Социальная категоризация и стереотипы
Категоризация не получила в научно-методической литературе однозначной трактовки. Ее понимают, как минимум, в двух значениях — позитивном и негативном. В позитивном смысле категоризация — способность отличать одну социальную группу или категорию людей от других. Нахождение отличительных признаков — не менее сложная операция, чем поиск сходных черт. В негативном значении категоризация употребляется в качестве характеристики жесткости или стереотипности мышления. Соответственно и как прием познания такую категоризацию отличает прямолинейность и жесткость суждений. Часто такая жесткость граничит с социально-негативной оценкой индивида или группы лиц, наклеиванием обидного ярлыка, безапелляционностью выносимых оценок или, попросту говоря, социальным клеймлением. Основу подобной процедуры составляет не социальное обобщение, а социальные стереотипы.
СТЕРЕОТИПЫ — это схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражают привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Стереотипы являются необходимой составной частью ценностной ориентации и социальной установки, но нередко принимают форму устаревших взглядов, чрезмерно упрощенного восприятия жизненной ситуации, предвзятости и предрассудка.
К сожалению, здравому смыслу, а в еще большей степени обыденному сознанию, свойственно все утрировать, категорически осуждать, навешивать обидные ярлыки, т.е. создавать социальные стереотипы — жесткие образы, содержащие набор негативных признаков. Пример — социальный шаблон «лицо кавказской национальности». Зародившись в сфере обыденного сознания, стереотипы, шаблоны и предрассудки проникают в область научного познания, создавая профессиональному социологу множество неудобств. Не всегда он способен распознать своих врагов, часто они прикидываются друзьями, которые якобы помогают глубже познать окружающий мир.
Пример социального стереотипа, который выступает под маской социального типа, можно обнаружить в статье Л.Н. Когана «Духовный потенциал провинции вчера и сегодня», опубликованной в журнале «Социс». Слово «провинция» появилось в русском языке в 1811 г., когда страна была разделена на отдельные территории — провинции. Впоследствии это деление было упразднено, а слово «провинция» приобрело другой смысл. «О провинция, ты рас-
тлеваешь людей, ты истребляешь всякую самостоятельность ума, охлаждаешь порывы сердца, уничтожаешь все, даже самую способность желать, какая возможность мыслить, когда кругом нет ничего, вызывающего мысль», — писал Н. Салтыков-Щедрин в 1856 г. об узости и скуке провинциальной жизни. Провинциал, соответственно, воспринимается не как житель провинции, а как носитель этого образа жизни, т.е. человек с низким уровнем культурного развития, обыватель, лишенный высоких гражданских идеалов, типичный конформист, боящийся сильных мира сего, преклоняющийся перед всем столичным. Таким образом, провинциал — далеко не всякий житель провинции, а специфический тип личности.
Итак, что же получается? У нас получается большая социальная группа людей, называющаяся «все жители не Москвы». Почему? Потому, что провинция начинается за большой кольцевой автодорогой. Там, где нет столицы. Да, это территориальное определение провинции. Сколько таких людей? Около 140 млн человек. Какая часть этой большой группы людей относится к социальному типу «провинциал»?
Из статьи следует, что качество провинциала — отсутствие гражданской позиции. Но разве оно присуще только тем, кто живет вне Москвы? А в столице нет тех, у кого отсутствует такая позиция? Разумеется, есть. Но если мы расширим признаки социального типа «провинциал» и будем понимать провинциала прежде всего как обывателя? Обыватель — это тот, кто лишен высоких гражданских идеалов, конформист, преклоняющийся перед всем столичным. Много ли их у нас в стране и где они проживают? Кто выходил в 90-е гг. на демонстрации против советской власти? Процентов 5—6 москвичей. Остальные сидели дома, смотрели происходящее по телевизору. Можно ли сказать, что у них есть активная гражданская позиция?
Стало быть, по этому признаку жители столицы и люди, не живущие в столице, не различаются. Далее — конформизм, низкий культурный уровень. Сейчас говорят: «происходят извращение нравов, Россия спасется провинцией». Что же получается? Провинция сегодня духовно выше столицы? Чтобы выяснить социальный тип, нужно изучить не только людей, но и их поведение. Например, говорят, что бумажные цветочки или слоники на комоде раньше считались признаком мещанства, обывательства. А если кто-то старается избежать ответственности по работе — это признак обывателя? А может быть, признаком обывателя служат увлечение бульварными романами, матерщина, просмотр телевизионной «мыльной оперы»?
Социальный стереотип — перенесение свойств, присущих отдельным людям, на всю категорию или группу — класс, слой, нацию. «Все чеченцы — преступники», «на Западе хорошо, а здесь плохо», «раньше дети были лучше» — распространенные стереотипы. Стереотип — не обязательно самый распространенный символ, но он должен быть ярким, эмоционально привлекательным и удовлетворять чью-либо потребность в идентификации. К примеру, «лица кавказской национальности» воспринимаются как спекулянты, а в последнее время и как мафиози, хотя эти черты присущи от силы 5—15% представителей закавказских народов. Социальный стереотип использовался и в политических целях при сталинизме. В 40-е гг. Сталин выслал малые народы (депортация) в Сибирь, а после войны посадил в ГУЛАГ всех, кто находился в фашистском в плену: органы НКВД выявили немало шпионов — бывших советских военнопленных, которых завербовали и заслали в
тыл СССР. И все-таки их число не превышало 1 % от сотен тысяч военнопленных, подавляющее большинство которых были патриотами, но которым, однако, приписывали свойства, присущие 1 % завербованных.
Социальные стереотипы пронизывают всю нашу духовную жизнь. Являясь продуктами жизненного опыта, они сами организуют и направляют этот опыт. Социальные стереотипы — обыденные аналоги научных умозаключений. Иначе говоря, логической основой является подведение части под общее, распространение свойств, характеризующих целый класс явлений, на каждое отдельное явление. Логической формой стереотипа служит суждение с квантором всеобщности.
Стереотип — обычное, массовое суждение людей об окружающем мире: «зимой всегда надо топить печку», «зимой всегда надо одеваться теплее». Причастие «всегда» указывает как раз на квантор всеобщности. Социальным этот стереотип делает то обстоятельство, что значительная часть наших суждений обращена к социальной среде. С их помощью мы каталогизируем людей по социальным слоям, классам, группам, сословиям и т.д. и, следовательно, наделяем конкретного человека теми свойствами, которые ранее мы приписали его социальной группе:
1. Все предприниматели — хапуги и обманщики.
2. Все женщины — стервы.
3. Все мужики — кобели.
4. Красиво одетые женщины, как правило, шлюхи.
5. Грузины — торгаши.
6. Армяне — хитрюги.
7. Те, кто ездит в «мерседесах», как правило, рэкетиры.
8. Сегодня все готовы брать взятки.
Согласимся, что такого рода суждения буквально пронизывают нашу жизнь. Они основа всей интеллектуальной жизни, они ориентируют наш опыт, направляют наши взаимоотношения с другими, подсказывают, что можно ожидать от тех или иных людей, и выполняют множество других полезных функций. Без них мы не можем обойтись. Выбросив один стереотип, мы тут же заменяем его другим. Общий объем социальных стереотипов не уменьшается — он постоянен, меняется только состав.
Иначе и быть не может, ведь стереотипы — продукты жизненного опыта, а он постоянно расширяется. Стало быть, существует тенденция расширения, а не сужения числа стереотипов. Стереотипы — некритические суждения об окружающих нас явлениях. Это их обязательное свойство. Почему? Потому что стереотип не просто суждение, он наш защитник, слуга, друг, помощник. Вас обидела женщина, и вот готово суждение: все женщины — стервы. В глубине души вы понимаете, что не правы: не все, а лишь та, с кем вам довелось столкнуться, т.е. из всего класса женщин надо выделить лишь отдельных особей, принесших вам несчастье. Кроме того, причиной этих несчастий вы можете быть сами. Именно так чаще всего и происходит: причиной ссоры, размолвки, конфликта и т.д. являются оба участника, а не один. Но стереотип — некритическое суждение. Он пристрастен, и только поэтому он нужен нам. Он подготовил для вас оправдание: не вы, а женщины — стервы. Таким образом, социальный стереотип — это один из инструментов психологической защиты.
Но у него есть и другие функции. Одна из них — служить инструментом сокращения описания социальной реальности. Он «упаковывает» информацию о внешнем мире в удобные для вас формулы. Тем самым он предупреждает и ориентирует вас, причем в очень сжатые сроки. Стереотип говорит вам: «Осторожно! Все армяне — хитрецы, а все мужики — кобели!» Срабатывают ваши защитные механизмы, мобилизуются интеллектуальные ресурсы и, как знать, может быть, благодаря этому вы не совершили еще ни одной ошибки, не допустили рокового промаха. А может быть, и наоборот — поддавшись обаянию стереотипа, вы неправильно занесли явление в свой реестр: именно эта женщина, которую вы считаете стервой, может быть верной спутницей вашей жизни. Но этого уже никогда не проверить — вы расстались с ней, предупрежденные своим «бдительным стражем».
Так что стереотипы могут ошибаться. А что это значит? Это значит, что приборы, служащие локаторами и ориентирующие вас во внешнем мире, либо сломались, либо изначально работают неисправно. Так оно и есть. Стереотипы должны быть неисправными. Так записано в их определении: стереотип — некритическое, одностороннее суждение о чем-либо, вынесенное в категорической форме.
Всякий, кто пробовал переубедить человека в дружеской беседе, мобилизуя все свое красноречие, знает бессмысленность подобного занятия. Стереотипы — как крепость, их разрушает только сильный враг при длительной осаде. Ваши слова — как дробинки для слона. Стереотипы создавали жизнь и делали это годами, если не десятилетиями. Они превратились в навыки и установки, всплывающие на поверхность помимо вашей воли и сознания. Ваше сознание над ними не властно, они действуют автоматически. А раз так, то как их могут разрушить словесные аргументы? Но всякий раз — оглянитесь вокруг — мы упорно встаем на неправильную дорогу. Родители наставляют детей: «Не женись рано, окончи сначала институт». И все зря. Срабатывают физиологическая потребность или стереотип. Первая руководит только сексуальными действиями, второй — всем остальным. Если вы не смогли его обнаружить, то это вовсе не значит, что его нет. Стереотипы везде, их даже больше, чем мы думаем или чем нам этого хотелось бы. Почему? Да потому что они составляют фундамент наших рациональных суждений об окружающем мире. Они самая универсальная, экономическая и эффективная форма, в которую «упаковывается» социальная информация. У социального стереотипа по крайней мере три составляющих:
1) логические операции подведения частного под общее (операция обобщения), перенесения признаков одного объекта на другой, обратная обобщению операция конкретизации. Таким образом, стереотип создаетсяметодом индукции, а применяется методом дедукции;
2) психологический механизм формирования стереотипа, видимо, тот же,что и у навыков, т.е. путем повторения. Кроме навыков, в стереотипеприсутствуют установка (готовность действовать шаблонным образомв новых ситуациях), психологическая защита (оправдание собственныхпоступков), мотивация (примерно то же, что и защита, т.е. оправдание
своей правоты), механизм релаксации («предприниматели — жулики, а я не жулик и мне от этого легче») и др.;
3) социологическое, или социальное, содержание — совокупность значений, смыслов и оценок, выработанных единством или группой, но усвоенных (интерпоризованных) индивидом.
О третьей составляющей, включающей в себя и социально-психологические компоненты стереотипа, надо поговорить подробнее. Стереотип отражает статус, т.е. социальное положение человека в обществе, плюс его оценку. К примеру, я не являюсь предпринимателем, не хватило способностей сколотить состояние, я им завидую и одновременно вижу, что подобные состояния сколачиваются нечестным путем. Как интеллигент, я отрицаю нечестные способы обогащения. Следовательно, я должен осуждать тех, кто выбрал эту жизненную стратегию. Поскольку нечестное обогащение — массовое явление, моя психика заготавливает шаблон, т.е. объяснительную и одновременно оценочную схему: все предприниматели — жулики. Но мой знакомый — предприниматель, и он думает иначе. Он считает, что основной способ обогащения — трудолюбие, предприимчивость и организаторские способности. Он не может думать о себе, что он жулик. Напротив, он заготовил другой шаблон: все непредприниматели — ленивые люди.
Социальный стереотип — это способность мыслить мир в терминах своей социальной группы. Для бедных богатые — жулики, для богатых бедные — лентяи. Но для бедных бедные не могут быть лентяями, а для богатых богатые — жуликами. Стереотип формирует суждения и оценки не своей, а другой группы, которая ни в коем случае не является референтной. Другая группа — враждебная или негативно-оцениваемая. «Все толстые — обязательно обжоры», но в этом убеждены только худые. Сами толстые думают о себе по-другому.
Можно сказать иначе. Социальный стереотип — предубеждение одной группы в отношении к другой. Яркий пример — расовые, национальные и этнические, религиозные и политические предубеждения. Есть даже межпоколенные предубеждения: старики возмущаются поведением молодежи, а та, в свою очередь, называет их консерваторами. Давно известно, что старики всегда ворчали на молодежь, считая ее испорченной и развращенной, — так было даже в Древнем Египте 5000 лет назад, и тому сохранились документальные доказательства. Известно и другое: молодежь разная, и подводить всех под единый стандарт бессмысленно. Но человечество упорно продолжает это делать с каждым следующим поколением, несмотря на прогресс просвещения и даже вопреки внутренним здравым установкам.
Таким образом, возраст некоторых социальных стереотипов исчисляется тысячелетиями, других — столетиями и десятилетиями. Есть старые стереотипы, а некоторые возникли совсем недавно. В течение 70 лет американцы (да и не только они) воспринимали СССР как основную угрозу миру. Точно также заставляли советских людей воспринимать США. Следовательно, существует еще одна разновидность социальных стереотипов — идеологические шаблоны. Наряду с ними имеются и тендерные стереотипы — например, убеждение мужчин в том, что женщины — плохие руководители, и убеждение женщин в том, что лучше всего готовят пищу именно они. Стереотипы универсальны, они пронизывают все сферы повседневной жизни. В этом они схожи с коллективными привычками и обычаями, разница лишь в том, что
стереотипы — область вербального поведения и мышления, а привычки и обычаи — область реального поведения.
СОЦИАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ
Ранжирование — это оценка социальных типов по какой-то количественной шкале.
Например, вы строите шкалу популярности политических лидеров, на которой в иерархическом порядке сверху вниз расположены самые популярные (у них максимальный балл), менее популярные и самые непопулярные фигуры (минимальный балл). Или, скажем, вы начинаете оценивать какие-то социальные типы с точки зрения богатства. Ваш здравый смысл свидетельствует, что проживающие в четырехкомнатной квартире наверняка богаче, чем проживающие в однокомнатной, а проживающие в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах занимают промежуточные позиции. Так, используя какой-то признак (в данном случае — жилищную обеспеченность), вы ранжируете социальные группы.
Получившаяся шкала может быть весьма приблизительной, субъективной, либо точной, выраженной количественными признаками. Стихийный социолог, как и начинающий ученый, не должен ставить целью немедленно достичь научно значимых результатов. Главное, что вам удалось проранжировать многочисленные явления, среди которых вы раньше никак не могли установить порядка, т.е. соединить их в иерархическую шкалу и определить меру повышения или снижения выделенного признака. К примеру, вы интуитивно, только на уровне здравого смысла можете проранжировать лиц, злоупотребляющих алкоголем. Вы построите шкалу, на верхней позиции которой будут находиться «окончательно спившиеся», ниже разместятся «алкаши», «хроники», «пьяницы», внизу — «пьющие», «выпивающие», «поддающие», «прикладывающиеся», «употребляющие». Возможно, что все перечисленные понятия выражают совершенно разные уровни алкоголизма, а возможно, что их можно сгруппировать, укрупнить, считая, к примеру, что «выпивающие» и «поддающие» выражают одну степень, но разными словами.
Любая социальная шкала условна. Ни один врач, психолог или нарколог не скажет, сколько литров в год требуется, чтобы отнести человека к разряду «поддающих» или «алкашей». Нет такой количественной меры. Специалист, к помощи которого всегда прибегает социолог на ранней стадии составления своей программы, может только охарактеризовать модели поведения и образ жизни основных социальных типов, выделенных по критерию алкоголизма. Он скажет, что «окончательно спившиеся» — это обитатели социального дна, они принадлежат к андерклассу. Вся жизнь их посвящена добыванию алкоголя: сутра они стоят у магазина, выклянчивая деньги на «пузырек», всю мебель, которая была у них в доме, они давно продали и т.д. Напротив, самой легкой степени алкоголизма подвержены практически все взрослые люди, большинство из которых умеренно выпивают по праздникам. Конечно, на первых порах социологу трудно будет правильно классифицировать, например, такой поведенческий акт, как поиск повода к выпивке. К какой категории следует отнести таких людей? Но со временем, когда вся шкала будет заполнена, про-градуирована, им обязательно найдется место.
Вшкале алкоголизации вовсе не важна количественная дистанция между соседними позициями. Это не метрическая шкала. Расстояние между первым и вторым местами не обязательно должно равняться расстоянию между вторым и третьим, между третьим и четвертым и т.д. Здесь важен принцип градуирования. Вы ранжируете модели образа жизни и их последствия. К примеру, социолог доказал, что если у большинства населения отмечается средний уровень алкоголизации (когда взрослые мужчины ищут любого повода, чтобы выпить (хотя их и нельзя еще отнести к алкашам), что снижает их производительность труда и ухудшает дисциплину труда по сравнению с мало- или непьющими лицами в 1,5—2 раза, а это легко устанавливается экспериментально), то страна, где более 60% экономически активного населения подвержено этому пороку (цифры устанавливаются в репрезентативном выборочном опросе взрослых мужчин либо в опросе экспертов), будет хронически отставать по уровню экономического развития от передовых капиталистических стран, в которых показатель алкоголизации существенно ниже.
Таков прием социального ранжирования. Точные его формы применяются в науке, приблизительные и неточные — в повседневной жизни. В быту мы постоянно ранжируем, сами того не замечая. За нас ранжирование проделывает наша интуиция — автоматически и практически незаметно. Заметным оно становится только в том случае, когда происходят ошибки: вы поместили этого человека на ступеньку ниже в своей иерархии, обошлись с ним несколько более сурово, чем он того заслуживал, — и в результате на работе у вас случилось множество неприятностей. С процедурой стихийного ранжирования чаще других сталкиваются продавцы, ювелиры, официанты, швейцары, таксисты, рэкетиры, менялы, офисные менеджеры и представители других профессий, которые имеют дело со множеством клиентов разного социального положения, стремятся угадать их потребности, толщину их кошелька и стараются обслужить их в зависимости от этого фактора. Самые опытные из них определяют место клиента на социальной шкале с первого взгляда, на основе почти невидимых и понятных только им примет.