Цели и задачи написания курсовой работы
Основная цель написания курсовой работы по предмету «Методология и методика социологического исследования» - глубокое освоение отдельных методов, процедур, техники и организации социологических исследований. Написание курсовой работы способствует не только углублению знаний, полученных во время лекций, семинарских, практических, лабораторных занятий, но и формирует ряд практических умений и навыков научной работы. Прежде всего, это навыки работы с научной литературой, социологическими и статистическими данными, логического, аргументированного самостоятельного изложения материала, оформления работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студенческим научным и учебным работам. Это также практические умения и навыки специалиста в области методики, связанные с подготовкой, полевыми работами, анализом и обобщением данных социологического исследования.
При написании курсовой работы студент должен показать следующие знания и умения:
· умение работать с научной и научно-методической литературой, а именно: анализировать прочитанные работы, видеть различные точки зрения и позиции авторов по дискуссионным вопросам, выделять в публикациях главное и второстепенное, цитировать и ссылаться на источники; правильно, в соответствии с действующими требованиями, оформлять ссылки;
· глубокое знание содержания прочитанной литературы по избранной теме;
· умение составить план, раскрывающий содержание темы курсовой работы;
· умение привлекать и использовать при необходимости социологическую информацию, данные статистики, результаты методических исследований;
· умение осмыслить и самостоятельно изложить собранный и изученный материал по избранной теме;
· практические навыки и умения в разработке программы исследования, отдельных ее элементов, инструментария для сбора информации, проектов выборки, применения разнообразных методов сбора и анализа информации, представления результатов исследования и его организации;
· умение грамотно, в соответствии с предъявляемыми требованиями, оформлять все работу, ее научный аппарат.
Учебный план предусматривает написание двух курсовых работ по методике и технике социологических исследований.
Структура курсовой работы и требования к ее содержанию
Курсовая работа состоит из титульного листа, плана, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Возможно наличие разнообразных приложений.
Планкурсовой работыдолженраскрывать избранную тему. Помимо введения, заключения и списка использованной литературы, он включает основную часть. Она может состоять из нескольких глав, которые при наличии достаточного материала могут делиться на параграфы. Главы посвящаются наиболее важным аспектам исследуемой темы, которые в совокупности дают полное представление о ней. План следует сразу за титульным листом.
Введение к курсовой работе содержит следующие компоненты: обоснование актуальности избранной темы, анализ использованной литературы, формулировку цели и задач, описание структуры работы. Если работа содержит обобщение собственного методического опыта студента, следует отметить это, а так же сообщить информацию об эмпирическом исследовании, которое проводилось лично или в котором студент принимал участие (место и время проведения исследования, метод сбора информации, методика и объем выборки и т.д.).
При обосновании актуальности следует показать теоретическую и практическую значимость темы, ее место в методологии, методике и технике социологических исследований, значение для современной практики изучения различных социальных явлений и процессов, а так же значимость освоения данной темы для специалиста-социолога. В целом здесь необходимо ответить на вопрос, почему важно и нужно изучать поставленную в курсовой работе проблему. Наиболее распространенной ошибкой является слишком широкий подход к проблеме актуальности, выражающийся в том, что значимость темы обосновывается важностью социологии и социологических исследований вообще.
Осуществляя анализ литературы, студент должен показать, какой круг монографических работ, журнальных статей, справочных и иных изданий он изучил в процессе работы над темой, как отражена в них изучаемая проблема, какие из аспектов нашли достаточное освещение, а какие мало отражены, какова в целом степень изученности проблемы. Здесь же могут быть обозначены и дискуссионные вопросы темы, по которым авторы высказывают различные точки зрения.
При значительном числе работ рекомендуется объединять их в группы. При этом основанием для группировки целесообразно брать рассматриваемые в работах аспекты темы курсовой. Одна из распространенных ошибок в изложении данного элемента введения, которую часто допускают студенты, состоит в сведении анализа к простому перечислению литературных источников, использующихся в курсовой работе.
Формулирование цели и задач курсовой работы дает возможность студенту более осмысленно подойти к раскрытию ее содержания. Цель - это то, ради чего выполняется работа. В качестве целей могут быть выдвинуты, например, следующие: описать методику и технику избранного метода; показать имеющиеся типы метода, выявить особенности метода (типа метода) в сравнении с другими; проанализировать специфику процедуры; обобщить имеющиеся в литературе подходы к решению методической проблемы; описать собственный опыт работы с методом (разработки инструментария, выборки, организации исследования и т. п.)
Задачи представляют собой раскрытие, уточнение цели. Это то, что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Формулируются задачи в терминах: показать, описать, проанализировать, выявить, раскрыть и т.п.
Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из нескольких глав или разделов, которые могут делиться на параграфы. В основной части раскрывается содержание темы курсовой работы. Главы и разделы посвящаются отдельным, наиболее существенным аспектам исследуемой темы. Они должны быть выделены таким образом, чтобы в совокупности давали полное представление об избранной теме. При написании основной части важны полнота и глубина раскрытия содержания, широкое и умелое привлечение изученных работ. Обязательным условием выступает наличие ссылок на использованные монографии, статьи, социологические и статистические данные, которые показывают глубину овладения проблемой.
При написании основной части особое внимание уделяется отражению различных точек зрения, подходов, имеющихся в литературе по проблемам курсовой работы. Например, различных определений понятий и типологий методов, процедур, шкал, вопросов, выборок, типов исследований и т.д. Ценным является выявление того нового, что появилось в методике социологических исследований за последние годы, анализ отечественного и зарубежного методического опыта и традиций. В ряде тем требуется привлечение имеющихся в литературе результатов методических исследований, проводившихся в России и зарубежных странах.
В заключении курсовой работы обобщаются собранные материалы, приводятся основные выводы, которые следуют из содержания глав. Ценным элементом заключения является выявление и показ направлений, аспектов дальнейшего изучения темы, которые расширяют и углубляют представление об избранной проблеме.
Список использованной литературы включает все изученные и использованные в процессе написания курсовой работы научные, учебно-методи-ческие и справочные издания (монографии, журнальные статьи, сборники статей и материалов, учебно-методические пособия, учебники, словари, справочники), а так же неопубликованные методические материалы и результаты прикладных и методических исследований.
Рекомендации по работе над курсовой
Выбрав тему курсовой работы, следует внимательно вчитаться в ее формулировку, с тем, чтобы более ясно представить, какие публикации следует изучить. Первоначальное ознакомлениес проблемой начинается с чтения общих работ по методике и технике социологических исследований, рекомендованных в качестве учебников и учебных пособий. Далее идет расширение круга литературных источников за счет специальных работ (монографий, статей) по теме курсовой, которые способствуют углублению понимания темы.
В процессе чтения следует особое внимание обращать на ссылки авторов, они - один из способов расширения списка необходимых публикаций. Хорошо организует и облегчает написание и оформление курсовой работы составление каталога публикаций по избранной теме. Для этого каждая работа выписывается на отдельную библиографическую карточку со всеми выходными данными. На карточках можно делать пометки о том, прочитана работа или нет, какие аспекты темы она освещает и при написании каких глав может быть использована. Карточки легко расставляются в нужном порядке и служат основой для составления списка использованной литературы.
Помимо научных и учебно-методических работ по методологии, методике и технике социологических исследований, возможно использование статей из газет и популярных изданий, в которых излагаются результаты социологических исследований.
Список использованных работ должен быть максимально широким, в нем по возможности должны содержаться имеющиеся на сегодняшний день публикации по теме курсовой работы, доступные для изучения и прочитанные студентом. Обратим внимание на разницу в формулировках «Библиография по теме» и «Список использованной литературы». Первая формулировка обязывает перечислить все опубликованные работы по теме, не зависимо от того, знакомился с ними автор или нет. Составление библиографических списков - кропотливая, длительная, требующая специальных навыков работа, которую выполняют специалисты. Список использованной литературы предполагает включение в него только тех работ, которые изучил автор курсовой.
Один из важных моментов работы над курсовой - знакомство с зарубежным опытом. За последние годы опубликовано множество переводов работ зарубежных авторов, среди которых работы, ставшие классикой. Они обязательно должны использоваться в курсовой работе. Кроме того, более высоко оцениваются работы, в которых используются публикации современных зарубежных специалистов, не переведенные на русский язык.
Один из распространенных недостатков курсовых работ, характерный для студентов младших курсов состоит в том, что зачастую они ограничиваются только учебниками и учебными пособиями по курсу или его отдельному разделу. Такие работы не могут быть оценены на положительную оценку. Не могут получить положительной оценки курсовые работы, в которых использованы одна-две-три публикации. Исключение могут составлять работы, написанные на неразработанные или мало разработанные темы.
Список использованной литературы может быть расширен за счет работ по смежным гуманитарным наукам, таким как: логика, теория познания, история, политология, статистика, общая и социальная психология, языкознание и другим. Например, написание курсовой по таким темам, как «Психологические проблемы социологических исследований», «Тестовые методики в социологии» невозможно без привлечения работ по общей и социальной психологии, психологии общения. Тема «Этика и правовые аспекты социологических исследований» требует использования публикаций по общей этике, этике делового общения и правоведению.
При написании курсовой работы рекомендуется использовать широко известные в профессиональной среде журналы: «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Вопросы социологии», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социально-политический журнал», «Политические исследования», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России» и другие. Существует и единственное в России периодическое издание, посвященное непосредственно вопросам методологии, методики и техники социологических исследований – «Социология: 4 М. Методология, методы, математические модели» (издается с 1991 г.). Советую обращаться к словарям и справочникам.
Один из вопросов, на которые иногда вынужден отвечать студент в ходе написания курсовой, состоит в том, следует ли использовать работы, опубликованные 10 -15 лет назад или еще раньше. В большинстве случаев, за исключением классических работ, это делать не целесообразно, так как наука не стоит на месте, она развивается. И старые работы отражают уровень развития методики и техники тех лет. Задача же студента заключается в овладении современными знаниями. Поэтому следует ориентироваться на издания последних лет. Особенно ценным является использование последних публикаций по теме, так как именно они отражают современный уровень достижений в области методологии и методики социологических исследований. В то же время подчеркнем, что более ранние работы позволяют увидеть изменения во времени в методологических подходах, методах, технических приемах, нормативных требованиях в социологических исследованиях. Поэтому иногда, если этого требует формулировка темы курсовой или необходимо показать историческое становление и развитие методологии или метода, полезно обращение к старым работам.
В курсовой могут быть использованы неопубликованные материалыприкладных исследований различных исследовательских центров: анкеты, вопросники и другие основные и вспомогательные документы, описания проектов выборок, цифровые данные, отражающие результаты исследований в виде таблиц сопряженности признаков, графики, диаграммы, аналитические справки и отчеты, а так же другие методические и аналитические материалы. На все такие материалы в тексте курсовой должны содержаться ссылки с указанием названия материала, его автора и исследовательского центра, в котором он был разработан.
В последние годы в учебной и научной работе широко применяются ресурсы Интернета. Свои сайты имеют все социологические журналы, а также центры социологических и маркетинговых исследований. Некоторые из журналов дают полные электронные версии опубликованных номеров, что делает их широко доступными для читателей. На сайтах исследовательских центров содержится не только полезная информация о них самих - их структуре, используемых методах, методиках и направлениях исследований, но и результаты мониторингов и панелей, обсуждение дискуссионных проблем методики и организации опросов. Рекомендуем обращаться к этим сайтам (см. рекомендованную литературу и Интернет ресурсы). На все материалы Интернета, использованные в курсовой, должны содержаться соответствующие ссылки (см. разд. Оформление работы). Работы с использованием ресурсов всемирной компьютерной сети оцениваются выше. Однако следует предостеречь от компилятивного, некритического использования сайтов, где публикуются рефераты и курсовые работы для студентов, а так же от попыток выдать их за свой труд.
После просмотра литературы и формирования предварительного представления об изучаемой проблеме следует составить примерный план курсовой работы. В ходе дальнейшей работы над темой план может изменяться и уточняться в соответствии с более глубоким ее пониманием. Поэтому первоначальный план работы может отличаться от плана, представленного в готовой курсовой. Рекомендуется согласовать план с преподавателем - руководителем курсовой, так как от правильно составленного плана во многом зависит качество содержания работы. К сожалению, иногда приходится встречаться с работами студентов, в которых тема и план не соответствуют друг другу. Такая работа не может быть оценена положительно.
По мере чтения литературы рекомендуется делать выписки,которые используются в последствии при написании текста курсовой. Выписки необходимо правильно оформлять для того, чтобы можно было легко оформить ссылку или вернуться к самой работе, из которой она сделана. Поэтому каждая выписка должна содержать всю библиографическую информацию об источнике, откуда она взята: автор, название книги (статьи), место и год издания, страница (для статьи указывается название сборника или журнала, где она помещена). Целесообразно делать так же пометку о том, к какой главе или параграфу курсовой работы относится выписка. Выписки можно заменить ксерокопиями, но и в этом случае они должны иметь всю необходимую для дальнейшей работы информацию об источнике, с которого они сделаны.
Накопленные выписки (ксерокопии) по каждой главе или параграфу составляют основу для их написания. Однако следует предостеречь от одной из наиболее распространенных ошибок - компилятивного характера изложения материала. Старайтесь излагать мысли самостоятельно, не делайте больших дословных вставок фрагментов из литературы без ссылок на источник. Есть две общепринятые формы изложения идей, мыслей, не принадлежащих автору текста: изложение, близкое к тексту первоисточника со ссылкой на него; дословное изложение в виде цитаты со ссылкой на источник. Сноски на использованные публикации (их количество и разнообразие) показывают степень освоения литературы по теме курсовой работы.
В процессе работы над целым рядом тем рекомендуется разрабатывать материалы, которые могут стать приложениями к курсовой: блоки вопросов, основной или вспомогательный методический инструментарий для сбора информации различными методами (анкета, вопросник, инструкции интервьюерам или организаторам опроса и другие), проекты выборок, план всего исследования или его этапа, план или сценарий проведения фокус-группы, стенограмма свободного интервью и другие, в зависимости от избранной темы. Как уже отмечалось, целый ряд тем может быть разработан с использованием личного опыта работы в исследованиях в качестве интервьюера, анкетера, организатора опроса, ассистента, разработчика анкеты или выборки, аналитика. Если такой опыт накоплен Вами ко времени написания курсовой, постарайтесь его обобщить и изложить. Кроме того, личный опыт, а также разработанные самостоятельно вышеперечисленные материалы социологического исследования (приложения) могут стать основой для особого вида курсовой работы - творческой курсовой работы (см. ниже).
Для повышения наглядности изложения материала рекомендуется составлять схемы, диаграммы, графики. Например, схемы могут широко использоваться для отражения типологий методов, процедур, этапов, вопросов, шкал и т.п., приводимых разными авторами.
Поощряются и более высоко оцениваются работы, при написании и оформлении которых был использован компьютер. Например, в теме «Анализ и интерпретация результатов исследования» могут быть использованы диаграммы, отображающие социологические данные, составленные с помощью одной из имеющихся компьютерных программ обработки и математико-статистического анализа информации (SPSS, MS Exel, Microsoft Graph или других).
Оформление работы
Титульный лист. На нем указываются: название университета и кафедры, на которой выполнена работа, название темы, характер работы (курсовая работа № 1 или № 2), фамилия, имя отчество студента, выполнившего работу, направление обучения или специальность, факультет, отделение (дневное или заочное), фамилия, имя, отчество, ученая степень и должность преподавателя, проверившего работу, место и год написания (см. приложение № 1).
План работы и нумерация страниц.Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа (на нем номер страницы не проставляется). В плане курсовой напротив введения, заключения, всех глав, параграфов, списка использованной литературы проставляются соответствующие номера страниц, на которых они находятся в тексте работы.
Вся работа пишется на одной стороне листов формата А4 для машинописных работ с соблюдением правил их оформления (примерные параметры: поля слева - 2,5 - 3 см., справа 0,5 - 1 см., снизу 1,5 - 2 см, сверху - 1,5 - 2 см.).
Ссылки на использованные работы. Существуют различные способы ссылок на источники. Предпочтительным является оформление ссылок постранично, так как именно эта форма облегчает преподавателю процесс чтения и проверки курсовой работы. Соответственно, источники со всеми выходными данными, на которые делаются ссылки на одной странице, помещаются внизу страницы. Ссылки в таком случае могут иметь постраничную нумерацию (1,2,3 и т.д. для каждой страницы) или сквозную для всей главы (напр., от 1 до 15, см. приложение № 2).
Список использованной литературы приводится в конце работы. Составляется он в алфавитном порядке с соблюдением правил библиографического оформления работ (см. приложение № 2).
Приложения должны иметь название и номер. Если в качестве приложения используются разработки, не принадлежащие автору курсовой работы, делается ссылка на источник.
Объем работы - не менее 24 машинописных страниц.
Оценивание курсовой работы
Высокая оценка (отлично) выставляется в случае соблюдения всех требований, перечисленных ниже:
· План курсовой соответствует избранной теме и раскрывает ее содержание
· Использовано достаточное количество разнообразных работ - монографий, статей, учебно-методической и справочной литературы
· Использованы все доступные литературные источники, привлечены последние публикации по теме
· Имеются ссылки на использованные работы
· Общая структура курсовой соответствует структуре, описанной выше (см. разд. Структура курсовой работы ….)
· Тема курсовой работы раскрыта полно и глубоко
· Изложение содержания имеет самостоятельный характер, материал осмыслен, аргументирован. Выявлены дискуссионные вопросы или разные подходы.
· Работа оформлена с соблюдением всех правил (см. разд. Оформление работы)
· Объем работы - не менее 20-24 машинописных страниц
Работа оценивается на «неудовлетворительно» и возвращается на переработку в следующих случаях (достаточно наличие только одного из ниже перечисленных недостатков):
· Тема и план не соответствуют друг другу, план раскрывает другую тему;
· Использовано недостаточное количество литературных источников;
· Работа написана с использованием только учебников и учебных пособий;
· Общая структура курсовой не соответствует структуре, описанной выше (напр., отсутствует Введение или Заключение, Список использованной литературы);
· Тема курсовой работы не раскрыта
· В тексте отсутствуют ссылки на использованные литературные источники;
· Текст курсовой представляет собой компиляцию с одной или нескольких работ;
· Текст полностью взят из Интернета.
Оценка снижается в случаях, если имеется хотя бы один из следующих недостатков:
· Во введении отсутствует хотя бы один из перечисленных компонентов (актуальность, анализ литературы, цель и задачи).
· Использованы только старые работы по методике и технике социологических исследований, опубликованные десять и более лет назад.
· Не привлечены все доступные опубликованные работы.
· Тема раскрыта частично, поверхностно, не глубоко.
· Работа оформлена с нарушением изложенных правил.
· Объем работы - менее 20 машинописных страниц.