Неустранимость здравого смысла
Здравый смысл и наука, различаясь по ряду существенных признаков, помогают избегать ошибок. Роль здравого смысла и научной теории очень схожа — оба они предлагают некую исходную информацию, ограничивают область поиска, но не указывают той конкретной точки в этом поле, где ле-
жит решение вашей проблемы. Выбор всегда остается за вами. Посему доверять им надо не на все 100%, а лишь в общем, в тенденции.
Здравый смысл — это квинтэссенция нашего социального опыта. Социолог не может не пользоваться своим социальным опытом. Мы отбрасывали одни и оставляли другие признаки, скрепляя оставшиеся признаки с помощью логики. По мнению О.Е. Трущенко, «ученый, как и любой другой человек, живет в мире, который сам конструирует присущими ему способами категоризации и описания. Но, в отличие от "простого человека", ученый должен четко сознавать, что его способ описания ничуть не лучше, чем тот, который существует в обыденном сознании, т.е. на уровне нерефлексивном»3. Различие между здравым смыслом и научным знанием заключается в том, что первый является начальной точкой движения познания, а второе — его остановкой. Вначале надо сформулировать множество обыденных теорий, затем проверить их все до одной и оставить только те, которые прошли проверку на истинность. Правда, по мере проверки от первоначальной задумки почти ничего не остается: исходная гипотеза и исходная теория как домашние заготовки постоянно корректируются, подправляются, дорабатываются и заменяются. Пройдя серьезную перестройку, обыденная теория приобретает вид законченного научного знания, но такое случается редко, обычно затягиваясь на десятилетия. Другой вариант: когда вы начинаете с чтения научной литературы и исследования достижений других ученых, обнаруживших научное знание, выстраивая из непроверенных истин будущее здание своей теории. Такой путь короче и безопаснее. Важно к качественному знанию, заимствованному у коллег, прибавлять такое же качественное знание, добытое самостоятельно. К сожалению, на практике социологи поступают иначе: заимствовав надежную теорию, они пристраивают к ней невесть что и называют все это научной теорией. Они полагают, что исходный материал гарантирует качество здания в целом. Но это не так. Надо владеть еще надежной технологией построения здания науки. Одной из составных частей такой технологии является перевод единичных фактов в научные факты.
Зависимость общественной науки как от знаний, полученных путем здравого смысла, так и от научных определений Энтони Гидденс назвал «двойной герменевтикой». Она создает надежную основу понимания человеком связей в окружающем мире. Мар-гарета Бертильссон толкует содержание взгляда Гидденса на знание в «Битве за современность» следующим образом4: оно составляет основу социальной рутины, и с ним к индивиду приходит уверенность в закономерностях
слова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам
)углого стола») // Социология. 1995. № 5-6. С. 11.
.: Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы: Пер. с шв.
социальной жизни; в общем и целом мы примерно знаем, что произойдет завтра. Ежедневная рутина придает нам ту часто не замеченную наукой уверенность в окружающем мире, характера и развития которого мы не понимаем. Таким образом, мир жизни составляет первичный источник понимания и ресурсов для индивидов, для которых мир представлений науки выступает только опосредованным через бытовую технику (морозилка, телефон, телевизор, видео и т.д.). Проблемой соответствующих общественно-научных исследований, согласно Шюцу и Гидденсу, является то, что они недостаточно внимания уделяли «конституирующему» значению мира жизни для собственных эмпирических и теоретических опытов. Связь между символическими порядками еще недостаточно разработана в общественном анализе.
В каком-то отношении социология обречена изучать только мир мнений и обыденного сознания. Действительно, профессиональный социолог, создавая свои теории, опирается на собственный здравый смысл и пользуется языком улицы, как бы он ни очищал первое и второе, как бы он их ни тренировал или улучшал. Назовем первую неустранимость вторжением здравого смысла сверху.
Другая неустранимость происходит из-за того, что социолог изучает не притяжения планет, исторические ископаемые или химические реакции, а мнения людей. Анкетирование, в отличие от других форм полевого исследования (скажем, натурного наблюдения), применяемых в соседних науках, отличается субъективностью. Мнение респондента — это глубоко субъективная точка зрения обыкновенного человека, не интеллектуала и не эксперта. Часто он не может связно или правильно выразить свою мысль, судит о том, чего не видел или о чем никакого понятия не имеет, но боится показаться некомпетентным, а потому готов дать любой ответ, лишь бы не потерять свое реномэ.
Вторую ситуацию назовем проникновением здравого смысла снизу.
Итак, вторжение и проникновение — вот два полюса обыденного, между которыми зажата социологическая наука. Два препятствия, которые она стремится преодолеть, дабы быть академической наукой.
Раскрывая особенности социальной реальности, с которой приходится иметь дело таким наукам, как социология, А. Шюц был буквально поражен тем, до чего она «завирусована» здравым смыслом:
«Наблюдаемое социальным ученым поле, научная реальность, имеет специфические смысл и структуру соответствия для живущих, действующих и мыслящих в ней человеческих существ. Путем серии построений здравого смысла они предварительно отобрали и проинтерпретировали этот мир, который ими воспринимается как реальность повседневной жизни. И именно эти мысленные объекты определяют их поведение, мотивируя его. Мысленные объекты, сконструированные обществоведом для того, чтобы понять социальную реальность, должны базироваться на мысленных объектах, сконструированных здравой мыслью людей, живущих своей обыденной жизнью в своем социальном мире. Таким образом, конструкции социальных наук являются, так сказать, конструкциями второго порядка, конструкциями конструкций, созданных актерами на социальной сцене»5.
5 Schutz A. Collected Papers, I; The Problem of Social Reality. La Haye, Martinus Nijhoff, s.d. P. 59.
Социальное познание неразрывно связано с обыденным сознанием, поскольку представляет собой обыденный образ обыденного мнения. Пользуясь своим здравым смыслом, социолог пытается постичь здравый смысл другого человека, своего респондента. Но чем же эта ситуация лучше той, когда человек с улицы своим здравым смыслом пытается понять научный здравый смысл социолога? Преимущество социолога кроется только в университетском образовании и (пусть хоть небольшом) опыте проведения эмпирических исследований. Но что он впитал на студенческой скамье, если не прогуливал занятия, не подрабатывал во время лекций, исправно сдавал экзамены и посещал библиотеку? Этот вопрос мы адресуем вам. Можете считать это домашним заданием, предусматривающим написание небольшого эссе.
Приемы здравого смысла
Здравый смысл как теория повседневной жизни использует в своем арсенале приемы мышления, очень напоминающие научное познание. Поскольку они не соответствуют строгим требованиям научного метода, но основываются лишь на здравом смысле и обыденном сознании, мы вправе отнести их к стихийной, т.е. самодеятельной или любительской, социологии.
Стихийная социология — это складывающееся в процессе социализации человека социологическое видение мира (социологический образ мышления), которое опирается не на достижения научного знания, а на личный жизненный опыт и здравый смысл.
Термин «стихийная» существует не только в нашей науке («folk sociology»), но и во многих других, в частности в антропологии («folk anthropology»), и подразумевает обыденные суждения и обыденные ответы, которые дают люди в домашней обстановке, за стойкой бара, в дружеской беседе, на извечные вопросы, задаваемые профессиональными учеными. Вопрос о смысле жизни, врожденных привычках или о том, куда идет страна, интересует людей не только после того, как они выпьют. Вопрос о конечности человеческого существования, бесконечности вселенной и смысле жизни задает еще ребенок, а повзрослев, он всю свою жизнь пытается получить на них ответ. Наряду с этими вопросами человек задает себе множество других, весьма непростых даже с научной точки зрения вопросов, выступая в роли стихийного социолога или антрополога.
При поступлении на социологический факультет американских абитуриентов проверяют на наличие особого видения: если у юноши или девушки нет задатков социологического видения мира, то они считаются профнепригодными. Предполагается, что любовь к социальному познанию, особому подходу и анализу происходящих вокруг событий профориентированные лица приобретают в течение своей учебы и прохождения раннего этапа социализации (его называют также первичной социализацией). Обучение в вузе отшлифует приемы стихийной социологии, превратит их в точный инструмент научного познания, но склонность и задатки к занятию социологией должны проявиться еще в школьные годы.
К главным приемам стихийной социологии относятся: 1) социальная типологизация, 2) социальная категоризация и 3) социальное ранжирование. Все они опираются на здравый смысл, формируются в повседневной реаль-
ности и служат критерием профпригодности социолога. Научившись типо-логизации, категоризации и ранжированию, можно с большей легкостью разобраться в сложнейших понятиях сок пологий, например в социальной стратификации, которая подразумевает распределение больших масс людей сверху вниз по размерам дохода, объ^ vry властных полномочий, уровню образования и престижу профессии.
СОЦИАЛЬНАЯ ТИПО/уОГИЗАЦИЯ
Этот прием, пожалуй, самый простой, а потому присущ подавляющему числу людей. Основу интеллектуальной процедуры типологизации составляет социальное обобщение, т.е. поиск сводных черт у разнородных социальных явлений. Результатом являются социальные типы.
Типологизация — это умение находцл>, подмечать в окружающем типичное, повторяющееся, а затем правильно егс^ классифицировать. На основе сходных черт можно объединить в одну группу внешне различных индивидов. К при-
можем объединить в одну и ту же со стальную группу — подростки; водителей, шахтеров, трактористов мы зачь^ляем в ряды рабочего класса: хотя все они отличаются друг от друга, но у ни j есть общий признак — они занимаются преимущественно физическим трупом и относятся к наемным работникам. Применяя более сложные навыкг^ вы вскоре научитесь составлять социальные типы — собирательный обра ^ представителей какой-либо большой социальной группы не по одному пЫзнаку, а по целому их ряду. Это вершина мастерства типологизации. '
К социальным типам как неким нормам или приемам мышления люди прибегают не только в науке, но и в г ^вседневной жизни, в частности чтобы донести свою мысль собеседнику ш^ целой аудитории. К примеру, оратор постоянно ссылается на американский империализм, глобальное общество,
ютовых русских, грабительский капитализм, не подозревая, что использует социальный тип в каких-то идеологических, а нередко и просто политически неоправданных целях.
Термин «тип» обозначает совокупность существенных черт, описывающих вид или форму какого-то явления; человека, наделенного какими-либо характерными свойствами, яркого представителя сословия, группы, на-j#ra, эпохи; единицу расчленения изучаемой реальности в типологии. При-^м типизации в науке или повседневной жизни сводится к тому, что велиь^е множество самых разных предметов мы разбиваем на группы, основываясь на их дальнем или близком сходстве. В этом случае мы создаем мысленнь fl портрет обобщенного целого, вначале очень абстрактный, а затем наделим его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят ^тличить его от других типов.
Типизация — это одновременно и обобщение разрозненных явлений в устойчивые группы и типы, и приписывание людей к заранее созданной группе, т.е. наделение их социальными признаками. Это самостоятельная процедура стихийной социологии. Например, человек в кепке. Можем ли мы сказать, что кепка — признак мэра крупного города на том основании, что ее носит мэр Москвы Лужков? Нет, так как мэры других городов могут носить шляпу. Кепку в свое время носил вождь первого пролетарского государства В. Ленин. Можем ли мы говорить, что кепка — символ вождей? А другой вождь любил держать во рту курительную трубку. Обобщить разнородные явления, выделив в них типичные черты и признаки, а затем по выделенному признаку отличать одну социальную группу или один социальный тип людей от другого — это правильная процедура. Неправильным приемом типизации будет такая процедура, при которой яркий признак, обнаруженный у одного выдающегося представителя данной группы, вы переносите на всех остальных. Отнесение всех рабочих к занятым преимущественно физическим трудом — это верный прием социологического мышления, но считать их алкоголиками или малограмотными людьми на том основании, что некоторая их часть обладает подобными свойствами, неверно.
Социологу очень непросто провести границу между социальным типом, который нужно считать ценностно-нейтральным инструментом обобщения, и социальным стереотипом, содержащим в себе нелицеприятную оценку человека или явления. Сложно выделить те признаки, которые точно указывают на конкретный социальный тип. Кого относить к социальному типу или социальному стереотипу? Буржуазия, интеллигенты, комсомольцы — это социальные типы или стереотипы, нейтральные группы или оценочные категории? Приверженец КПРФ — это социальный тип? Или «homo sovieticus»? В интересной книге «Советский простой человек» Ю. Левады описывается закомплексованный, идеологически зашоренный интеллигент, которым манипулирует Коммунистическая партия. На основе многочисленных эмпирических исследований ученые выделили социально-типические черты «homo sovieticus». Оказалось, что эти черты были присущи только 30—40% советских людей, а это меньше половины населения страны.
Но почему тогда мы говорим, что это типичный советский человек? Получается, что типичный человек не принадлежит к большинству. Но так оно и есть: социальный тип может характеризовать большую совокупность людей, но не обязательно большинство населения. Чем большую совокупность людей вы изучаете, тем больше размываются признаки, по которым выделяется социальный тип. Обыденное сознание выделяет в повседневной жизни множество социальных типов. Один из них — трамвайный хам. Воображение рисует нам соответствующие черты поведения этого типа.
Стихийный процесс конструирования социальных типов надо отличать от научной процедуры построения идеальных типов, выдающимся мастером которых был М. Вебер. Идеальный тип в социологии — прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Задача этого приема — выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Идеальный тип использовался Вебером как эвристический инст-
румент, с помощью которого он намеревался открыть: а) сходные черты в исторических событиях, что было первым шагом на пути причинного объяснения; б) несходство и различие похожих явлений (отрицательное сравнение). Выделяя сходное в исторических явлениях, Вебер обнаружил существование феодализма уже в античности и средневековье.