Тема 5. Социальные процессы и социальные изменения
1. Соотнесите между собой понятия и их определения:
а) социальное изменение;
б) модернизация;
в) социальное развитие;
г) глобализация;
д) социальный конфликт;
е) социальный регресс;
ж) реформа.
.
1) Отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречиями их интересов;
2) Различие между нынешним и предшествующим состоянием какого-либо аспекта социальной структуры;
3) Последовательное движение социальной системы в определенном направлении;
4) Последовательное движение социальной системы от высшей ступени развития к низшей;
5) Последовательный переход разных обществ на капиталистический путь развития;
6) Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры;
7) Процесс всё возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.
Тема 6. Социология личности
1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»?
а) «Я» – это мои представления о себе;
б) «Я» – это совокупность представлений о других;
в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других;
г. «Я» – это зеркало для других.
2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса:
а) девиация;
б) социальное поведение;
в) роль;
г) малая группа.
3. Ролевой идентификацией называется:
а) дистанцирование от роли;
б) промежуточное положение между статусом и ролью;
в) динамическая сторона статуса;
г. противоречие между статусами;
д. максимальное слияние с ролью.
4. Социальный статус – это
а) профессия или занятие человека;
б) материальный доход человека;
в) социальное положение человека;
г) гражданство.
5. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности?
а) Э. Эриксон;
б) З. Фрейд;
в) Э. Шпрангер;
г) Ж. Пиаже.
6. Р. Мертон считал, что любая социальная и культурная система состоит из двух основополагающих элементов. Выберите из предложенного эти два элемента.
а) Цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой;
б) Структура социального контроля;
в) Социально одобряемые способы достижения целей;
г) Методы социального контроля.
7. Выберите из предложенных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации.
а) процесс воспитания ребенка;
б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности;
в) процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;
г) вхождение индивида в социальный мир.
8. Относятся ли к функциям социализации следующие:
а) введение индивида в мир культуры данного общества;
б) контроль за распределением материальных ресурсов общества;
в) создание условий эффективной совместной деятельности людей;
г) создание норм социальной стабильности и порядка?
9. Чем обусловлена необходимость социализации?
а) биологической конституцией человека;
б) социальными причинами;
в) ни тем, ни другим;
г) и биологическими, и социальными причинами.
10. Являются ли агентами социализации следующие лица:
а) продавец;
б) диктор ТВ;
в) надзиратель тюрьмы;
г) сержант в армии.
11. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:
а) социализация присуща не только человеку, но и животному;
б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;
в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.
12. Кто является «значимыми другими» в теории социализации Дж. Мида?
а) ближайшее окружение ребенка;
б) сверстники;
в) общество в целом;
г) церковь.
13. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях
а) когда духовное лицо становится депутатом;
б) когда спортсмен курит;
в) когда депутат едет в автобусе;
г) когда министр занимается коммерческой деятельностью;
д) когда женщина работает на производстве и занимается ведением домашнего хозяйства;
е) когда милиционер продает конфискованное оружие?
14. Определите, относятся ли к аскриптивным следующие статусы:
а) президент;
б) муж;
в) принц;
г) император;
д) тёща;
е) депутат Государственной Думы;
ж) герцог.
15. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил
а) Дж. Мид;
б) З. Фрейд;
в) Ч. Кули;
г) Ж. Пиаже.
16. Назовите, к какому статусу – аскриптивному, смешанному, достигаемому – относятся следующие:
а) олимпийский чемпион;
б) академик;
в) студент;
г) дочь кинозвезды;
д) безработный;
е) инженер;
ж) женщина;
з) миллиардер.
17. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:
а) преподаватель и студент;
б) профессор и сосед;
в) врач и пациент.
18. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными.
а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;
б) один человек обладает множеством статусов;
в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;
г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;
д) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;
е) социальный статус – положение индивида в малой группе;
ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;
з) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;
и) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.
19. Что является признаками предписанного статуса?
а) Национальность;
б) Социальное происхождение;
в) Образование;
г) Квалификация.
20. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации.
а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида;
б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис;
в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового;
г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем;
д) личность формируется через игру.
1) Дж. Мид;
2) З. Фрейд;
3) Э. Эриксон;
4) Ж. Пиаже;
5) Л. Колберг;
6) Ч. Кули.
21. Правильны ли следующие суждения:
а) социальные статусы взаимодействуют между собой;
б) социальные отношения связывают между собой статусы;
в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;
г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.
22. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется:
а) социальный контроль;
б) социальный порядок;
в) социальная справедливость;
г) социализация;
д) конформизм.
23. В чем отличие между прирожденными и приписываемыми статусами? Какие из приведенных статусов являются приписываемыми:
а) падчерица;
б) сын;
в) русский;
г) отец;
д) девочка;
е) принц.
24. Какие условия необходимы для существования социальной роли?
а) социальные нормы;
б) социальные отношения;
в) социальные действия;
г) экспектации (ожидания).
25. Какие из перечисленных ниже норм относятся к:
а) нормам-правилам;
б) нормам-ожиданиям.
1) Уплата налогов;
2) Вежливость по отношению к другим;
3) Выполнение учебной программы;
4) Порядочность;
5) Соблюдение трудовой дисциплины;
6) Воспитание детей.
26. Какие из перечисленных потребностей относятся к
а) экзистенциальным;
б) социальным;
в) духовным;
г) физиологическим;
д) престижным.
1) В воспроизводстве населения;
2) В гарантированной занятости;
3) В хорошем здоровье;
4) В успехе;
5) В самопожертвовании;
6) В отдыхе;
7) В страховании от несчастных случаев;
8) В продвижении по службе;
9) В жилье;
10) В заботе о других людях;
11) В безопасности на улицах;
12) В общении;
13) В любви и дружбе;
14) В посещении театра.
27. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.
Понятие | Определение понятия |
1) Социальный статус | а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени |
2) Роль | б) Социальное положение человека в обществе |
3) Главный статус | в) Совокупность всех статусов данного человека |
4) Достигаемый статус | г) Динамическая характеристика статуса |
5) Личный статус | д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам |
6) Статусный набор | е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению |
7) Приписываемый статус | ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие |
28. Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:
Личный статус | Социальный статус |
Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр.
29. Дайте общее название группам статусов:
а) русский, принц, мужчина;
б) россиянин, безработный;
в) любимец женщин, красотка, лжец;
г) преподаватель, студент, врач.