Контуры развития западной социологии.
Центром социологической мысли в XIX в. была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наиболее значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие вопросы:
¨ что и как должна изучать социология,
¨ каковы пути развития общества,
¨ как регулировать отношения в нем,
¨ что определяет социальное поведение человека и т.д.
При этом у каждого из них был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка».
Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии XIX в.- начало XX в.:
Имя ученого | Годы жизни | Страна | Основные идеи |
Огюст Конт | 1798-1857 | Франция | Ø основатель социологии и позитивизма; социология должна быть точной наукой |
Карл Маркс | 1818-1883 | Германия | Ø задача ученых не только объяснять, но и изменить мир – путем революции |
Герберт Спенсер | 1820-1903 | Англия | Ø путь развития обществ - эволюция, т.е. постепенное и естественное движение |
Эмиль Дюркгейм | 1858-1917 | Франция | Ø задача социологии - строгое и объективное изучение социальных факторов |
Макс Вебер | 1864-1920 | Германия | Ø основатель «понимающий социологии»; сторонник идеи всеобщей рационализации |
Так, Дюркгейм полагал, что социологическое познание должно быть направлено не на сознание и поведение отдельных индивидов, а на изучение так называемых социальных фактов, которые стоят над каждым из членов данного общества.
Среди «изюминок» Карла Маркса — страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причем главным средством такого изменения должна стать революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.
В противоположность этому главной идеей Спенсера в отношении изменений в обществе была эволюция (от лат.evolutio развертывание)- процесс постепенного, плавного и естественного развития человеческих обществ, подобно тому, как это происходит тысячелетиями у живых организмов в природе.
Наконец, среди ключевых мыслей Макса Вебера – идея всеохватывающей рациональности (от лат. rationallis – разумный), т.е. разумно организованной, целесообразной жизни. Это предполагает
¨ (а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование;
¨ (б) рациональную бюрократию, т.е. хорошо отлаженное управление обществом;
¨ (в) рациональное право – четкие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми;
¨ (г) рациональную религию (протестантизм), воспитывающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т. д.
В XX в. более плодотворно социология развивалась в Соединенных Штатах Америки.Причем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского образования. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой.
Яркий пример успеха социальных исследований в этой стране – работа всемирно известного Американского института общественного мнения, или Института Гэллапа. Созданный в 1935 г. журналистом и статистическим аналитиком Джорджем Гэллапом (1901-1984) для изучения настроений избирателей в преддверии президентских выборов 1936 г., этот институт сегодня поводит исследования по самым разным вопросам и во всех развитых странах мира. Его данные не только оперативны и точны, но и заметно влияют на общественное мнение.
Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых всегда фокусировались на решении практических задач:
· каковы мотивы поведения людей;
· как лучше осуществлять социальный контроль и управление;
· как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества;
· как обеспечивать дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан и т.п.