Родственный круг: антропологические
ДИСЦИПЛИНЫ
Междисциплинарная матрица социологии показывает, какие социальные и гуманитарные дисциплины находятся в тесных родственных отношениях с социологией — это философия, психология и социальная психология, политология, экономика и др. Среди них есть наука, которую можно считать родной сестрой социологии — настолько много у них общего. Это антропология, которую одни специалисты считают разделом социологии, а другие, напротив, считают социологию разделом антропологии. Она разветвляется на множество направлений, отраслей и субдисциплин, большинство из которых направлены на изучение исторического, культурного и социального становления человека и человеческого рода.
ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология — межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации. Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как науку о происхождении и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходство и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ — древних и современных.
После расширения тематического поля антропологии ее определение как науки, изучающей образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды, относится теперь только к общей (биологической, физической) антропологии.
Термин «антропология» был введен в научный оборот главным образом в англоязычных странах (а в 90-е гг. и в России). В Германии его заменяет этнография, а во Франции — этнология. Термин «антропология» трактуется в узком и широком значениях. В узком смысле антропология — это исключительно учение о человеке (взаимосвязьтела и мозга, анатомии и физиологии). В СССР термин «антропология» использовался для обозначения физической антропологии.
В широком смысле антропология трактуется за рубежом как наука о человечестве в единстве его культурных и социальных аспектов. Она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д. В расширенной трактовке антропология охватывает и гуманитарные, и социальные науки. В широком смысле антропология включает собственно антропологию или естественную историю человека; палеоэтнологию, или предысторию; этнологию — науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческих популяций; медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека); экологию человека и др.
Это подтверждает и один из ведущих отечественных специалистов в области антропологии Э.А. Орлова:
«Антропология как область научного исследования окончательно сложилась в последней четверти XIX века и связывалась с задачей полного понимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология, или предыстория, — происхождение, первобытное состояние человека; этнология — распространение человека на Земле, изучение его поведения и обычаев; социология — отношение людей между собой; лингвистика — образование и существование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география — воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография — статистические данные о составе и распределении человеческой популяции»1.
В США согласно одному из официальных источников в антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании — только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию2. Однако существуют и другие версии (рис. 17и 18). В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось. В предлагаемых
1 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. С. 8-13.
2 Companion Encyclopedia of Anthropology / Ed. by Т. Ingold. L, N.Y.: Routledge, 1995. P- XIV.
Рис. 17. Дисциплинарная терминология в США
типологиях повторяются те дисциплины, школы и направления, которые существуют на Западе. В России вместо антропологии существовала этнография, которая в Англии и США считается отраслью или эмпирическим видом антропологии. Сегодня в многочисленных монографиях, статьях и учебниках, опубликованных как за рубежом, так и в России, можно встретить очень широкий и постоянно меняющийся список дисциплин и направлений, включаемых в антропологию: философская антропология, теологическая антропология, психологическая антропология, социальная антропология, культурная антропология, историческая антропология, городская антропология, антропология религии, символическая антропология, когнитивная антропология, политическая антропология, экономическая антропология, прикладная антропология, лингвистическая антропология и др. Можно констатировать, что в литературе не сложилось единой типологии дисциплин и направлений антропологии. Чаще всего в отечественной литературе основными разделами антропологии считают морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
Среди социальных наук антропология занимает особое место, так как прослеживает становление человеческого рода в течение нескольких миллионов лет. Ни одна другая дисциплина не забиралась так далеко в исторические дебри Homo sapiens. Накопленный социологией фактический материал касается небольшого исторического отрезка — последних 100— 150 лет. Антро-
:рмин «социальная антропология» используется в Великобритании вместо двух других терминов — этнология» и «культурная антропология».
Рис. 18: Дисциплинарная терминология в Европе Источник: Encyclopaedia Britannica, 1996.
пологи изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен.
Антропология имеет не только самый широкий временной диапазон исследования человеческого рода, но и самую разнообразную тематическую гамму. Шутка ли сказать, она изучает и самые привычные для всех нас вещи, каковой является, например, обычная человеческая рука, и самые экзотические явления — например, брачные церемонии австралийских аборигенов. Кажется, антропологам подвластно все — и языковые формы племен, обитающих в дельте Амазонки, и социальная жизнь обезьян, живущих в дождевых лесах субтропической зоны, и останки животных, чудом сохранившиеся на стоянке первобытных людей. И все это необходимо для того, чтобы ответить на вопросы: кто мы, откуда пришли, как развивались, почему у нас возникли определенные формы социальной организации, культурные практики, духовные символы, орудия труда.
Именно антропологи вынудили социологов шире взглянуть на человеческое общество, не ограничиваться его индустриальными формами, не считать, что существующие сегодня общественные формы — это непременно многомиллионные и многомиллиардные объединения. Рядом с ними, где-нибудь в потаенных уголках Новой Гвинеи, живут крошечные группы охотников и собирателей, ведущие уединенный образ жизни, сохранившие для нас в первозданном виде наше историческое прошлое (рис. 19). Мы должны быть им благодарны, охранять и беречь живые памятники старины.
Антропология выполняет важную нравственную функцию — она старается избавить наше сознание от этноцентризма, привычки недооценивать другие культуры, желания оценивать инокультуру с позиций норм и цен-
Современная тенденция развития научного знания в Западной Европе, в частности во Франции, — использовать три термина при описании уровней исследования, которые в свое время утвердились в США: «этнография», «этнология», «социальная антропология». В Восточной и Центральной Европе термин «этнография» используется только в значении «этнология».
ностей собственной культуры. Широкая сравнительно-культурная перспектива, используемая антропологией, помогает глубже понять наше собственное общество, взглянуть на него иначе, чем было принято раньше. Взгляд на собственное общество со стороны обогащает социологическое видение мира.
Важными методами антропологических исследований являются антро-поскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), микроанатомия, антропологическая фотография, методы рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приемы восстановления живого облика человека по его черепу, картографирование расовых признаков, включенное (участвующее) наблюдение аборигенных культур и др.
Традиционно считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современные (рис. 20). В отличие от нее, социология изучает не древние общества, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современные.
В свое время К. Леви-Стросс предлагал различать предметы антропологии и социологии по такому критерию: социология изучает сознательные действия, антропология — бессознательные (обычаи, нравы). Предложение заманчивое, если учитывать совет М. Вебера: социологии лучше браться за изучение целе- и ценностно-рациональных действий, а аффективное и традиционное действие отдать другим наукам. Аффективные действия, по всей видимости, изучает психология, а вот традиционные действия (обычаи и нравы) вполне по силам антропологии. Однако сегодня представления о
предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.
Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете (1892) на самом деле объединял социологию и антропологию. Долгие годы антропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е гг. существовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академической дисциплины, эти департаменты разделили. В Англии академическая социология с самого начала развивалась в тесном союзе с социальной антропологией. Значительный вклад в развитие обеих наук внесли А. Радклифф-Браун и Б. Малиновский. Первый даже называл антропологию сравнительной социологией. И сегодня находятся специалисты, которые полагают, что антропология и социальная психология являются разделами социологии, а не самостоятельными науками. Во Франции, как в Англии и США, в первые 20 лет XX в. академическая социология тесно переплеталась с антропологией. Правда, в США социология доминировала над антропологией, а в Англии и Франции уступала ей.
Рис. 20. Этапы социальной и политической эволюции общества: предчеловеческое стадо, семья, человеческий род, племя, вождество, государство |
Как самостоятельная наука антропология сформировалась в середине XIX в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе
местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале — изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.
Однако сегодня горизонт научного поиска антропологов резко расширился. Видный американский антрополог Конрад Коттак пишет:
«Антропология предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях. Иначе говоря, на сопоставлении разных культур и разных народов. Хотя большинство людей по сей день убеждены, будто антропологи ограничивают себя изучением ископаемых и доиндустриальных культур. Но уверяю вас, что антропология — нечто гораздо большее, чем только изучение примитивных обществ. В ее горизонт попадают буквально все общества — и древние, и современные, и она пытается описать их, сравнивая и сопоставляя друг с другом.
В то же время любая другая социальная наука не выходит за рамки одного типа общества, как правило, индустриального, описываемого на примере США или Канады. Только антропология предоставляет человеку уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран»3.
Центральной темой общей антропологии, а также некоторых ее направлений являются антропогенез и антропосоциогенез.
Антропогенез (от греч. anthropos — человек и genesis — происхождение) — происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично — головного мозга. Переход к наземному образу жизни и вертикальному положению тела позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, а впоследствии — к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздельная речь и сознание.
Антропосоциогенез (от греч. anthropos — человек, лат. societas — общество и греч. genesis — происхождение) — исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное существо — представляет собой неразрывное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирования человека) и социогенеза (развития общества). В марксистской антропологической науке считается, что социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса — антропосоциогенеза, антропогенез и социогенез совпадают по времени.
ottak СР. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y.: McGraw-Hill Inc., 1994. P. 2.