Тематическая и предметная напр-ть СИ в России
Тематика – более широкое, предмет – уже! в 90-е г. социология остановилась, Люди несли новое: качеств. соц-ия, возм-ти познават идеализма, новые имена, забытые спецхран источники, открытость источник базы, привлечено вним к информатиз-ции исслед. информ. общ-во.
Командует криминалитет, закрывают диссертац. советы, журналы (ИНИОН)
Публицистика площадей захватывала СМИ, ИСПИ был создан для спасения социологии. Стр-ры сохранились, были созданы некот исследоват. центры, структуры. Актуализируется тема соц. политики.Молодежь: соц эконом проблема: созревает молож рано, а экономич самост не стан., безработица. – проблема политич. участия и самоорганиз. молодежи, мол движения, оппозиция, занятость молодежи, инициативные группы. + вопросы морали молодежи, самореализация, динамика, стремление к новому, соц ответственности, защита прав, свобод. соц защита, соц политика. Начала развив Восточная соц-ия, восток оживился, Сильной тематич разраб стала стратификац (Рывкина),
Соц-ия 2000 - коммерциализировалась, криминализировалась в какой-то степени, ? о соц ответств социологов. Новое: разраб политич проблем, соц основы и пробл соц изменений, соц настроение, парадоксальный чек, кентавр-проблема. О харизматич лидерстве почти не пишут. Тема народа и народовластия. Пробл модернизации, децентрализации, полит-нововведения. (Лапин, Пригожин).
В октябре 1918 г. был создан Социобиблиологический институт, которому предстояло решить несколько задач. Одной из них стала подготовка и проведение конкретных социологических исследований, другой — популяризация социологических знаний, в том числе путем оказания помощи в ознакомлении с литературой по социальным проблемам. Через год после своего создания, в 1919 г., Социобиблиологический институт был преобразован в Социологический институт, директором которого в начале 1920 г. стал известный российский социолог К.М. Тахтарев. В составе института работали также не менее известные социологи П.А. Сорокин и Н.А. Гредескул. Еще одним важным показателем институционализации социологической науки в стране явилось возобновление в 1919 г. работы Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского. Социологический институт и Русское социологическое общество стали основными центрами притяжения интересов исследователей и педагогов, которые регулярно собирались слушать доклады и лекции ведущих ученых.
В самом же Советском Союзе возрождение социологии, начавшись с конца 1950-х гг., шло параллельно с двух сторон — теоретической и эмпирической. В теоретическом плане продолжались бесконечные дебаты о месте социологии в марксизме, о ее соотношении с диалектическим и историческим материализмом, о том, как соотносится теоретическая социология с эмпирическими (прикладными) исследованиями и является ли она вообще социологией. Тем временем проводились одно за другим конкретные социологические исследования, масштабы и значение которых возрастали год от года, что заставляло обращать на них самое пристальное внимание и ставить вопрос о широком общественном признании социологии. В 1961 г. вышла книга «Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР», написанная на материалах крупного социологического исследования, проведенного уральскими социологами на промышленных предприятиях Свердловской области. Под руководством Г.В. Осипова происходило изучение трудовых коллективов на московских и горьковских заводах. Началось исследование отношения к труду молодых ленинградских рабочих (под руководством В.А. Ядова и А.Г. Здравомыслова). К этому времени в стране уже существовало первое академическое подразделение социологического профиля — созданный в 1960 г. сектор исследований новых форм труда и быта в Институте философии АН СССР (руководитель Г.В. Осипов), ставший в 1966 г. отделом конкретных социальных исследований. Для институционализации социологии имело большое значение создание в АН СССР Научного совета но проблемам конкретных социальных исследований.
В стране быстро рос интерес к эмпирическому изучению конкретных социальных проблем с помощью социологических методов. В вузах стремительно увеличивалось количество преподавателей, стремившихся к этой работе. Появлялись первые социологические службы на крупных промышленных предприятиях.
В 1960-х гг. был выпущен целый ряд книг по социологии, сыгравших очень важную роль в становлении ее как науки и практической сферы деятельности. Стало очевидно, что у социологии имеется свой категориальный аппарат, своя система понятий, которая обладает значительной спецификой и позволяет рассматривать общество и его конкретные проблемы, не прибегая постоянно к использованию философских абстракций.
В 1968 г. был создан Институт конкретных социологических исследований, первым директором которого стал академик A.M. Румянцев, бывший в то время вице-президентом Академии наук.
В течение первого года работы научными сотрудниками института, помимо плановых академических исследований, было проведено около 20 опросов по заданию различных партийных органов. Другими словами, он сразу зарекомендовал себя как серьезное и эффективно работающее научное подразделение. В институте издавался «Информационный бюллетень», в котором публиковались исследовательские проекты и результаты теоретических и эмпирических исследований.
Социологические исследования проводятся для изучения общественного мнения по какому-либо вопросу, позволяют оценить реакцию социума на какое-либо явление, выявить наиболее типовые модели поведения людей, описать существующие или вновь создаваемые отношения между людьми и группами людей.
Результаты социологических исследований позволяют Заказчикам получить объективную и статистически точную информацию о различных социальных явлениях и отношениях.
Тематика социологических исследований:
• Динамика ценностных ориентаций населения.
Позволяет производителям и торговым компаниям верно определять свой ценовой сегмент и ценовую политику, оценивать позицию в рынке предлагаемых товаров, устанавливать благосостояние жителей и т.д.
• Оценка населением уровня удовлетворенности условиями и услугами в различных сферах: ЖКХ, жилье, медицина, образование, государственные услуги и т.п.
Позволяет выявлять факторы удовлетворенности и неудовлетворенности в отношении предмета исследования, строить модели поведения с учетом социальных характеристик опрошенных и многое другое.
• Оценка населением качества услуг (как коммерческих, так и социальных).
Выявляет факторы, значимо влияющие на комплексную оценку предлагаемых услуг, позволяет строить модели принятия решения конечными потребителями с учетом социальных характеристик респондентов и т.п.
• Восприятие населением реализации федеральных и региональных проектов и программ.
Показывает фактическую результативность осуществляемых мероприятий в рамках различных проектов и программ по мнению населения, а также позволяет оценивать реальную информированность граждан о предпринимаемых усилиях со стороны заказчиков и исполнителей проектов и программ.
• Восприятие населением социальных явлений (коррупции, например), актуальность и распространенность проблемы в социуме.
Выявляет отношение людей к социальным явлениям и их поведение в ситуациях, связанных с данными социальными явлениями.
1. "Вестник Европы".
2. Анализ произведения М. М. Ковалевского (на выбор).
3. Анализ произведения российских социологов XX века.
4. Биография П. А. Сорокина.
5. Биосоциология в России.
6. Виды парадигм.
7. Вклад П. А. Сорокина в развитие отечественной социологии.
8. Высшая русская школа общественных наук в Париже: роль отечественных социологов.
9. Генетическая школа в социологии.
10. Географическая школа в социологии.
11. Ж и тв Льва Ильича Мечникова.
12. Ж и тв А. А. Богданова.
13. Ж и тв Н. Я. Данилевского.
14. Ж и тв М. М. Ковалевского.
15. Ж и тв Н. И. Кареева.
16. Ж и тв Н. К. Михайловского.
17. Ж и тв П. Л. Лаврова.
18. Ж и тв Е. В. Роберти.
19. Журнал "Русская мысль".
20. Журнал "Русское богатство": авторы, направленность социологических публикаций.
21. Журнальная социология XIX-начала XX веков.
22. Известные советско-российские социологи, ушедшие из жизни до 1985 г.: (2 биографии и творчество на выбор).
23. Институт социально-политических исследований РАН: структура, кадры, исследования.
24. Институт социологии РАН: структура, кадры, исследования.
25. Классический этап в развитии отечественной социологии.
26. Крупные социологические проекты и публикации последних 20 лет в отечественной социологии.
27. М. М. Ковалевский как государственный и общественный деятель.
28. Марксистская исследовательская традиция в российской социологии. Методы исследований в дореволюционной (1917 г.) отечественной социологии (обзор).
29. Научная парадигма (характеристика на выбор).
30. Неопозитивизм в России (1870-1880-е годы).
31. Неопозитивистская социология: творчество Е. В. де Роберти.
32. развития российской социологии.
33. Первые российские социологи.
34. Периодизация истории социологии: основные критерии.
35. Позитивизм в России 1860-70-х годов.
36. Понятие «научная парадигма».
37. Понятие научной школы.
38. Предмет истории социологии.
39. Предшественники отечественной социологии. Социографические исследования.
40. Российская социология в 1890-1900-е годы.
41. Сергей Николаевич Южаков: работы по социологии, жизненный путь.
42. Советская социология 1960-80-х годов (общий обзор).
43. Совр журналы по социологии.
44. Совр исследования по истории социологии (имена, организационные структуры, направленность работ).
45. Совр российские социологи (творчество после 1985 г. – на выбор две жизненных истории).
46. Социальный бихевиоризм в российской социологии.
47. Социологические исследовательские структуры советского времени (до начала 1990-х годов).
48. Соц-ие кризисы и смена научных парадигм.
49. Соц-ие работы В. И. Ленина (на выбор).
50. Соц-ие работы Г. В. Плеханова.
51. Соц-ие работы Н. И. Бухарина.
52. Статус социологии в дореволюционном (до 1917 г.) российском государстве.
53. Субъективная школа в социологии.
54. Типология современных организационных структур, занимающихся пр и эмп исследованиями.
55. Этапы неклассической социологии (модерна) и постмодерна в развитии отеч .социологии.
56. Социология Сибири.
57. Легальный марксизм.
58. Зиббер.
59. Плеханов.
60. Богданов.
61. Тематика исследований.