Исследовательской логики позитивизма?
Интерпретивистский подход к социологическому исследованию сформировался в процессе борьбы с позитивизмом и натурализмом в социологии. В основе противопоставления лежит утверждение об онтологическом различии природы и общества, чуждости друг другу этих сфер, которое сформировалось в рамках социологии понимания. Принципиальное отличие общества от природы заключается в духовном бытии общества, которое требует других способов познания, качественно отличающихся от методов естественных наук. Социальный мир населен человеческими существами и состоит из значений, смыслов, которые отсутствуют в материальном, природном мире. Человеческие действия в социологии противопоставлены физическим событиям в естественных науках. Социология должна концентрировать свое внимание на смысловых проявлениях социальной жизни. Интерпретативтстская модель социологического исследования – это такая модель , которая представляет собой прямое постижение социальной реальности в ходе процесса поиска правильного языка толкования ее смысла и общего понимания ее назначения.
В рамках интерпретивистской парадигмы познания сформулирован ряд исходных принципов исследования:
1) объективные законы не существуют, потому что социальные действия состоят из ситуационных толкований, основанных на человеческой субъективности
2) мы замкнуты в мире дискурса. Общество как таковое есть род текста, который мы в разное время читаем по-разному.
3) существуют только исторически особенные явления и нельзя открыть никаких общих законов, применимых к любому времени и месту.
Опишите последовательность исследовательских этапов в
Многопарадигмальном подходе к социологическому исследованию.
Многопарадигмальный подход к социологическому исследованию – это совмещение различных парадигм и теорий, способов описания и объяснения одних и тех же социальных явлений для получения многоуровневого знания. В основу иллюстрации многопарадигмального подхода к теоретическому построению социологического исследования можно положить известное <колесо науки>, предложенное Вальтером Валлесом (нарисовать его себе).
В интерпретевистском подходе в самом начале исследования целевая установка туманна. Исследование начинается с живого созерцания, хотя в нем уже содержится научная ориентация, сформированная прежним знанием и опытом социолога. В ходе исследования накапливаются смыслы и значения, проясняется целевая установка и подход к интерпретации результатов исследования. При этом используются преимущественно качественные методы исследования, такие как наблюдение.
Использование интепретивистской познавательной модели позволяет наполнить понятийный аппарат дальнейшего исследования выведенным из жизни значимым содержанием, отражающим реальное восприятие исследуемого явления людьми.
В индуктивно-эмпирическом подходе целевая установка и терминология исследования опирается на терминологию, полученную в результате использования интерпретивистского подхода. Она уточняются в процессе эмпирического исследования. Изначально, до проведения эмпирического исследования достаточно руководствоваться положениями на уровне общего описания.
Использование индуктивно-эмпирической познавательной модели позволяет на основе статистических обобщений описать исследуемое явление посредством понятий и вывести закономерные утверждения о структуре свойств и их взаимосвязи.
В неопозитивистском подходе задается конкретная проблемно-целевая установка исследования и его теоретико-познавательная логика. Изначально строится понятийная модель, которая включает теоретические обобщения, полученные результате использования индуктивно-эмпирической модели. Они предшествует самому акту эмпирического исследования. Преимущественно используются количественные методы. Использование гипотетико-дедуктивной познавательной модели позволяет сформулировать систему гипотез, подтверждение которых позволит построить теорию исследуемого явления.
11. Чем отличается исследовательская парадигма от теории? Приведите примеры