Раздел II. «Управление как социальное взаимодействие. Субъекты и объекты управленческих отношений»
Тема 2.1 «Управление в социальной организации».
Лекция 5. «Уровни социального управления».
План лекции:
5.1.1. Институциональный уровень системы управления
5.1.2. Социальное управление в регионе.
Литература: 1,2,4. Дополнительная 1,2,6,7,12.
Лекция 6. «Управление в социальной организации».
План лекции:
6.1. Социальная организация: понятие и классификация.
6.2 Личность в социальной организации.
6.3 Командная форма управления.
Литература: 2,4. Дополнительная: 3,7,8,15-18.
Семинарское занятие 7,8 «Управление в социальной организации».
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Социальная организация: понятие и классификация.
2. Типология организационных структур.
3. Рабочая группа в организации.
4. Групповая динамика
5. Социально-психологические ресурсы организации.
6. Государство как высшая форма социальной организации
7. Управление человеческими ресурсами.
Литература: 2,3,4. Дополнительная: 7,8,15-18.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Определите сущность, свойства и структуру социальной организации.
2. Проектирование организации начинается с дерева целей. Какова последовательность построения дерева целей? Проанализируйте каждый из этапов построения дерева целей.
3. Проведите классификацию социальных организаций.
4. Каковы причины возникновения неформальных структур в организации? Как неформальные структуры соотносятся с формальными структурами в ходе деятельности организации?
5. Чем отличаются социальные группы от других видов социальных общностей? В чем состоит отличие групп в организации от других социальных групп?
6. Опишите стадии развития рабочей группы.
7. Что такое команда, чем она отличается от группы?
8. Раскройте типологию команд.
9. Укажите особенности перехода от группы к команде.
10. Как трактуется понятие «управление человеческими ресурсами»?
11. Как соотносят понятия «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»?
12. Назовите отличие человеческого рода ресурсов от прочих.
Основная литература: 2,3,4,5. Дополнительная 3,7, 15-18.
Тема 2.2.«Организационная культура»
Лекция 7. «Организационная культура».
План лекции:
7.1 Организационная культура как понятие и феномен; подходы к изучению; компоненты.
7.2 Управление организационной культурой: поддержание и развитие.
Литература: 3,4,5. Дополнительная 7,15-17.
Семинарское занятие 9. «Организационная культура».
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Организационная культура как понятие и феномен; подходы к изучению; компоненты.
2. Управление организационной культурой: поддержание и развитие.
Литература: 3,4,5. Дополнительная 7,15-17.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. В чем заключается феномен организационной культуры?
2. Что такое культура и как она влияет на поведение людей и групп?
3. Укажите элементы (компоненты) организационной культуры и ее уровни.
4. Приведите примеры культуры в организации (учреждении) исходя из специфики ее деятельности.
5. Опишите культуру страны, используя структуру анализа Ф. Харриса и типологию Ф. Клукхона и Ф. Штротбека.
6. Приведите имеющиеся типологии организационной (корпоративной) культуры.
7. Как осуществляется поддержка и развитие организационной культуры?
Основная литература: 3,4,5. Дополнительная 7,16.