Позитивизм в России в 1860-70е.
Позитивизм – основное направление мировой социологии в период ее возникновения и становления в 19 веке. Позитивное осмысление общества опиралось на такие требования, как точность, наблюдение за объектом, принцип эволюционизма, соотнесения общественных процессов и структур с естественными явлениями и процессами. Общество – социальный организм в позитивизме отмечают разнообразные течения органицизм, эволюционизм, социальный дарвинизм и т.д. Как и на Западе, социология в Рос возник в лоне позитив доктрины, под "духовном руководством" О. Конта. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходит две работы Лаврова ("Механическая теория мира", "Очерки теории личности"), написанные в позитив духе. В 1865 году почти одновременно появляются три статьи о Конте и его философии в "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках" (Лесевича, Писарева, Лаврова). В 1867 г. опублик книга "Огюст Конт и положительная философия" со статьями Льюиса и Дж. Милля. Рецензия Лаврова на эту книгу 1868 года во многом задала тон всей последующей рос позитив лит-ре. На рубеже 60-70 гг. появл первые собственно соц работы Лаврова и Михайловского. В качестве основоположников рос соц называют Лаврова, Е. В. де Роберти, Михайловского, Южакова, Лилиенфельда, Стронина. Предмет соц на этом этапе понимался в духе Конта: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы. Сложился ряд школ и направлений соц иссл: натуралист соц (Данилевский, Стронин, Мечников), псих направ ( Лавров, Михайловский, Кареев), школа М. М. Ковалевского. Заявил о себе эк материализм (Г.В. Плеханов).
36. Понятие научная парадигма:
Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течении определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временны е границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус»; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена; примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон.
Чем парадигмы удаленней от нас во времени, тем более бесспорным и очевидным выглядит их «парадигмальный» характер. И наоборот, чем они ближе к современности, тем больше расхождений внутри научного сообщества, тем сложнее определить, является ли парадигма парадигмой.
Несмотря на все расхождения, научные дискуссии, теоретические баталии, всегда существует определенный набор понятий, теорий, концепций, признаваемых если не всем научным сообществом, то преобладающей его частью. Даже самые непримиримые научные противники зачастую «втянуты» в общий круг парадигмальных представлений и бывают гораздо ближе друг к другу в постановке и решении ряда проблем, чем им самим это кажется Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими.
Некоторые законы выведенные социологами могут претендовать на место парадигм. Например:
Конт сформулировал 3 социологических закона человеческой эволюции, умственного развития человечества:
1. Закон трех состояний (теологическое, метафизическое и научное, т.е. положительное)
2. Закон социальной иерархии (на идеалистических основаниях дается классификация познаваемых явлений и наук, самих людей для обеспечения порядка)
3. Дополнительный закон практической деятельности – об исторических формах деятельности человека (завоевательной, оборонительной и промышленной)
Понятие научной школы
Научная школа – форма научного сообщества, объединенного общностью исследовательских подходов, оснований и концептуальных разработок вокруг лидера в условиях смены парадигм, становления новых направлений в науке. Школа обеспечивает профессиональную компетентность и самоидентификацию ученых в сообществе, информационный обмен между ними.
Харатеристики: \Наличие ярко выраженного лидера \институциональный статус (принадлежность к ун-ту) \центр для обмена научными идеями и творческих встреч (семинары, изд журналов)
Критерии: \ Наличие 1 или неск лидеров-первопроходцев в соотв области знаний \ оригинальная научная парадигма и методология \ мех-мы воспроизводства, преемственность научн традиции школы \высокая оценка деятельности представителей научного коллектива как школы
Школы могут оформлять свои научн-образоват стр-ры (лаборатории, кафедры и инст-ты)
Классификация: \По имени основателя (фр шк им Дюркгейма) \ по национ признаку ( русская госуд. школа) \по наименованию учрежд (Чикагская шк) \ по названию города Франкфурстская шк) \ по тематич признаку (Географич, историч шк)
1. Географическое: Мечников – неравномерность обществ. развития под влиянием геогр условий
2. Органическое: Де Роберти, Стронин, Лилиенфельд, Новиков
3. Социолого-юрид направл – Коркунов, Петражицкий, Новгородцев, Кистяковский, Чичерин – взаимодействие соц-ых, физиологич и биологич причин в праве
4. Марксистское – Плеханов, Ленин, Струве, Булгаков, Бердяев – представление о материалистическом понимании истории.
5. Системный подход – Данилевский –
6. Субъективная школа – Лавров, Михайловский, Кареев
признаки: \ общенаучный интерес \ солидарная позиция по ключевым вопросам \ общая логика установления истины \
по Сорокину: