История развития социологической мысли в России
1. Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца 19 – начала 20 вв.
Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:
· капиталистическом рынке,
· конкуренции,
· реорганизации производства (технической),
· реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.
«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путём социальных преобразований.
Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).
Классы в представлении Туган-Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.
В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:
Ø основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надысторические» духовные ценности (прежде всего моральные);
Ø прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.
2. Воззрения М. М. Ковалевскоговосходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.
Эволюционистская концепция Ковалевского:
Ø закономерный характер развития общества;
Ø поступательность исторического процесса;
Ø социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).
Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.
Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского:фактом общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придётся постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.
Проявление плюрализма Ковалевского – положительное положение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.
Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):
Ø основной закон социологии – закон прогресса;
Ø задача социологии – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;
Ø «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведёт их к объединению в «мировое солидарное общество».
Тема 5. Структура и понятие социального действия.
Социальное взаимодействие
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие–это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение
для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.
Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона взаимодействия– это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Субъективная сторона взаимодействия –это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействиявключает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Под влиянием Г. Зиммеля и особенно П. А. Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии.
Способ взаимодействия.Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает 6 аспектов:
1) Передача информации
2) Получение информации
3) Реакция на полученную информацию
4) Переработка информации
5) Получение переработанной информации
6) Реакция на эту информацию.
Социальные отношения.Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.