Содействовать развитию социологии в СССР, повышению теоретического уровня исследований, их методологической обоснованности и методической надежности.
2. разработка приоритетных направлений социологических исследований в стране;
Использование результатов социологических исследований в практике управления.
4. развитие научных связей и научного сотрудничества как между советскими социологами, так и зарубежными учеными;
Оказание помощи службам социального развития на предприятиях и в организациях.
6. ССА оказывала содействие развитию системы социологического образования в стране, организации различных форм повышения квалификации социологов и т.д.
ССА осуществляла координацию деятельности входящих в нее членов и публикацию их научных трудов; организацию и проведение конференций, совещаний, симпозиумов, социологических чтений, семинаров, школ молодых ученых и заводских социологов; организацию международных встреч.
ССА принимала участие в работе Всемирных социологических конгрессов, проводимых МСА, деятельности ее исследовательских комитетов. Состояла ССА из коллективных ( НИИ, ВУЗы, промышленные предприятия и объединения и т.д.), индивидуальных и почетных членов. В структуре ССА было 20 республиканских и региональных отделений, включающих в себя 92 филиала. Самыми крупыми отделениями являлись Московское, Сибирское, Азербайджанское, Уральское, Украинское, Прибалтийское, Поволжское, Белорусское, Северо-Западное. При ССА функционировали исследовательские комитеты, координирующие и объединяющие деятельность ученых в разработке отдельных направлений в социологии. В ССА были представлены такие комитеты, как методика и техника социологических исследований, социология труда, социология семьи, социология культуры, социология отклоняющегося поведения, социология молодежи и др. Они создавались в соответствии с перечнем исследовательских комитетов МСА и при наличии в регионе достаточного числа социологов, работающих в определенном направлении исследований. Высшим органом ССА первоначально являлась всесоюзная конференция, позднее - съезд, созываемые с периодичностью раз в четыре года. Состоялся только один съезд социологов СССР (1991). С распадом СССР ассоциация прекратила свое существование как всесоюзная общественная организация социологов, а республиканские отделения были преобразованы в национальные социологические общества. Белорусское отделение ССА было организовано в 1976 на Учредительном собрании социологов БССР. Важная заслуга в его создании принадлежит Г.П. Давидюку. После распада СССР Белорусское отделение ССА было преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию, являющуюся его правопреемником (1994-2000). Президентом БСА был избран академик Е.М. Бабосов. В 2000 на основе ассоциации было создано и зарегистрировано Белорусское общественное объ-единение "Социологическое общество", президентом которого стал член-корреспондент НАН Беларуси А.Н. Данилов . О.Г. Лукашова
48. Социологические кризисы и смена научных парадигм:
Кризисы связаны не только с потерей предметной областью, неспособностью познавать социальную реальность привычными методами, но и с утратой исходных объяснительных положений и принципов. Выделяют 4 кризиса в социологии:
1. На почве антипозитивистских течении, противоречия между натурализмом и историзмом, несостоятельности эволюционистских подходов конце 19 века (разразился в Германии)
2. Антипарсоновский, нападки на структурный функционализм и абстрактные схемы Т. Парсонса (США, конец 1960-х – начало 1970-х), отечественная социология откликнулась на этот кризис «запоздалым эхом», поскольку работы Парсонса, его сторонников получили широкое распространение в научной седее лишь в 1980-1990е.
3. Кризис связан с мультипарадигмальной и альтернативной социологией
4. Современный постмодерновый подход против советского позитивизма, т.е. формационно-цивилизационного подхода (актуализировались качественные исследования, появилась деятельно-активистская парадигма и т.д.
Парадигма – исходный образец научной деятельности, благодаря которому может сформироватися исследовательская традиция в контексте социальной реальности. Индивидуальное освоение парадигм происходит с помошью механизмов социализации. Парадигма существует в рамках науки, и доступ к ней обеспечивается образованием, самообразованием, просвещением.
: Кризисы: проявл в том, что подвергнуты сомнению многие исходные ее положения и прежде всего о предмете. Представл. о предмете соц-ии как о науе, исследующей ее процессы и соц. отнош «не работает». Оно общо, безразмерно и неопределено.