных исследований. Появление этой дисциплины связывают с деятельностью знаменитой школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Лефевр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ж. Ревель и др.) во Франции20. Благодаря своей книге «Короли-чудотворцы» М. Блок21 может по праву считаться основоположником исторической антропологии. Оформление исторической антропологии в самостоятельное методологическое направление М. Кром относит к рубежу 1960—1970-х гг.22 Если историческая социология уделяет приоритетное внимание истории социальных институтов в европейском обществе, в частности семьи, государства, частного права, церкви, армии, то историческая антропология поглощена скорее «историей повседневности» — образ жизни, картины мира, обычаи, привычки и стереотипы сознания, поведение рядовых людей, скажем, в средневековой Франции, а также отношение людей прошлого к жизни и смерти, болезням, возрастным периодам (детство, молодость, старость), народная религиозность, взаимодействие различных уровней культуры (интеллектуалов и «простецов»), праздники и будни, ритуалы, церемонии и т.д.23 В отличие от этнографов, интересующихся преимущественно архаическими компонентами крестьянской культуры, историки школы «Анналов» более всего заняты изучением «культуры мен-тальностей» городского населения средневековой Европы24. Исследование
20 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986; Февр Л. Бои за историю. М., 1991;Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французкой школы «Анналов». М., 1993; Одиссей: Человек в истории. М., 1989—96.
21 Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевскойвласти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М, 1998.
22 Кром М.М. Историческая антропология. СПб., 2000.
23 Александров Д.А. Историческая антропология науки в России // Вопросы истории естествознанияи техники. 1994. № 4. С. 3—22; Данилевский И.Н. На пути к антропологической истории России //Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. М., 1998. С. 45-48; Романов Б.А. Люди и нравы древнейРуси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. Л., 1947 (переизд.: М., 1966); Бессмертный Ю.Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация //Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. М., 1998. С. 32—34; Историческая антропология: место всистеме социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф.Москва, 4-6 февраля 1997 г. / Отв. ред. О.М. Медушевская. М.: РГГУ, 1998; Ким С.Г. Основныетенденции исторической антропологии в Германии 1960—80-х гг. // К новому пониманию человекав истории: Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994. С. 130—190;Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // ВестникАН СССР. 1989. № 7. С. 71-78; Эмар М. Аграрная история: от изучения экономики к историческойантропологии // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокругфранцузской школы «Анналов». М., 1993. С. 130-137.
24 Берк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей: Человек в истории. 1993. М., 1994.С. 272—283; Burke P. The Historical Anthropology of Early Modern Italy: Essays on Perception andCommunication. Cambridge, 1987.
обыденной культуры в России ведет свое начало с работ Н.И. Костомарова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, П.Н. Милюкова. Сегодня этими проблемами занимаются Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, М.М. Кром, А.Л. Ястребицкая, Ю.Л. Бессмертный, М.В. Крюков, В.В. Малявин, А.Н. Мещеряков, А.А. Чекалова, Л.М. Дробижева и др. Можно выделить родственные направления — история ментальностей (Л. д'Осси, Ж. Миш-ле, Л. Февр, М. Блок, Ф. Арьес, Ж. Ле Гофф, Ф. Граус, П. Динцельбахер, X. Мейер, У. Раульф, А.Я. Гуревич, Ф. Бродель), микроистория (К. Гинзбург, К. Пони, X. Медик, Дж. Леви25), история повседневности (X. Медик, А.Людтке26).
ЭТНОГРАФИЯ
Термин «этнография» более привычен для представителей русской культуры, поскольку в советские годы антропология практически не получила развития и этнография служила как бы ее заменителем. Но в какой степени она способна выполнить эту функцию, являются ли две науки — антропология и этнография — синонимами или это две разные науки, с этим мы попытаемся разобраться.
Этнографию часто путают не только с антропологией, но и с этнологией, поэтому в научных словарях, определяя этнографию, в скобках часто упоминают этнологию как ее эквивалент либо очень похожую на нее дисциплину.
Этнография (от греч. ethnos — племя, народ) (этнология) — наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. связано с эволюционной школой (Э. Тэйлор, Л .Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца XIX в. исследуются региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Объектом исследования являлись живые первобытные общества. Отсюда наименование этнографии как «науки о живой старине». На первых порах этнография исследовала не столько общественные отношения, сколько культуру. Главным методом сбора эмпирической информации было и остается полевое исследование. Постепенно горизонт этнографии расширился до изучения культуры традиционного общества в целом, куда первобытное общество входило только как один из элементов. Ученые стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и ее трансформацию под влиянием капитализма. Постепенно в ряде стран, в том числе в СССР, на правах самостоятельных дисциплин выделились два раздела этнографии: 1) этнография первобытности и 2) этнография крестьянства. История становления
Леви Дж. К вопросу о микроистории//Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167—190; Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 193-202; Ревель Ж. Микроанализ и конструирование социального // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 236—261. (Краткий вариант той же работы см.: Одиссей: Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 110-127.) Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. 1998/99. М., 1999. С. 77-100; Оболенская СВ. «История повседневности» в современной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 182-198.
этнографии в единстве двух ее составляющих, прослеженная Ю.И. Семеновым27, позволяет заключить следующее. В Англии к моменту появления этнографии крестьянская культура уже исчезла, уступив месту промышленности, — сохранились только письменные источники, которыми активно занимались фольклористы и историки. Единственным объектом оставались
заморские колонии, где во множестве обитали первобытные общества, а в некоторых, например в Индии, и живые крестьянские общества. Но эти исследования чаще всего не рассматривались как относящиеся к этнографии, тем более что их объектом была не столько крестьянская культура, сколько крестьянская община. В США традиционное крестьянство никогда не существовало, но зато отчасти рядом с американским обществом, отчасти в его недрах существовало множество индейских обществ, относимых к первобытным. Поэтому этнография здесь возникла как наука почти исключительно о живых первобытных обществах. В Германии, где крестьянство, в отличие от Англии, продолжало существовать, этнография зародилась прежде всего как наука о простонародной культуре, и только потом, с превращением Германии в колониальную державу, появилась возможность изучать живую первобытность и развивать ее этнографию.
В России, в силу особенностей ее развития, крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку граница между ними носила относительный характер, для обозначения двух дисциплин обходились одним термином — «этнография». Изучая первобытность, этнографы называли объекты своего исследования народами или племенами, изучая цивилизованные общества, — просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией, или этнологией (от греч. ethnos — народ). Часто описание этносов, или народов, дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно наметилось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 30-х гг. в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разделам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания, что нашло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавказа, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах получила меньшее развитие. При Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фундаментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии,
Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социальной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998. С. 7-39.
истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклас-совом и раннеклассовом обществах и т.д. В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды С.А. Арутюнова, СП. Тол-стова, A.M. Золотарева, МО. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.).
Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позволило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в развитии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капиталистического общества, была религия.
Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия — этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобытной и (или) крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпирической информации, а под этнологией — изучение тех же объектов и процессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга. Развитие теоретического слоя знаний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и др.
В конце XIX — начале XX вв. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Греб-нер, В. Шмидт, Ф. Боасидр.), отказавшиеся от старых эволюционистских подходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а культуры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, кото-
рую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л .Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным предметом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим — «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах. В результате в середине XX в. сформировались три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое место выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитивных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стратификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитивных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная — из первичности социальной структуры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки — социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают культурную антропологию. В рамках социальной антропологии в XX в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности: антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы; антропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и родственные организации; антропология войны (anthropology of war), исследующая конфликты и войны в первобытном обществе, и др.28
м Подробнее см.: Семенов Ю.И. Указ. соч.
Социологияизучает социальные отношения, структуру и институты современных индустриальных и постиндустриальных обществ, преимущественно городское население, составляющее более половины населения Земли
Антропологияизучает социальные отношения, традиции и обычаи примитивных племен, сохранившихся до настоящего времени, и проводит сравнение с современными обществами
Этнографияизучает обычаи и традиции малых народов, а также негородского населения развитых стран, составляющего менее половины жителей Земли
Рис. 21. Предметы изучения социологии, антропологии и этнографии
Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведется на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто является ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Этнографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпирических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете.
В последнее время российские специалисты восстановили традиции нашего великого соотечественника Миклухо-Маклая и после векового перерыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности около берегов Австралии.
ЭТНОЛОГИЯ
Однозначного понимания данного термина в литературе не существует, поэтому в разных источниках можно встретиться с разными его трактовками. Все специалисты согласны лишь в том, что этнология находится на сты-
ке нескольких дисциплин, основные из которых — социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и семиотика.
За рубежом этнология понимается как наука о народах (преимущественно «примитивных»), в то время как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них. Э. Дюркгейм рассматривал этнологию как описательную дисциплину, материалы которой обобщает социология. Согласно К. Леви-Строссу, этнология XX в. — это область познания новых культур и новых проблем, она в большей степени, чем этнография ориентирована на теорию и методологию, объяснение и понимание социокультурных процессов. «Это сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные (а изначально и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин "этнология" происходит от греческого слова "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация»29.
В русской науке этнографию и этнологию преимущественно считали синонимами (наряду с «народоведением»), хотя в последнее время наметилась тенденция к их размежеванию. В одном из недавних словарей этнологических терминов утверждается, что «в узком понимании этнология — теоретическое народоведение, в отличие от описательного — этнографии», а «основным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала»30.
Врезка
Л. Круглое
Новые амазонки
Автор этого материала — журналист Леонид Круглое, руководитель программы «Исчезающая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группой Круглова был собран уникальный этнографический материал и найдено племя лесных женщин — воинов-амазонок. ...Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, но и от таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богатство и ценность, из-за них идут постоянные войны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали суперосторожными, великолепно владеют мужским оружием — луками и копьями. Они бдительно охраняют свою территорию и безжалостны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джун-
глей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры.
Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно согласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности — охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщинами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смотрят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.
Скорее всего, много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обосновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи.
Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли
s Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991. P. 101. Краткий этнологический словарь. М.: Фонд «Социальный мониторинг», 1995. С. 90.
Этнология рассматривает этнографию как материал для своих выводов и обобщений, дает ей необходимые объяснительные механизмы, вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографических данных. «Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Этнология является ее теорией»31. По всей видимости, этнология изучает и сравнивает результаты работы этнографов — эмпирические данные, собранные из разных обществ. Этнологи строят научные обобщения и выводят тенденции, устанавливая универсальные, общие и специфические черты у разных обществ.
Несмотря на значительное сходство, антропология и этнология — разные науки. Как следует из их названия, основу первой составляет отдельный человек (антропос), основу второй — целый народ (этнос). «Этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали, и исследователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не называют. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии»32.
Сопоставляя различные точки зрения, можно заключить, что этнология — это: 1) то же, что и этнография; 2) самостоятельная научная дисциплина, изучающая и сравнивающая результаты работы этнографов — эмпирические дан-
}ить все выше по реке и глубже в лес. Изве-=1 истории из тех мест, откуда теперь ушли ■иена амазонок. Захваченная женщина рожа-ебенка для своего нового мужа и затем вос-ывала его в ненависти к отцу, принуждая гь его, когда вырастет. Был случай, когда осшая девочка в 12 лет убила своего отца и >м ушла в джунгли, забрав как пропуск оже-=>е матери. Специальное ожерелье, которое чт только лесные женщины, совсем спрятаться и не показываться нико-i мире они не могут. Им нужны мужчины для
цолжения рода. Поэтому раз в году, когда ет пальма саго, часть племени отправляется >лгий поход к ближайшим племенам, где /т мужчины. Они незаметно подходят к де-не, используя все свои лесные навыки, и :олько дней присматриваются из кустов. За-
тем амазонки оставляют возле домов избранников небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том, что «мы здесь». В страхе находятся обе стороны. Женщины боятся нападения, поэтому никогда не расстаются с оружием, а мужчин пугает агрессивность совершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они принюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунгли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, возможно, не увидеться уже больше никогда. Известен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.
Плод любви — девочек — оставляют жить в племени, а мальчиков убивают, принося в дар лесным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу. Источник: МК. 1996. 22 марта.
фье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 1м же.
ные, собранные из разных обществ; 3) теоретическая часть этнографии; 4) то