Естественно-биологический подход.

На западе: Ж. Габино, С. Алмон, Ж. Лагуж — этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

В России: раскрывает этот подход «Пассионарная теория генеза» Л. Гумилева, что этнос –это специфическая форма существования Homo Sapiens.

Основные постулаты теории: наиболее важную роль в формировании этноса играет ландшафт – природно-территориальный комплекс любого ранга (род занятий, культура, ценности). Имеет место приспособление ландшафта к себе и приспособление себя к ландшафту.

Этнос – коллектив особей, противопоставляющих себя другим коллективам. Принципиальное различие этносов в стереотипе поведения. Этнос – это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения. Объединиться в этнос нельзя. Этнос – это не состояние, а природный процесс. Наблюдаемый этнос – фаза этногенеза. Этногенез продолжается 1200—1500 лет (долго) и проходит 4 фазы: возникновение; подъем; упадок; умирание.

Источник движения этногенеза – пассионарность (на основе энергии живого вещества биосферы – открытой В.И. Вернадским). Пассионарность (страсть) – это способность отдельных особей (пассионариев) поглощать из внешней среды больше энергии, чем необходимо для поддержания этноландшафтного равновесия организма со средой.

Социокультурный подход.

В социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами – классами, странами, территориальными общностями и социальными институтами. Он представлен различными школами, научными направлениями:

1. Психологическое – представляют Отто Бауэр, Карл Реннер с их учением о культурно-национальной автономии.

2. Материалистическая марксистская парадигма. На первый план выдвигается объединяющая экономическая основа национальной жизни.

3. Различные релятивистские школы

Это по существу субъективистско-психологические концепции, исходящие из того, что главным вопросом является не вопрос о том, что такое национальная экономика «на самом деле», а то – как создается ее образ в сознании данного общества:

а) Ф. Барту: этнос существует до тех пор, пока его члены осознают свое отличие от других.

б) Ван дер Берге: этнические группы возникают из процессов взаимодействия между людьми, у которых сознание этничности глубоко определяется благодаря контактам с чужаками.

в) М. Вебер: этнос – это группа, которая придерживается субъективной веры в свое общее происхождение из-за подобия физического типа, обычаев или благодаря памяти колонизации и миграции.

Естественно-биологический подход. - student2.ru

Рис. 2 Основные события в развитии этносов

Таким образом, этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).

Процесс этнического развития человечества очень сложен и происходит постоянно: этносы возникают, разделяются, объединяются, расцветают и даже, бывает, уходят в небытие. Например, в свое время исчезли такие некогда весьма известные общности, как финикийцы (растворившиеся на рубеже двух эр в населении Сирии); скифы (которые жили в Северном Причерноморье в период примерно с VII-го в. до нашей эры по III-й в. нашей эры, а затем тоже рассеялись среди других племен), половцы (обитавшие в XI—XIII вв. в тех же причерноморских степях, позднее в результате монголо-татарского нашествия одна часть половцев вошла в состав Золотой Орды, а другая — переселилась в Венгрию).

Некоторые из современных этносов возникли еще в древности (например, армяне — по разным оценкам, в VI—IV вв. до нашей эры, грузины — в первые века I-го тысячелетия до нашей эры). Другие этнические общности образовались сравнительно недавно: скажем, английская нация – в XVI в., русская – в XVII—XVIII вв. (по другой концепции, раньше — в середине IX в), немецкая – в XIX в. Наконец, многие нации сформировались и продолжают формироваться в нашем, XXI в. (скажем, турецкая – в первые десятилетия XX в., австралийская – примерно в середине, кубинская нация – во 2-й половине XX в.).

Примером объединения этносов может служить образование французской нации (окончательно – в XVIII в.) путем постепенного слияния галлов, франков, бургундов, вестготов и других народов.

А пример этнического разделения дает древнерусская народность. Она примерно в XIV—XV вв. распалась на белорусский, украинский и русский этносы, которые позднее стали нациями.

       
  Естественно-биологический подход. - student2.ru
 
    Естественно-биологический подход. - student2.ru

Современное человечество насчитывает около двух тысяч различных наций и народностей. Но они не живут по отдельности. Люди различных национальностей все более перемешиваются, их культуры сближаются и переплетаются, сохраняя в то же время свои национальные особенности. Большинство стран мира являются многонациональными. Так, в Китае, помимо основной нации (китайцев, или хань), проживает еще 55 других наций и народностей. А в Индии число наций, народностей и племенных групп столь велико, что справочники дают по ним лишь приблизительную цифру – несколько сот. Что касается Российской Федерации, то в ней сегодня насчитывается свыше ста этносов.

Среди постоянных жителей Москвы представители более чем 120 национальностей. Бок о бок с русскими (90,5 % на 2009 год) здесь живут и работают украинцы (2,4 %), татары (1,95 %), евреи (1,5 %), белорусы (0,8 %), армяне (0,5 %), чуваши, азербайджанцы, грузины, мордва, немцы и другие.

Важной проблемой этносоциологии была и остается миграция.

Смешанные (межнациональные) браки и интенсивная миграция людей по всему миру3 увеличивают многонациональность государств. В большинстве из них складываются «иностранные» диаспоры. Диаспора (от греч. Diaspora – рассеяние) – это большая группа представителей того или иного этноса, живущих вне страны своего этнического происхождения. Так, в сегодняшних США постепенно образовались значительные армянская, еврейская, русская и многие другие диаспоры. Это не удивительно, поскольку в конце XX в. эта страна ежегодно принимает у себя около 1 млн. иммигрантов.

В частности, только в Нью-Йорке, по некоторым оценкам, русская диаспора насчитывает около полумиллиона человек. Причем любопытно, что, по утверждению властей города, эти люди относятся к категории самых образованных жителей Нью-Йорка, обладающих высокой квалификацией в разных сферах деятельности.2

Вся эта этническая многоликость современных обществ требует от каждого из людей максимальной тактичности, осторожности, терпимости и вместе с тем открытости и доброжелательности в отношении представителей других национальностей. Иного не дано, если хочешь жить в мире и согласии со своими соседями по многонациональной «квартире». Однако часть людей, к сожалению, не считаясь с этими объективными требованиями, придерживается разрушительной идеологии национализма.

Важное место в изучении и разрешении этнических проблем занимает парадигма национальности.

Национальность:

1) принадлежность какого-либо лица или группы лиц к одной из этнонациональных общностей людей (нации, народности, национальной или этнографической группе).

2) собирательное понятие, охватывающее либо все, либо часть этносов (например, в России проживают свыше 100 национальностей).

В демократическом обществе человек свободен в выборе своей национальности. Она определяется:

- в соответствии с его самосознанием;

- учетом родного языка;

- приверженности соответствующей национальной культуре, традициям, обычаям.

Конституция РФ:

- каждый в праве определять и указывать свою национальную принадлежность;

- никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В демократических государствах национальная принадлежность в паспортах не приводится и в РФ оно отсутствует, а в ряде национальных республик может быть указано по желанию гражданина. Национальность и гражданство смешивать нельзя. Гражданство (подданство), которое отражает принадлежность к государству, а не к этносу. Национальность и раса – тоже нельзя смешивать. Раса – явление биологического порядка. Оно обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и во всех ее представителях, где бы они не жили, в том числе на территории других народов и государств.

Национализм – это идеология и политика, для которых характерны идеи превосходства и исключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости и преследование только собственных интересов. Противопоставляя «свою» «образцовую» нацию другим, националисты сеют недоверие и враждебность к «инородцам», подчас объявляя их виновниками кризисных явлений в своей стране и своих собственных неудач. Национализм особенно «расцвел» в процессе образования наций и проявляется в двух главных формах. Условно их можно обозначить как «воинствующий» и «защитный» национализм.

Естественно-биологический подход. - student2.ru

Воинствующий национализм, или шовинизм (в Великобритании – джингоизм) – крайняя, агрессивная форма национализма. Для нее типичны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание национальной вражды и ненависти. Подобный национализм может проявляться по-разному и, прежде всего в виде политики колониализма – господства «великих» держав (например, Великобритании, Германии, Португалии, США, Франции) над слабыми, «неполноценными» нациями. Не случайно в исторических оценках колониальной эпохи (XVI в. - середина XX в.) националистическая идеология и политика такого рода получили особое название – великодержавный шовинизм.

Близки по духу к шовинизму и такие человеконенавистнические идеологии, как расизм (разделяющий людей на «высшие» и «низшие» расы); апартеид (политика расовой сегрегации и дискриминации, проводившаяся до начала 1990-х гг. в Южно-Африканской республике); антисемитизм (враждебное отношение к евреям и их преследование со стороны людей, страдающих юдофобией). Наиболее чудовищным проявлением последнего явился гитлеровский геноцид по отношению к еврейскому населению во время Второй мировой войны (1939-1945) - так называемый холокост.

Защитный национализм характерен для угнетенных наций, которые, испытав на себе внешние притеснения, настроились на сверхпатриотизм, недоверие к другим нациям и неконструктивное стремление к национальной обособленности. Этот национализм, хотя и вызывает понимание и сочувствие, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его волне могут рваться, налаженные связи между этносами-соседями, возникать экономические трудности и даже конфликты.

Некоторые социальные аналитики относят к защитному национализму и сионизм – общемировое политическое движение евреев в защиту своих прав как единого народа. Оно возникло в конце XIX в., когда у этой нации еще не было своего государства, и со­здание такого государства было главной целью участников сионизма. После образования по решению ООН еврейского государства Израиль (в 1948) сионисты сосредоточились на защите евреев всего мира от антисемитизма и собирании их в едином израильском государстве.

Национализм – явление многогранное и многоликое. Он имеет и положительные, и отрицательные стороны.

Однако в массовом сознании очень часто отождествляется национальное и националистическое.

Национализм уничтожить нельзя. Это значит надо уничтожить всех его носителей. Но с ним нельзя и мириться, т.к. он не только ведет к обострению конфликтов между народами, но и к саморазрушению собственной нации. Альтернативой ему является интернационализм. Не секрет, что в последнее время термин и идеи «интернационализма» подверглись жесточайшему остракизму.

Причина этого в том, что долгое время в теории и на практике господствовал тезис о примате интернационального над национальным, уничтожение национального гнета связывалось с развертыванием мировой революции. Вспомните положения К.Маркса (которые разделял и В.И.Ленин): «вместе с антагонизмом классов падет и антагонизм наций», «пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «у рабочих нет своего Отечества». Такое понимание интернационализма скорее всего сродни космополитизму.

Положительные Отрицательные
- национальное самосознание, - национальная гордость, - национальный стыд, дающий возможность самоочищения, - стремление к национальному саморазвитию, равноправию - признание национальной исключительности, - противопоставление другим нациям, - стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов, национальный нигилизм, поиск виновных в жизненных трудностях, неурядицах ( в «мигрантах», «жидомассонах», «иноверцах» и др.).

Научная концепция интернационализма зиждется на признании национальных ценностей и интересов каждого народа, их диалектического синтеза с интернациональным. Суть интернационализма не в подчинении национальных интересов интернациональным, а в их согласовании. В современных условиях интернационализм означает синтез национальных и общечеловеческих интересов, поэтому гуманистически настроенный человек не может быть не интернационалистом.

Важное место в этнической социологии занимает рассмотрение проблем национально-этнических отношений народов. Они касаются условий выживания и развития этносов, проблем территории, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения самобытности и т.д.

Для удобства рассмотрения выделим особенности национально-этнических отношений (национальных отношений) т.е. политическую, социальную и этническую стороны жизни наций, основные тенденции, характерные процессы:

1) Социальная и этническая стороны жизни наций и национальные отношения органически взаимосвязаны

а) Объективной предпосылкой возникновения и развития национально-этнических отношений является существование отдельных наций (этносов – народов) с присущими им различиями, особенностями происхождения, языка, культуры и национального отношения как бы вплетены в экономические, политические, духовные, языковые, экологические.

б) Национальные отношения носят комплексный характер, так как регулируются во всех сферах социальной жизни.

в) Субъектами национальных отношений являются большие и малые народы:

– большие народы – развитые, богатые, образованные, коренные;

– малые народы – отсталые, бедные, низкий уровень образования, некоренные живущие среди других государств, наций.

2) Проблемы социальной справедливости: коренные – некоренные.

3) Национальные отношения проявляются в виде экономических отношений, направленных на удовлетворение этих потребностей наций. Они формируются как стихийно, так и в рамках федеративных государств. Наибольшее значение имели сложившееся общественное разделение труда между различными нациями, государствами, образованиями.

4) Политические межнациональные отношения

В многонациональном государстве (унитарном или федеративном) касаются участия всех народов в осуществлении политической власти и решения важнейших проблем их жизни. Так касаясь:

– вопроса о государственном устройстве в федеративном государстве должны быть разработаны механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций. Должны быть механизмы решения:

– вопросов гражданских прав и свобод различных наций,

– вопросов национальной независимости и суверенитета и конечно, экономического, политического, культурного сотрудничества.

5) Межнациональные отношения в сфере их духовной жизни – направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и на сохранение и развитие их национальной самобытности.

6) Межнациональные экологические отношения – это:

– вопрос охраны природы на территориях, где издавна живут коренные народы;

– вопрос воспроизводства природных ресурсов (земельных, лесных, водных);

– вопрос выживания больших и малых этносов.

7) Межнациональные отношения – предполагают возникновение и решение проблем на государственном и межличностном уровне.

Межгосударственный уровень включает:

- вопрос национальной независимости и суверенитета;

- духовной жизни;

- экологические;

- языковые.

Межличностный уровень рассматривает:

- вопросы повседневного общения людей разных наций;

- отношения деликатного свойства,

- учитывать моральные и психологические стороны;

- культура межнациональных общностей — межнациональные браки.

Национально-этнические отношения направлены на реализацию национальных интересов народов (выживание, сохранение, самобытности, развития их экономики, государственности, культуры) т.е. проявляются как национальные интересы. Сознательное регулирование национальных отношений есть согласование интересов различных этносов (наций). На государственном уровне больше всего решаются проблемы гармонического состояния этносов, нахождения компромиссных решений.

Демократизм отвечает интересам народа и расширяет возможности действия объективных тенденций развития межнациональных отношений.

Национальный вопрос.

Национальный вопрос – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, религиозных и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями и народностями. Он всегда носит конкретно-исторический характер.

К содержанию национального вопроса мы можем отнести:

Естественно-биологический подход. - student2.ru Естественно-биологический подход. - student2.ru

1) Вопрос о возникновении, функционировании и развитии наций и других этносоциальных общностей и их взаимодействии.

2) Вопрос об освобождении угнетенных народов, их суверенном самоопределении.

3) Свободное и всестороннее развитие всех народов

Основными причинами национально-этнического возрождения народов и повышения их активности являются:

а) Стремление народов устранить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития, в рамках колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;

б) Возрождение своей национальной культуры этносов;

в) Желание этносов самостоятельно использовать природные ресурсы.

4)Расширение сотрудничества народов предполагает:

а) право, запрещающее геноцид и этноцид;

б) право на самоидентификацию;

в) право на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

г) право на сохранение культурной самобытности;

д) право на контроль за использованием природных ресурсов;

е) право на доступ к достижениям мировой цивилизации.

5) Гармоничное сочетание национальных интересов

Опыт доказывает:

1. Всем народам необходимо очень взвешенно пользоваться своими правами, ибо надо учитывать и права других этносов.

2. Надо помнить, что национальное возрождение возможно при тесном сотрудничестве и реальном (а не мнимом) содружестве с другими народами на основе взаимного признания и уважения их основных прав.

Так в документах ООН закреплены:

- право на существование, запрещающее так называемый геноцид и этноцид, т.е. уничтожение в какой-либо форме какого-либо народа и его культуры;

- право на самоидентификацию, т.е. определение самими гражданами своей национальной принадлежности;

- право на суверенитет, самообразование, самоуправление;

- право на сохранение культурной самобытности (язык, образование, народные традиции);

- право народов на контроль за использованием природных богатств и ресурсов, территории, производства;

- право каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации и их использование.

Практическое осуществление этих прав – это существенный шаг к решению национального вопроса. На многие противоречия и трудности натолкнулась реформа политической системы СССР, СНГ, России при решении национального вопроса. Так стремление этносов к самостоятельности продлило непредсказуемые центробежные тенденции, приведшие к распаду СССР. Развал всего, что складывалось столетиями, пагубно отразилось на каждой стране СНГ. Все страны СНГ объективно нуждаются в создании структур регулирования межгосударственного отношения в экономическом, политическом, экологическом, военном вопросе. Ясно, налаживание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в СНГ потребует решения сложных проблем (в том числе психологических и идеологических): преодоление национальной зависимости, шовинизма, феодальной раздробленности; осознание политического отказа от амбиций власти.

В Российской Федерации:

– все бывшие автономные республики сами изменили свой национальный государственный статус убрали слово автономная (стали просто республики в составе России);

– ряд автономных областей также провозгласили себя самостоятельными и независимыми в составе России (что выравнивает государственно-правовой статус со всеми республиками в Российской Федерации.

В своей практической деятельности по решению национального вопроса руководство России использовало и международный опыт, апробировало основные принципы. Какие?

Это, во-первых, принцип научного анализа и творческого осмысления опыта осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом.

Во-вторых, принцип стабильности территориальных границ национально – государственных образований.

В-третьих, учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах.

В-четвертых, это целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Стратегия обновления национальных отношений должна быть нацелена на то, чтобы развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации имели единую и общую задачу, направленную на уважение чести и достоинства каждого человека, на более полное раскрытие потенциала всего общества.

В-пятых, оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

В-шестых, формирование этики межнациональных отношений, полное исключение из сферы межнациональных отношений всех форм несправедливости, насилия.

Опыт разрешения национального вопроса в России свидетельствует и о наличии негативных моментов:

а) Есть проявление национализма и сепаратизма в идеологии и политике.

б) Сепаратисты стремятся нарушить целостность российского государства и выйти из него. Об этом красноречиво свидетельствуют события в Чечне.

в) Противостояние своей республики центральным законодательным и исполнитель­ным органам РФ (Татарстан, Калмыкия и др.); здесь просматривается не только корысть некоторых политиков, но и прямой ущерб республикам и в целом Российской Федерации.

Наши рекомендации