Культурная и социальная антропология

Центральное место среди отраслей антропологии занимает социальная и культурная антропология, которую в одном случае рассматривают как одну дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в другом — как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры, устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Термин «социальная антрополо­гия» был впервые употреблен Дж. Фрезером, а формирование этого направ­ления исследований относится к концу XIX в. На протяжении длительного времени ее основным объектом исследования считались «примитивные» общества, а культура рассматривалась как аспект общественной жизни. В отличие от культурной антропологии, сложившейся главным образом в США, социальная антропология, получившая распространение в Велико­британии, по традиции не включает в свои исследования лингвистику и ар­хеологию4.

Культуру как совокупность обычаев, традиций, символов, норм и правил поведения, а также как образ жизни (стильжизни), присущие разным наро­дам, изучают главным образом в рамках социальной и культурной антропо­логии, которая в последнее время разделилась на множество поддисциплин, направлений и школ. Культурная антропология — часть общей антрополо­гии, изучающая культуру во всех ее проявлениях, применяющая методы, понятия и данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора и линг­вистики, а также социологии и психологии.

Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, станов­ление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систе­му социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние куль­туры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный фено­мен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифологию как культурное явление и др.

Культурная антропология опирается на эмпирические данные, собран­ные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после про­ведения полевой работы. Она предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях, т.е. на сопоставлении разных культур в различные истори­ческие эпохи, а не только традиционных обществ.

Эта отрасль занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет соци­альные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, яв­ляется ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в

4 Крюков М.В. Социальная антропология // http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/term. html?act= list&term=511.

состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в за­рубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (осно­ванную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях). Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология — самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наи­большее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других стран используют термин «этнология». По этому поводу СВ. Лурье пишет: «То, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось куль­турной антропологией. В действительности термин "этнография" существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же с самого момента своего зарождения выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательные, "полевые" материалы (сколь бы обильны они ни были) являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства»5.

В последнее время активно развиваются подотрасли культурной антропо­логии — культурная экология и палеоэкология. Обе они изучают влияние про­изводственной деятельности человека на окружающую среду, только первая дисциплина рассматривает современную, а вторая — древнюю эпохи. Исход­ное понятие у них — экосистема, которая раскрывает единство искусствен­ной и естественной среды. Например, антропологов, специализирующихся в этих областях, интересует влияние перенаселенности планеты в целом либо ее отдельных регионов на урожайность, развитие транспорта и средств ком­муникации, каким образом увязаны между собой конкретные технологии разведки и добычи запасов полезных ископаемых, влияние на человеческую культуру перехода от деревенского образа жизни, максимально гармониро­вавшего с окружающей средой, к городскому, который нередко конфликту­ет с ней. По плотности населения древних поселений ученые узнают их при­надлежность к столичному, городскому или провинциальному типу терри­ториальных общностей.

Разновидности социальной (культурной) антропологии — юридичес­кая, историческая и экономическая антропология. Экономическая антро­пология — научная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке социологии, экономики и социальной антропологии, — исследует взаимодействие людей по поводу купли-продажи товаров и обеспечения услуг. Предметом классической экономической антропологии являлась экономика докапи­талистических стран или так называемых крестьянских обществ, где ры­нок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни6. Активное раз­витие экономической антропологии во второй половине XX в. — резуль­тат возникновения молодых независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании, которые относят к странам «третьего мира». Стремление направить эти страны по пути капиталистического развития предполагало детальное знание их экономической структуры, традиций производства и труда. Один из видных представителей эконо-

1урье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 ИрадерХ. Экономическая антропология. СПб., 1999.

мической антропологии Д. Далтон писал: «Мы часто забываем о том, что 80% населения третьего мира живет в небольших... племенных и кресть­янских общинах. Поэтому, когда новые нации направили свои усилия на экономическое развитие и трансформацию культуры, возрос соответ­ственно интерес к проблемам экономической антропологии — разверну­лось изучение племенных и крестьянских экономик в доколониальный, колониальный и послеколониальный периоды»7.

Не только перед Западом, но и перед СССР в 1980-е гг., когда впервые советские социологи заговорили об экономической социологии, стояла за­дача поднять уровень развития национальных окраин России до уровня раз­вития ее центра. Однако ее методология считалась чуждой марксистско-ле­нинской теории и практике реального социализма8. В связи с этим отече­ственные социологи предпочитали говорить об экономической этнографии, или этноэкономике9.0 проблемах индустриального освоения национальных окраин СССР социологи и экономисты писали еще в 60—70-х гг. Г.А. Пру-денский10, Н.Н. Некрасов", В.Г. Костаков, Е.Л. Маневич12, В.Н. Киричен­ко13 отмечали, что строившиеся в городах Средней Азии, Закавказья и Мол­давии крупные предприятия сложных производств не обеспечены местны­ми трудовыми ресурсами из-за «недостаточных навыков к индустриальному труду, малой территориальной подвижности населения, слабого знания рус­ского языка у лиц коренных национальностей и относительной неразвитос­ти сети подготовки кадров»14.

В 70—80-е гг. советских социологов и этнографов интересовали пробле­мы связи трудовых традиций с этническими аспектами, неодинаковости хо­зяйственно-культурных типов15, этнической дифференциации хозяйствен­ных традиций16. В частности: сравнивали тип сельскохозяйственной специ­ализации у трех народов, населяющих Забайкалье, — бурят, русских, эвенков. Если у русских главной отраслью сельского хозяйства оставалось земледелие, то у бурят ведущим было скотоводство, хотя земледелие и получило под вли­янием русских заметное распространение; что касается эвенков, то для их хозяйства до сих пор характерно сочетание трех отраслей: охота, оленевод-

7 Цит. по: Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Национальные трудовые традиции — важный фактор ин­тенсификации производства// Социологические исследования. 1983. № 2. С. 45.

8 Бутинов Н.А. Американская экономическая антропология (формализм и субстантивизм): Актуаль­ные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.: Наука, 1979.

9 Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Указ. соч. С. 43-54.

10 Пруденский Г.А. К изучению региональных особенностей экономического развития районов стра­ны (вместо введения): Региональные особенности экономического развития районов страны. М.:Мысль, 1966; Пруденский Г.А. Опыт социологических исследований: Экономические законы и ру­ководство хозяйством. М.: Экономика, 1966.

" Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.

12 Костаков В.Г., Маневич Е.Л. Важнейшие проблемы использования трудовых ресурсов: Региональ­ные проблемы населения и трудовые ресурсы СССР. М.: Экономика, 1978.

13 Кириченко В.Н. Пропорциональность экономического роста и эффективность//Коммунист. 1980.№ 18.

14 Там же. С. 34.

Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические обла­сти // Советская этнография. 1965. № 4.

Чеснов Я.В. Социально-экономические уклады и этнические традиции в агроэтнографии // Совет­ская этнография. 1972. № 4.

ство и рыболовство. Ученые пришли к выводу о том, что «исторически хо­зяйственная специализация каждого народа-этноса, как правило, обуслов­лена соотношением (в момент ее возникновения) двух факторов: уровня социально-экономического развития и характера среды обитания... Нет ни­каких сомнений в том, что и в современных условиях традиционные отрас­ли, особенно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, ремес­ла, развиваются на основе трудовых традиций (ковроткачество в Средней Азии, трикотажное производство в Латвии, обработка дерева и художествен­ное литье в России, кожевенное производство в Дагестане и т.д.)»17.

С позиций воспроизводства трудовых ресурсов национальные республи­ки тогда предлагалось делить на трудоизбыточные и трудонедостаточные. Прошло 20 лет, и 89 субъектов Российской Федерации с позиций распреде­ления доходов стали подразделять, если можно так выразиться, на налого-избыточные и налогонедостаточные, а точнее, на регионы-доноры и регио­ны-реципиенты (или дотационные): первые отдают налоги в госбюджет и способны прокормить себя сами, вторые просят помощи из госбюджета и не способны себя прокормить. Сегодня, как и много лет назад, на правитель­ственном уровне говорят о политике регионального выравнивания с учетом национальных особенностей. Ученые пишут о большом числе кризисных территорий в России, беспрецедентной дифференциации региональных по­казателей. Кстати, задачи регионального выравнивания стоят не только пе­ред Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня сред­них с акцентом на территориях, имеющих наихудшие экономические и со­циальные показатели. При этом нередко используется перераспределение средств от относительно богатых к относительно бедным странам через ме­ханизмы ЕС (структурные фонды и пр.)18. Сегодня экономическая антропо­логия приобретает все большее академическое и прикладное значение19.

Юридическая антропология — совокупность теоретических и эмпиричес­ких исследований правовых систем различных обществ (архаических, тра­диционных, современных). Возникнув в Европе в 60-х гг. XIX в. как состав­ная часть всеобщей истории права, она получила статус самостоятельной дисциплины в 1920-х гг. в Англии. Во Франции определенный вклад в раз­витие этой науки внес Э. Дюркгейм, первая крупная работа которого «О раз­делении общественного труда» базируется на материалах истории правовых отношений у разных народов. В Германии большое внимание трактовке права с социальных позиций уделял М. Вебер, имевший юридическое об­разование. В России в 1870-х гг. началась систематическая фиксация пра­вовых норм различных народов страны, что позволило перейти затем к историческому истолкованию богатого эмпирического материала. Наряду с исследованием брачных норм (И.М. Кулишер, А.Г. Смирнова) русские историки права интересовались деревенской общиной (А.Я. Ефименко,

зромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Указ. соч. С. 48.

/ишлейд Ф., Юилл Д. Системы категоризации ареалов в Европе: возможные уроки для России // егиональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асим­метрии. Вып. 2. Новосибирск, 2000.

^втономов B.C. Экономическая антропология и модель человека // Очерки экономической антро­пологии. М.: Наука, 1999; Очерки экономической антропологии / B.C. Автономов, А.Г. Гаджиев, 1-Н. Калмыкова и др. / Ин-т проблем занятости РАН. М.: Наука, 1999.

М.М. Ковалевский). В России довольно рано юридическая антропология отделилась от всеобщей истории права (Е.И. Якушкин, М.М. Ковалевский). В трудах советских этнографов юридическая антропология рассматривается как раздел «нормативной этнографии». Современные российские специа­листы в этой области сосредоточили свое внимание на охране и использо­вании природных ресурсов и правах коренных народов на природопользо­вание в современных условиях.

Историческая антропология — применение антропологического подхода к изучению истории конкретной страны, нескольких стран, а также прове­дение кросс-культурных исследований. Появление этой дисциплины связы­вают с деятельностью знаменитой школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Лефевр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ж. Ревель и др.) во Франции20. Благо­даря своей книге «Короли-чудотворцы» М. Блок21 может по праву считаться основоположником исторической антропологии. Оформление исторической антропологии в самостоятельное методологическое направление М. Кром относит к рубежу 1960—1970-х гг.22 Если историческая социология уделяет приоритетное внимание истории социальных институтов в европейском обществе, в частности семьи, государства, частного права, церкви, армии, то историческая антропология поглощена скорее «историей повседневности» — образ жизни, картины мира, обычаи, привычки и стереотипы сознания, по­ведение рядовых людей, скажем, в средневековой Франции, а также отно­шение людей прошлого к жизни и смерти, болезням, возрастным периодам (детство, молодость, старость), народная религиозность, взаимодействие различных уровней культуры (интеллектуалов и «простецов»), праздники и будни, ритуалы, церемонии и т.д.23 В отличие от этнографов, интересующихся преимущественно архаическими компонентами крестьянской культуры, историки школы «Анналов» более всего заняты изучением «культуры мен-тальностей» городского населения средневековой Европы24. Исследование

20 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986; Февр Л. Бои за историю. М., 1991;Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французкой шко­лы «Анналов». М., 1993; Одиссей: Человек в истории. М., 1989—96.

21 Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевскойвласти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М, 1998.

22 Кром М.М. Историческая антропология. СПб., 2000.

23 Александров Д.А. Историческая антропология науки в России // Вопросы истории естествознанияи техники. 1994. № 4. С. 3—22; Данилевский И.Н. На пути к антропологической истории России //Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпрета­ции: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. М., 1998. С. 45-48; Романов Б.А. Люди и нравы древнейРуси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. Л., 1947 (переизд.: М., 1966); Бессмертный Ю.Л. Исто­рическая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация //Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпрета­ции: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. М., 1998. С. 32—34; Историческая антропология: место всистеме социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф.Москва, 4-6 февраля 1997 г. / Отв. ред. О.М. Медушевская. М.: РГГУ, 1998; Ким С.Г. Основныетенденции исторической антропологии в Германии 1960—80-х гг. // К новому пониманию человекав истории: Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994. С. 130—190;Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // ВестникАН СССР. 1989. № 7. С. 71-78; Эмар М. Аграрная история: от изучения экономики к историческойантропологии // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокругфранцузской школы «Анналов». М., 1993. С. 130-137.

24 Берк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей: Человек в истории. 1993. М., 1994.С. 272—283; Burke P. The Historical Anthropology of Early Modern Italy: Essays on Perception andCommunication. Cambridge, 1987.

обыденной культуры в России ведет свое начало с работ Н.И. Костомарова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, П.Н. Милюкова. Сегодня этими проблемами занимаются Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, М.М. Кром, А.Л. Ястребицкая, Ю.Л. Бессмертный, М.В. Крюков, В.В. Малявин, А.Н. Мещеряков, А.А. Чекалова, Л.М. Дробижева и др. Можно выделить родственные направления — история ментальностей (Л. д'Осси, Ж. Миш-ле, Л. Февр, М. Блок, Ф. Арьес, Ж. Ле Гофф, Ф. Граус, П. Динцельбахер, X. Мейер, У. Раульф, А.Я. Гуревич, Ф. Бродель), микроистория (К. Гинзбург, К. Пони, X. Медик, Дж. Леви25), история повседневности (X. Медик, А.Людтке26).

ЭТНОГРАФИЯ

Термин «этнография» более привычен для представителей русской куль­туры, поскольку в советские годы антропология практически не получила развития и этнография служила как бы ее заменителем. Но в какой степени она способна выполнить эту функцию, являются ли две науки — антрополо­гия и этнография — синонимами или это две разные науки, с этим мы по­пытаемся разобраться.

Этнографию часто путают не только с антропологией, но и с этнологией, поэтому в научных словарях, определяя этнографию, в скобках часто упо­минают этнологию как ее эквивалент либо очень похожую на нее дисцип­лину.

Этнография (от греч. ethnos — племя, народ) (этнология) — наука об эт­носах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культу­ру. Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. связано с эволюционной школой (Э. Тэйлор, Л .Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца XIX в. исследуются региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Объектом исследования являлись живые первобытные общества. Отсюда наименование этнографии как «науки о живой старине». На первых порах этнография исследовала не столько общественные отношения, сколь­ко культуру. Главным методом сбора эмпирической информации было и остается полевое исследование. Постепенно горизонт этнографии расширил­ся до изучения культуры традиционного общества в целом, куда первобыт­ное общество входило только как один из элементов. Ученые стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и ее трансформацию под влияни­ем капитализма. Постепенно в ряде стран, в том числе в СССР, на правах самостоятельных дисциплин выделились два раздела этнографии: 1) этно­графия первобытности и 2) этнография крестьянства. История становления

Леви Дж. К вопросу о микроистории//Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167—190; Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и соци­альных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 193-202; Ревель Ж. Микроанализ и конструиро­вание социального // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 236—261. (Краткий вариант той же работы см.: Одиссей: Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 110-127.) Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Соци­альная история. 1998/99. М., 1999. С. 77-100; Оболенская СВ. «История повседневности» в совре­менной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 182-198.

этнографии в единстве двух ее составляющих, прослеженная Ю.И. Семено­вым27, позволяет заключить следующее. В Англии к моменту появления эт­нографии крестьянская культура уже исчезла, уступив месту промышленно­сти, — сохранились только письменные источники, которыми активно за­нимались фольклористы и историки. Единственным объектом оставались

культурная и социальная антропология - student2.ru

заморские колонии, где во множестве обитали первобытные общества, а в не­которых, например в Индии, и живые крестьянские общества. Но эти исследо­вания чаще всего не рассматривались как относящиеся к этнографии, тем бо­лее что их объектом была не столько крестьянская культура, сколько кресть­янская община. В США традиционное крестьянство никогда не существовало, но зато отчасти рядом с американским обществом, отчасти в его недрах суще­ствовало множество индейских об­ществ, относимых к первобытным. По­этому этнография здесь возникла как наука почти исключительно о живых первобытных обществах. В Германии, где крестьянство, в отличие от Англии, продолжало существовать, этнография зародилась прежде всего как наука о простонародной культуре, и только потом, с превращением Германии в ко­лониальную державу, появилась возможность изучать живую первобытность и развивать ее этнографию.

В России, в силу особенностей ее развития, крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку грани­ца между ними носила относительный характер, для обозначения двух дис­циплин обходились одним термином — «этнография». Изучая первобыт­ность, этнографы называли объекты своего исследования народами или пле­менами, изучая цивилизованные общества, — просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией, или этнологией (от греч. ethnos — народ). Часто описание этносов, или народов, дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно намети­лось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 30-х гг. в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разде­лам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания, что на­шло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавка­за, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах по­лучила меньшее развитие. При Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фун­даментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии,

Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социаль­ной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998. С. 7-39.

истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклас-совом и раннеклассовом обществах и т.д. В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды С.А. Арутюнова, СП. Тол-стова, A.M. Золотарева, МО. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.).

Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позво­лило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в разви­тии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капи­талистического общества, была религия.

Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия — этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобыт­ной и (или) крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпи­рической информации, а под этнологией — изучение тех же объектов и про­цессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга. Развитие теоретического слоя зна­ний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и др.

В конце XIX — начале XX вв. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Греб-нер, В. Шмидт, Ф. Боасидр.), отказавшиеся от старых эволюционистских под­ходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а куль­туры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, кото-

рую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л .Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным пред­метом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим — «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах. В результате в середине XX в. сформировались три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое ме­сто выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитив­ных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стра­тификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитив­ных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная — из первичности социальной струк­туры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки — социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают куль­турную антропологию. В рамках социальной антропологии в XX в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности: антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы; ан­тропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и род­ственные организации; антропология войны (anthropology of war), исследую­щая конфликты и войны в первобытном обществе, и др.28

м Подробнее см.: Семенов Ю.И. Указ. соч.

Социологияизучает социальные отно­шения, структуру и институты совре­менных индустриальных и постиндуст­риальных обществ, преимущественно городское население, составляющее более половины населения Земли

Антропологияизучает социальные отношения, традиции и обычаи прими­тивных племен, сохранившихся до на­стоящего времени, и проводит сравне­ние с современными обществами

Этнографияизучает обычаи и традиции малых народов, а также негородского населения развитых стран, составляюще­го менее половины жителей Земли

Рис. 21. Предметы изучения социологии, антропологии и этнографии

Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и инду­стриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Аме­рики и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведет­ся на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто яв­ляется ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифи­цированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Эт­нографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и по­литику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпи­рических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете.

В последнее время российские специалисты восстановили традиции на­шего великого соотечественника Миклухо-Маклая и после векового пере­рыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности око­ло берегов Австралии.

ЭТНОЛОГИЯ

Однозначного понимания данного термина в литературе не существует, поэтому в разных источниках можно встретиться с разными его трактовка­ми. Все специалисты согласны лишь в том, что этнология находится на сты-

ке нескольких дисциплин, основные из которых — социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и семиотика.

За рубежом этнология понимается как наука о народах (преимуществен­но «примитивных»), в то время как этнография рассматривается как сово­купность эмпирических данных о них. Э. Дюркгейм рассматривал этноло­гию как описательную дисциплину, материалы которой обобщает социоло­гия. Согласно К. Леви-Строссу, этнология XX в. — это область познания новых культур и новых проблем, она в большей степени, чем этнография ориентирована на теорию и методологию, объяснение и понимание социо­культурных процессов. «Это сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные (а изначально и физические) различия между народами и объяс­нить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миг­раций и взаимодействий. Термин "этнология" происходит от греческого сло­ва "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация»29.

В русской науке этнографию и этнологию преимущественно считали си­нонимами (наряду с «народоведением»), хотя в последнее время наметилась тенденция к их размежеванию. В одном из недавних словарей этнологичес­ких терминов утверждается, что «в узком понимании этнология — теорети­ческое народоведение, в отличие от описательного — этнографии», а «основ­ным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала»30.

Врезка

Л. Круглое

Новые амазонки

Автор этого материала — журналист Леонид Круглое, руководитель программы «Исчезаю­щая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группой Круглова был собран уникальный этнографический материал и най­дено племя лесных женщин — воинов-амазонок. ...Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что не­сет цивилизация, но и от таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богат­ство и ценность, из-за них идут постоянные вой­ны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали су­перосторожными, великолепно владеют муж­ским оружием — луками и копьями. Они бди­тельно охраняют свою территорию и безжало­стны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джун-

глей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры.

Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно со­гласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности — охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщи­нами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смот­рят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.

Скорее всего, много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обо­сновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи.

Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли

s Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991. P. 101. Краткий этнологический словарь. М.: Фонд «Социальный мониторинг», 1995. С. 90.

Этнология рассматривает этнографию как материал для своих выводов и обобщений, дает ей необходимые объяснительные механизмы, вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографических дан­ных. «Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Эт­нология является ее теорией»31. По всей видимости, этнология изучает и сравнивает результаты работы этнографов — эмпирические данные, собран­ные из разных обществ. Этнологи строят научные обобщения и выводят тен­денции, устанавливая универсальные, общие и специфические черты у раз­ных обществ.

Несмотря на значительное сходство, антропология и этнология — разные науки. Как следует из их названия, основу первой составляет отдельный че­ловек (антропос), основу второй — целый народ (этнос). «Этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографи­ческих процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали, и иссле­дователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не назы­вают. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии»32.

Сопоставляя различные точки зрения, можно заключить, что этнология — это: 1) то же, что и этнография; 2) самостоятельная научная дисциплина, изу­чающая и сравнивающая результаты работы этнографов — эмпирические дан-

}ить все выше по реке и глубже в лес. Изве-=1 истории из тех мест, откуда теперь ушли ■иена амазонок. Захваченная женщина рожа-ебенка для своего нового мужа и затем вос-ывала его в ненависти к отцу, принуждая гь его, когда вырастет. Был случай, когда осшая девочка в 12 лет убила своего отца и >м ушла в джунгли, забрав как пропуск оже-=>е матери. Специальное ожерелье, которое чт только лесные женщины, совсем спрятаться и не показываться нико-i мире они не могут. Им нужны мужчины для

цолжения рода. Поэтому раз в году, когда ет пальма саго, часть племени отправляется >лгий поход к ближайшим племенам, где /т мужчины. Они незаметно подходят к де-не, используя все свои лесные навыки, и :олько дней присматриваются из кустов. За-

тем амазонки оставляют возле домов избранни­ков небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том, что «мы здесь». В страхе находятся обе стороны. Женщины бо­ятся нападения, поэтому никогда не расстают­ся с оружием, а мужчин пугает агрессивность со­вершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они при­нюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунг­ли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, воз­можно, не увидеться уже больше никогда. Из­вестен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.

Плод любви — девочек — оставляют жить в пле­мени, а мальчиков убивают, принося в дар лес­ным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу. Источник: МК. 1996. 22 марта.

фье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 1м же.

ные, собранные из разных обществ; 3) теоретическая часть этнографии; 4) то

Наши рекомендации