Общественное мнение и методы его изучения
Общественное мнение - это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. (Нал-е проблемной ситуации, по которой возможна дискуссия коллект. субъекта).
Существует 3 (2?) основных методологических подхода к анализу ОМ:
1. Гносеологический подход - рассматривается отражательная природа общественного мнения, его соотношение с общественным сознанием и его место в структуре последнего, ищется ответ на вопрос о мере адекватности отражения общественным мнением окружающей реальности.
2 линии гносеологического подхода:
- Дедуктивная линия – обществен.мнение определяется как часть категории общ. сознания или массов. сознания (Грушин: ОМ – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам; + Ласслоу, Уледов).
- Индуктивный подход выводит категорию ОМ посредством генерализации понятий индивид. мнений, оценок. Идет как сумма индвидуал. мнений. ОМ - совокупность обществ.суждений.
2. Онтологический подход (???) – изучает бытие общественного мнения, его существование и проявления. Формы существования общественного мнения: Как совокупность индивидуальных мнений людей, объединенных общим интересом. Как общественное поведение индивидов (напр., электоральное). Как объективированное мнение прошлых периодов через нормы, ценности, стереотипы поведения и институты.
3. Социологический подход - связан с рассмотрением изучаемого объ. не в структуре ОС, а в структуре общественных отношений. ОМ – социальное явление, формируемое активностью субъектов и обратно воздействующего на них. Связан с хар-ками соц. обусловленности, детерминированности ОМ, его включенности в реальные соц. проц., взаимод-я с различн. соц. институтами. Он изучает возможность и направленность социальных изменений как продукта динамики ОМ.
Соц. подх. позвол. рассматривать ОМ как социол. категорию и ориентирует на применение структурных и функциональных методов анализа.
Функции ОМ: Контрольная; Консультативная; Директивная.
МЕТОДЫ делятся на две техники:
1) Анкетирование -когда опрашиваемый заполняет документы сам (почтовый опрос, И-нет о., анкетирование, прессовый о.)
2) Интервьюирование- когда опрашивающий заполняет документы (уличный опрос, телефонный о., о. по месту жит-ва, о. по месту работы)
Подробнее о каждой технике и методах:
1) Анкетирование
а) Анкетирование (метод) - приментиельно к ОМ д.б. указано, что это именно опрос ОМ (а не целевых групп, в примеру). Вопросы должны исключать всякую двусмысленность, нужен обязательный пилотаж. Сущ-ют свои "+" и "–". Плюсы:
- дешевизна
Минусы:
- нельзя допускать двусмысленность вопроса;
- нельзя пропускать какие-л. вопр.;
- в самом исследовании заложено смещение выборки (если провод. в массовых аудиториях);
- проблема невозврата анкет.
Вывод: метод вряд ли имеет будущее.
б) Почтовый метод - особенно популярен сейчас в США, у нас был популяр. в 70-е.
Адрес при почт. м. выбир. случайным образом из БД, в конверт кладутся и отправ. след. докум.:
- письмо с просьбой и мотивацией;
- письмо с объяснением схемы заполнения;
- сама анкета (д.б. максимально закрыта);
- конверт с адресом получателя и адресом респондента.
Минусы метода:
- возврат не более 10% (далее - вторая рассылка, затем - третья и последняя);
- изначальное смещение выборки;
- неполное/неадекватное заполнение.
Плюсы метода:
- широта географического охвата;
- относительная дешевизна.
Вывод: результ-ность в России отсутств., в Америке - выше.
в) Прессовый опрос - в печатных ср-вах СМИ. В газете д.б. напечатано обращение, отмаркирована почтовая карточка. Обычно д/большой и полноценной анкеты места мало + шрифт обычно мелкий - искл-ся слабовидящие. Вопросы д.б. сформулированы четко.
Плюсы метода:
- дешевизна;
- географический охват.
Минусы метода:
- смещение, обусл. аудиторией издания;
- смещение, обусловл. тем, что отвеч. определенные категории людей (со своб. врем.);
- низкая степень возврата;
- неадекватное заполнение.
г) Интернет - опрос -слабоэффективен, т.к. низок уровень интернетизации по месту жит-ва. + Дает смещение в пользу населения с определ. достатком. Но у метода большое будущее.
Плюсы метода:
- респондент не должен следить за переходами;
- анкеты обрабатываются сразу по получении;
Минусы метода:
- неприменим при недостаточн. уровне интернетизации;
- смещение выборки.
Интервьюирование
а) Уличный опрос - группа экспресс-методов. Существует негативная практика (опрос у метро), д.б. надежный коллектив полевых исполнителей. У организаторов д.б. точные представл. о трансп. потоках, необх. отдельн. опросн. лист для каждого.
Требования к опросному листу: не более 10-15 понятн. вопросов, почти не предполаг. исп-я визуальн. дркументации.
Схема контроля интервьюеров:
- д/каждого интервьюера д.б. свой квадрат, он не должен из него выходить;
- "подсадные утки";
- фиксация количества заполненных анкет.
Плюсы метода:
- экспресс-метод;
- дешевизна.
Минусы метода:
- краткость опросного листа;
- смещение выборки в стор. лиц, присутств. в т. опроса.;
- тяжелый и дорогой контроль;
- человеческий фактор.
б) Телефонный опрос - также экспресс-метод. Д.б. высокая телефонизация. Сущ-ет 2 способа проведения: из call-центра и квартирн. телефонов (плохой).
Плюсы метода:
- экспресс-метод;
- географическая дисперсия (много регионов можно опрос.)
- более высок. уров. достижимости, чем у опросов по жит-ву;
- единство методол. опыта;
- автоматич. контроль выбора домохоз-ва по заданным параметрам;
- контроль за проведением интервью;
- минимизац. ошибок, связ. с человеч. фактором.
Минусы метода:
- конечное число вопросов (20-30) и огранич. время (7-10);
- смещение выборки в стор. нетелифонизир. насел.
- невозм. идентификац. причины отказа
- человеческий фактор: кач-во работы операторов.
На основе таких опросов нельзя прогнозир. рез-ты выборов.
в) Опрос по месту жит-ва: лишен всех недостатков, т.к позволяет следить за качеством ответа. Но существен. влиян. (на 50% кач-ва получаем. инфы) оказ. человеч. фактор. Единствен. адекватн. метод опроса, но дорогой, если уходить от квот в сторону вероятностн. случайн. выборки. Надо делать поправки.
Но есть тонкости: необх. рассчит. распределние по террит., иметь описание террит. ("возраст" р-на, плотность заселен.), уникальн. насел. пункты не д.б. в выборке.
г) Опрос по месту работы.