Основы социологии и политологии
Основы социологии и политологии
(курс лекций)
по специальности 0201 ''Правоведение''
среднего профессионального образования
(базовый уровень)
Уфа 2005
Содержание
Введение 3
Лекция 1 Социология и её место в системе современных наук.
Лекция 2 Возникновение социологии. Основные этапы развития социологии.
Лекция 3 Общество: сущность, типы развития.
Лекция 4 Человек в обществе. Социализация личности.
Лекция 5 Политология и её роль в обществе.
Лекция 6 Государство – ключевой политии институт общества.
Лекция 7 Основные типы государства.
Лекция 8 Политические партии и политическое лидерство.
Заключение
Вопросы для подготовки к экзамену.
Список литературы.
Печатается по решению педагогического
совета Уфимского социально-правового
колледжа
Основы социологии и политологии: Учебное пособие/Сост.Шевалдина Е.И. – Уфа: АНО ''Сопрак'', 2003.- 19с.
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0201 ''Правоведение''.
Составитель: Шевалдина Е.Н. – канд.соц.наук, доцент.
Рецензенты: Лысак И.А. – канд.соц.наук, доцент.
Янборисов М.Х. – док.ист.наук, профессор.
Введение
Курс социологии и политологии относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 ''Правоведение''.
Современный этап и перспектива общественного развития ставят новые задачи перед профессиональным образованием: будущий специалист должен владеть знаниями об обществе, понимать суть социально-политических процессов и явлений, происходящих в нем.
Важную роль в понимании всей сложности и противоречивости социальной действительности, в повышении политической и общей культуры специалиста играет изучение курса ''Социология и политология''.
В результате изучения курса студент должен освоить: основополагающие понятия о предмете; базовых категориях, методах, функциях социологической и политической науки, ориентироваться в основных направлениях политической мысли, иметь ясные представления о политических и социальных системах общества в России и мире в целом, о сущности политической власти, институтах государства, гражданского общества, субъектах политики, политических процессах в обществе, политической культуре и международных отношениях;
иметь представление об основных исторических этапах становления социологии как науки, методах конкретно-социологических исследований, использовании социологических и политических знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношениях;
знать специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, взаимодействия личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизма их регуляции;
уметь методологически грамотно анализировать различные социальные факты, в целом понимать современную политическую ситуацию в России и мире, сравнивать политические проблемы в различных регионах мира, применяя теоретические знания, четко различать формы государственного устройства, понимать знание демократии для жизни общества, формировать собственную политическую культуру, чтобы применять политологические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.
Цели и задачи курса ''Социология и политология'' – научить студента самостоятельно анализировать социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном мире, придать их мировоззрению практически – гуманистическую направленность.
Требования к минимуму содержания учебной дисциплины
(основные дидактические единицы)
Социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения.
Предмет политологии; политическая власть, властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические отношения в России.
Лекция № 1
Вопросы к семинару.
1. Объекты, предмет и метод социологии.
2. Функции социологии.
3. Соотношение теоретического и эмпирического в социологии.
4. Структура социологического знания.
5. Социология в системе наук об обществе и человеке.
6. Роль социологии в обществе.
7. Теоретические и социальные предпосылки возникновение социологии, как науки.
8. Характеристика основных этапов становления и развития социологии как науки (школы, направления).
9. Актуальные проблемы современной социологии в России и РБ.
Литература
1. Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь. Москва, 1999.
2. История социологии. Под ред. Элсуковой А.Н., Соколова Г.Н. Минск, 1997.
3. Капитонов Э.А.. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1996.
5. Маркович Д.Ж. Общая социология. Москва, 1998.
6. Социология. Под ред. Курбатова В.Ч. Ростов-на-Дону, 1998.
7. Социология. Под ред. Лавриненко. Москва, 2000.
Лекция №2.
Возникновение социологии.
Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под её крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40-е гг. XIX в. а в XX в. процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие её отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились два конкурирующих направления позитивизм и антипозитивизм.
Позитивизм | Антипозитивизм |
методы познания общества те же, что и у наук о природе | у социологии свои особые методы познания |
объективное и доказательное объяснение социальных процессов | индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей |
объясняющая социология | понимающая социология |
Суть основанного Контом позитивизма (от лат. pozitivas- положительный) можно свести к следующему. Социологией не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют активные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук – биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе её понимания и допустимости субъективных оценок.
Они не согласились с унификацией наук: науки о природе – это одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны и существуют независимо от сознания и воли людей. Они более «стандартны» и поэтому более подходят для точных измерений естественнонаучными методами и для обобщающих вводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во- многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания данные могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.
Так, например, с помощью естественнонаучных методов можно провести физико-химический анализ красок на полотне художника. Но представления о культурном смысле картины и идеях автора эти методы не дадут. Или пример из техники: пассажирский самолет и бомбардировщик (с точки зрения точных наук) в принципе устроены одинаково, но их социальные функции совершенно различны. И определить это способна лишь «понимающая социология».
Вопросу к семинару.
1. Возникновение социологии.
2. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.
3. Развитие западной социологии.
4. Система Тейлора, или Тейлоризм.
5. Теория «человеческих отношений».
6. Теория иерархии потребностей.
7. Основная идея бихевиоризма.
Вопросы к теме №3
1. Основные подходы в мировой социологии к анализу общества как системы.(структурной функционализм, теория конфликта, формальный и цивилизационный).
2. Социальные связи, взаимодействия, отношения. (Привести примеры. Понятийный аппарат).
3. Социальные институты: типология, функции.
4. Социальные организации.
5. Моделирование динамики социальных процессов.
6. Типология и эволюция обществ.
Лекция №4
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие, подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens),человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный . онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения марксизма, ролевая теория личности Ч.Кули, Р.Даренфорда, Р.Минтона, Р. Мертона и др.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека. Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно — нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т.Знанецкий и Ч.Томас, в нашей социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят, на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя:
1) концепцию жизни и ценностные ориентации;
2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
Ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие— поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции 2). РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж.Мидом и Р.Минтоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т.Парсонсом, а также западногерманским социологом Р.Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в. социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека, (мужчины и женщины, детство юность, зрелость, старость и т.д.), ЛИЧНОСТЬ РОЛЬ СТАТУС Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой, интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками:
1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;
4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;
5) мотивацией — наличную прибыль, на общее благо и т.д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. Изменение статуса в социальной структуре общества в связи с переходом из одного статуса в другой – мобильный.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роля определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т.д.
Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования) связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значат, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 да 11), стадия формальных операций (с12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социолизация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, социализация людей формирует ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. ИДЕНТИФИКАЦИЯ— это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает coвесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью».
Вопросы к семинару
Понятие личности.
Ролевые теории личности.
Соцализация личности.
Лекция №5
Лекция №6
Определение государства
В случае определения политики, широкое и узкое значение понятия «государство» В широком смысле понятие «государство употребляется для обозначения страны (российское государство, американское государство и т.д.). в политологии используется более узкое понятие государства как части страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами. При таком определении двумя крайними вариантами будут утверждение Людовика XIV «Государство— это я» и модный в СССР лозунг «Государство — это мы». Первое является преувеличением, потому что один человек, каким бы могущёственным он ни был, физически не в состоянии выполнять все государственные функции. Такое утверждение вызвано заносчивостью правителя и его стремлением выдать желаемое за действительное и создать у подданных преувеличенное представление о собственных возможностях. Второе утверждение преследует иные, во многом противоположные цели, а именно: закамуфлировать то обстоятельство, что государством управляет часть населения, и выдать остальных за соучастников своего правления, тем самым создав у них преувеличенное представление об их политической роли и сняв к тому же ответственность с сс6я.
Итак, в узком смысле государство – это часть политической системы, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему, и осуществляет политическую власть в процессе регулирования поведения людей. М. Вебер полагал, что управленческие функции государства настолько разнообразны, что лучше дать определение, исходя не из них, а из главного средства, которое государство использует для осуществления. Своих целей, — физического насилия.
Существуют различные виды власти: духовная, моральная, физическая. Денежная психологическая. Государство основано, прежде всего, на физической власти. Все остальные виды могут у нее быть или нет, но физическая необходима. Раскрывая этот подход М. Вебер пишет, что государство претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. И дальше более строго: «государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».
Государство обладает определенными признаками. К ним относятся:
1. обособленная от общества система органов и учреждений (законодательные, исполнительные и судебные органы, аппарат принуждения: армия, полиция, система исправительно-трудовых учреждений);
2. право, т.е. система обязательных норм и установок;
3. территория.
Этими признаками государство от племенного строя, при котором есть вожди, но отсутствуют особые органы власти, и что важно, имеет место всеобщее вооружение народа. Структура государства и его составные части изображены на следующей схеме.
Происхождение государства
Государство не существовало всегда. Оно возникло из догосударственных, неполитических форм власти вождя, предводителя рода, племени, жреца, шамана и т.д., в процессе углубления общественного разделения труда социальной дифференциации и неравенства. Вопрос происхождения государства один из самых дисскусионных. Существуют различные концепции на этот счет. По Платону, государство возникает из потребностей каждого человека, которые не может удовлетворит он сам. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»
Каков конкретный механизм становления государства? Платон считал, что оно возникло как господство старейшего, получившего от родителей. Это патриархальная концепция возникновения государства, в соответствии с которой государство возникает из объединения семей, родов и племен. Отец семейства становится предводителем рода, затем племенным вождем и, наконец, царем. Государство в этом случае предстает в их большой семьи.
Следующая концепция теократическая, в соответствии с которой прообразом государственной власти является власть Бога со своими созданиями, и всякая власть, в том числе государственная, исходит от Бога и санкционируется творцом.
Психологическая концепция государства объясняет его происхождение изначальным стремлением людей к власти. Она основывается на философской концепции «воли к власти» Ф.Ницше, в соответствии с которой воля к власти является главным побудительным мотивом деятельности людей.
Концепция насилия объясняет появление государства образованием класса воинов. По Г. Моска, государство возникает после перехода от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому, когда появляются два класса — класс земледельцев и класс воинов, и последний добивается господства над первым. Л. Гумплович считал, что человек добивается удовлетворения своих потребностей двумя способами: трудом и грабежом, или эксплуатацией чужого труда. Первое средство экономическое, второе — политическое, и государство возникает тогда, когда организуется политическое средство. Другой причиной I образования государства, в соответствии с данной концепцией, I могло быть завоевание земледельцев кочевниками.
К этой концепции в ее первом варианте близка экономическая концепция возникновения государства, тщательно разработанная К. Марксом. В соответствии с ней государство возникает в результате вызванного экономическими причинами разделения людей на два антагонистических класса: высшего, который владеет частной собственностью на средства производства, и низшего, у которого частной собственности нет. Государство требуется для охраны института частной собственности, и само становится частной собственностью. К. Маркс пишет, что «король - частный собственник народа, когда говорит: мой народ» (Антология мировой политической мысли. Т. I. M., 1997, с. 771).
В главе 3 шла речь еще об одной концепции — общественного договора людей, соглашающихся передать часть своих прав выбранным представителям, защищающим их общие интересы. Современные антропологи считают, что данная концепция не имеет исторического подтверждения. Государство никогда не возникало подобным образом. Законы государства не результат соглашения, а постепенно вырастают из традиций, навязываются завоевателями и т.п. Прежде чем какие-либо положения фиксируются в законах, они существуют в традициях, и сила законов в угрозе наказания, а в готовности людей подчиниться им.
Правда, имели место события незадолго до возникновении концепции общественного договора, которые как будто подтверждают ее. Плывшие на американский, континент будущие колонией еще на корабле договаривались о том, каким будет управление, и прибыв, устраивали его, именно так. Подобные договоры служат источником данной концепции, но никак не ее подтверждением, Поскольку колонистами становились цивилизованные люди, эмигрировавшие из стран, имевших опыт государственного строительства. В эпоху же возникновения государства, а было это до становления первых цивилизаций, ситуация была совершенно иной.
Неоднозначная оценка происхождения государства связана с наличием различных концепций государства, каждая из которых имеет своей частью особый вариант происхождения. По- видимому, имела место не одна, а несколько причин становления государства. Можно согласиться с тем, что его появление не случайно объясняется общей эволюцией общества.
• Особую форму происхождения русского государства сообщает «Повесть временных лет». По ней русская государственность возникла в результате призвания варяжских князей славянскими общинами, представители которых заявили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами». В этой концепции присутствуют все признаки государства: население, территория, князь с дружиной. Многие русские историки относились к ней вполне серьезно.
Концепции государства
Прежде