Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения.

Часть методовсоц. заимствована у этнографов и у специалистов по статистике, часть разработана самостоятельно. Но всем этим методам социология предала свой специфический характер обеспечивший ей активный познавательный поиск. Основными методами сбора необходимой соц. информации является анализ документов, наблюдения, опрос. При этом в качестве документов могут поступать письменные источники, звуковые и видеозаписи и т.д. Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Наблюдения осуществляются в соответствии с определённой процедурой включающей формирование гипотезы, определение задач соц. наблюдения, разработку его программы наблюдения за объектом. Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Виды опросов - письменные (анкеты, тесты) - устные (интервью) - очные – заочные. Опрос проводится как правило в форме интервью или анкетного опроса. Метод анкетного опроса – это эффективный инструмент познания соц. действительности на основании фактов. Он сочетает в себе: массовость, с другой стороны математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки. Анкетный опрос позволяет сохранить анонимность, независимость опрашиваемого, ограниченность прямого влияния исследуемых. В месте с тем результаты массового опроса не только фиксируя общественное мнение но может влиять на него.

,

Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения. - student2.ru Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения. - student2.ru 18.

Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения. - student2.ru 19.

20. Выборка в социологич исследовании: типология и методология построения

Выборка. Если обозначить все население или ту его часть, о которой вы стремитесь получить сведения, в качестве генеральной совокупности, то выборочная совокупность ( выборка ) является его точной, но уменьшенной копией. Кого отнести к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Вероятность попасть в выборку должны иметь одинаковую все выборщики независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, затрудняющих их поиск.

Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Она не должна быть очень большой, в противном случае социолог не имеет права обобщать выводы исследования, в ходе которого опрошена часть людей, до уровня всего населения. Репрезентировать - значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Главное определить кто является типичным представителем генеральной совокупности, и добиться того, чтобы у всех были равные шансы попасть в выборку.

21. Опросный метод: сущность и основные виды.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса

Виды опросов

- письменные (анкеты, тесты)

- устные (интервью)

- очные

- заочные

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

22. Соц наблюдение, соц эксперимент: сущность, виды.

Социологическое наблюдение – один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать в купе с другими методами (с опросом, например). Наблюдатель должен осознать свою роль, суметь найти общий язык с наблюдаемыми, быть не навязчивым. Процесс наблюдения делиться на подготовительный, полевой и заключительный

При невключенном наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта, он не задает вопросов, при включенном – он находится в контакте с наблюдаемыми (оно бывает скрытым и открытым). Лабораторное наблюдение осуществляется в искусственно созданных условиях, полевое – в реальной жизненной среде. Систематическое проводится по графику, при эпизодическом регистрируются факты, однако регламент такой регистрации строго не учитывается. Случайное наблюдение –когда ничего заранее не оговорено и фиксируются интересные факты. Для фиксации результатов наблюдения ведется дневник, потом составляется шифровочный код и данные обрабатывает ЭВМ.

23. Анализ Документов: основные виды.

Анализ документов Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

По способу хранения информации

По характеру источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.

качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

24. Понятие, характерные черты.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие характерные черты:

· оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;

· пополнение идет главным образом за счет деторождения;

· имеет собственную территорию;

· имеет собственное название и историю;

· существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

· имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру.

Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения. - student2.ru 25.

26. -28. Современные концепции развития общества.

В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:

  1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится «деревней». Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.
  2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( например, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.

Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное;индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

Карл Поппер предложил свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

  1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества
  2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции.

Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением и ростом самостоятельности индивидов. Однако эволюционные теории не могли объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.

Представители неклассических теорий развития общества:

Тойнби. Суть теории: Эволюция не есть прямолинейное движение, это своеобразный замкнутый цикл, в котором есть стадия возникновения, роста, «надлома», упадка и разложения. Пройдя их, повторяется новый цикл, но на новом уровне. Эта динамика цивилизации определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» - заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Банкротство «г.м.», его неспособность справиться с обстоятельствами и новыми проблемами приводят к «надлому», а затем (если «болезнь» не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации.

Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

  1. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.
  2. периферия – модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.
  3. полупериферия – это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Концепция устойчивого развития общества: На 19 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) эта концепция получила официальное признание и опирается на следующие принципы:

1. в центре должен находиться человек и его неотъемлемое право на здоровую окружающую среду;

2. ответственность государства за устойчивое развитие общества должна быть дифференцированной. Развитые общества должны делиться со слаборазвитыми, иначе последние не выживут.

Полная интеграция – экологической, экономической политики для достижения главной цели данной концепции – уничтожение нищеты. Однако, на словах признавая данную концепцию развитые страны не готовы делиться.

29.-32 . Культура общества: понятие и социологические теории

У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет учреждений культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.

Среди отечественных ученых, широко исследующих проблемы культуры, также нет единства в понимании содержательной стороны культуры. Одни из них понимают культуру общества как интегративное явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности людей и продукты последней через меру воплощения в них в конкретных исторических формах сущностных сил человека. Другие рассматривают культуру шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком.

Рассматривается культура и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил, производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и т.д.

Культура и общество. Культура и природа.

Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.

Воздействие культуры общества на личность осуществляется не прямо и непосредственно, а через посредство культурной среды, в которую включена личность.

Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей

Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.

К основным функциям культуры можно отнести следующие:

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.

2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.

3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.

4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».

5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.

6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.

Начиная с XVIII в. в отношении к культуре можно выделить две линии: первая - позитивный взгляд на культуру, вторая - антикультурная.

Просвещенческие концепции культуры. Эти концепции возникли и активно развивались европейскими мыслителями (А.Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.В.Гёте, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер) в русле Просвещения. В культуре они видели внутреннее духовное богатство человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру, красоте.

Эволюционистский подход к культуре. Во второй половине XIX в. в объяснении природы культуры и других социальных явлений широкое распространение получил эволюционизм. Он нашёл своё обоснование в работах социологов О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана и других крупных учёных того периода.

Основные идеи классического эволюционизма сводятся к следующему:

1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частным изменениям.

2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного или упрощённого состояния и приобретает более сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в обществе. В соответствии с этим устраняется хаос, конфликтность, предрассудки и слепая вера.

3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от “дикости” и “варварства” до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себя новейший Запад.

4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусство, мораль, верования и культы. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.

5. Те или иные элементы раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.

6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно.

7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах - это адаптация к внешним условиям, а позднее - овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.

Диффузионизм. В начале XX в. в противовес эволюционизму ряд социологов и этнологов развили концепцию диффузионизма.

Такой подход позволил изучать процесс распространения культуры из одного центра в другой, взаимодействия культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов.

Марксизм о культуре. Под культурой в широком смысле слова марксизм понимал всю совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура - всё то, что создано и создаётся в результате его умственного труда и что составляет как бы “вторую природу”, отличающуюся от естественно протекающих природных процессов и явлений, характеризующихся тем, что люди изменяют, воспитывают сами себя.

Структурно-функциональный подход рассматривал культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры.

В ней каждый элемент выполняет как бы служебную роль в общей системе регуляции.

Основные постулаты функционализма:

1. Существует общее функциональное единство общества. Оно выражается во взаимосвязи социальных и культурных структур.

2. Культура представляет собой интегрированную целостность, в которой каждый элемент отвечает определённой потребности всей целостности, выполняя конкретную часть работы.

3. Дифференциация функций поддерживается дифференциацией структур, складывающихся в упорядоченную систему.

4. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы и т.д.) обеспечивает единство общества.

Леворадикальные и авангардистские концепции. Эти концепции широко распространены в сегодняшней общественной мысли. Основное их содержание - острая критика современного западного общества, его сложившейся социальной структуры и культуры, отрицание институциональной науки.

В центр они ставят проблему отчуждения человека от общества, природы и самого себя.

Наличие множества концепций культуры есть подтверждение тому, что культура, являясь целостным социальным явлением, образуется из бесконечного многообразия составляющих её элементов и отношений. В этой связи, видимо, правильно считать, что невозможно создать некую универсальную концепцию

33.-34. . Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген, или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага.

Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой -являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

35. Молодежь как объект социологического изучения: основные направления исследования. Молодежь в социальной структуре трансформирующегося белорусского общества.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.

1. особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3. высокая степень мобильности;

4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5. стремление к мах проявлению сил;

6. определённое критическое отношение к старому поколению;

7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10. стремление к идеалу.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Рос общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту

Наши рекомендации