Символический интеракционизм и медиа

Медиа — важная часть интеракции между современными людьми. Исследователь Д. Альтеиде (Аризонский университет) считает, что «медиа воспитывают в индивидах определенные взгляды на самих себя и на других. В эпоху средств массовой информации происходят три вещи, связанные с символическим интеракционизмом. Во-первых, мы воспринимаем ситуации и вещи в то же самое время, когда они происходят (прямые включения). Во-вторых, предмет и его значение воспринимаются тождественно. Идентичность проявляется напрямую или косвенно, посредством многочисленных объявления и сообщений. В-третьих, образ и символ медиа — "спираль", по которой одно конкретное сообщение раскручивается до крупного обобщения. Например, логотип продукта в конечном счете может привести наши размышления к истории графического искусства. И покупая товар с этой этикеткой мы становимся участником социального взаимодействия» [9]. Эти примеры иллюстрирует принципы символического интеракционизма, которые в информационную эпоху вновь набирают популярность.

Кроме того, разные средства коммуникациизаполняют собой свободное время членов общества: просмотр ТВ, посещение кино, прослушивание живой музыки или цифровой, приобретение разной по фасону одежды. В плюралистическом обществе этот выбор потребления огромен. Массовая культура предлагает выбор среди множества стилей поведения, показывает популярных личностей, которые становятся потенциальными моделями для подражания. В сфере медиа в разной степени участвуют все: и главные герои, и зрители, и массовка. Окружающий мир (физическая среда) принимает символическую форму медиа — посредника между человеком и человеком, человеком и образом. Например, появляются тематические города (Этномир), торговые центры, парки (Диснейленд) и даже война принимает вид информационной.

«Популярная культура и информационные технологии медиа повлияли на процесс личностного и социального определения человека двумя основными способами: они открыли широкий спектр моделей поведения и сценариев для ежедневной коммуникации; и они добавили уникальные форматы связи и стили взаимодействия. Например, включение рекламы в видеоигры.Эти форматы и стили взаимодействия осуществляются, обсуждаются и входят в обыденную жизнь благодаря медиа.Воспринимая медиа-продукты фоново, аудитория начинает вести себя согласно нужному сценарию. Люди будут находиться под эффектом СМИ, даже если они не смогут сказать, где и когда они видели эту модель поведения»[9]. Тем самым общество идентифицируется, у СМИ есть свой язык, свои коды, прочитав которые, мы будем понимать реальность консолидировано. Д. Альтеиде приводит в пример телевизионные шоу, в которых героя характеризуют с помощью рекламного слогана компании «Apple». В российской действительности примером «символического кода» можно считать приписку «запрещенная в РФ организация» (ИГИЛ), тиражируемую во всех сообщениях. Посредством этих приемов создается манипуляция сознанием и прописывается сценарий интеракции, например, с исламистами.

Выводы

Теория символического интеракционизма в эпоху активных исследований в области медиа обретает «второе рождение». Основные положения, рассмотренные в данной работе, могут стать теоретической базой в изучении функционирования современных СМИ. Экстраполяция принципов символического взаимодействия на актуальную действительность порождает множество направлений для дальнейших исследований. Например, можно изучать образ и роль политиков в медиа; изменение символических значений определенных словосочетаний посредством средств коммуникаций, и т.д. Символический интеракционизм уже послужил основой для многих зарубежных исследований и области медиа и социологии. Стоит отметить, что теория интеракционизма не совсем подходит под понятие «теории». Это, скорее всего, метод, который можно использовать для построения более крупных обобщений. Например, структурно-функциональной теории Т. Парсонса.

Список литературы

1. MarkV. Redmond. SymbolicInteractionism. EnglishTechnicalReportsandWhitePapers. [Электронныйресурс:http://lib.dr.iastate.edu/engl_reports/4].

2. Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.— 162 с.

3. Ken Plummer. A World in the Making: Symbolic Interactionism in the Twentieth

Century [Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/publication/265191424].

4. Рорти, Р. Прагматизм без метода / Пер. Р. Хестанова // Логос. — 1996. — № 8. — 155 с.

5. Томас, У. Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века. ИНИОН РАН., 2010, — 322 с.

6. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. — 335 с.

7. Ralph Herbert Turner. Role-taking, role standpoint and reference-group behavior//American Journal of Sociology. 1956, — 61 c.

8. Sheldon Stryker. Symbolic Interactionism: A Social Structural Version. BlackburnPress, 2002. — 188 с.

9. David L. Altheide. Identity and the Definition of the Situation In a Mass-Mediated Contex. Symbolic Interaction, ISSN 01 95-6086, Volume 23, Number 1, 2000, с 27.

10. ДжорджГербертМид. Философия настоящего. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 272 с.

11. Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, КДУ, 2011. – 392 с.

12. Горбунова М.Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. 2011.

13. Формальная социология Г. Зиммеля // Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. — М.,1996. — 286 с.

14. Кармадонов О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С.2.

15. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: «Наука», 2000. — 526 с.

16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб., 2002. – С. 238.

17. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с.

18. Житкевич В.В. Символический интеракционизм Д. Мида // Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – № 9.

19. Осипов Г.В. Джордж Мид и символический интеракционизм // История западной социологии. М.: НОРМА, — 2001. — 576 с.

Отчет антиплагиатов

Символический интеракционизм и медиа - student2.ru

Символический интеракционизм и медиа - student2.ru

Наши рекомендации