Измерения (измерения в широком смысле)? Назовите его основные компоненты.
Социологическое исследование как измерение в широком смысле – это сбор и интерпретация новых фактов в терминах выбранной или построенной в соответствии с поставленной задачей теоретической модели с помощью методов, адекватных операциональным определениям свойств конструктов, лежащих в основании данной модели.
В качестве основных компонент социологического исследования (как измерительной процедуры) можно выделить следующее:
- факты из социальной жизни как объект изучения
- социальные отношения как предмет исследования
- методы сбора, обработки социологической информации и проверки гипотез исследования
- гипотезы как теоретические предположения, требующие проверки
- измерения как интерпретации возможных вариаций (различных значений) переменных.
4. В чем состоит роль общенаучных понятий: "классификация",
"типологизация", "измерение" в методологии социологических исследований?
Существуют несколько стратегий проведения исследования.
1. Эмприческая типологизация
2. Теоретическая типологизация
В первой стратегии в качестве основного способа научного обобщения используется процедура классификации- Это способ обобщения эмпирически наблюдаемых признаков изучаемого объекта на основе его разбиения на однородные группы, называемые классами, таксонами, кластерами.
Разбиение производится так, что объекты, отнесенные к одному классу, считаются «похожими», близкими, однотипными, а к разным – «непохожими», далекими, разнотипными. Статистический анализ полученных ответов респондентов в ходе опроса – пример формальной классификации.
Во второй стратегии в качестве основного способа научного обобщения используется процедура типологизации- Это способ выявления качественно отличных друг от друга, внутренне однородных групп объектов, характеризующихся совокупностью признаков произвольной природы.
И в первой и во второй стратегиях используется процедура измерения как интерпретация эмпирически наблюдаемых признаков изучаемого объекта в терминах выбранной формальной или содержательной теоретической модели.
Опишите логико-методологические функции социологической теории.
Онтологическая функция социологии объединяет задачи теоретического описания, объяснения и прогнозирования бытия социального явления. Другими словами, это объяснение того: совокупность, каких качеств обуславливает существование данного явления каков механизм воздействия этих качеств каким законам подчиняется его существование какое состояние примет данное явление при том или ином состоянии его качеств
Логико-методологическая функция решает задачу определения закономерностей производства достоверного знания о социальных явлениях, то есть закономерностей того, как надо их познавать. Происходит разработка принципов, методов, этапов и процедур получения знания о свойствах социальных явлений.(пример:теория социального действия Парсонса)
Различие между этими функциями относительно, так как описание, объяснение и познавательный анализ социального явления неразрывно связаны. В методологическом смысле теоретическая система является совокупностью логически взаимосвязанных утверждений, имеющих эмпирическое значение.
6. Что такое исследовательская парадигма? Приведите примеры
Исследовательских парадигм.
В философии понятие парадигмы было введено позитивистом Бергманом для характеристики нормативной методологии. Кун определял понятие парадигмы как признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Смена парадигм есть научная революция.
Исследовательская парадигма – это общая мировоззренческая конструкция, которая задет нормативный способ исследования реальности, принятый в качестве образа решения исследовательской задачи. Парадигма задает общий взгляд на понимание исследуемой реальности, а теория объясняет эту реальность в рамках данного понимания, наполняя парадигму конкретным научным содержанием.
Примеры исследовательских парадигм:
-Позитивизм и неопозитивизм
-Номинализм
-Интерпретативизм
Иногда также используется многопарадигмальный подход изучения социальной реальности.