Лекция 2. «Социальное управление и его сущность».

План лекции:

2.1 Социальное управление: понятие и основное содержание.

2.2 Управление как вид социальной деятельности и процесс.

2.3 Социальные системы как объект и предмет управления.

Семинарское занятие 2: «Социальное управление и его сущность».

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:

1. Социальное управление: понятие и основное содержание. Социальная природа управления.

2. Современная управленческая парадигма. Принципы и законы современного управления

3. Управление как вид социальной деятельности и процесс.

Основная литература: 1,3,4,5. Дополнительная: 3,6.

Самостоятельная аудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта подготовка докладов
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций)

Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии. При проведении занятия используется метод, предполагающий решение ситуационных задач.

Группа разбивается на малые группы по 3-4 (5-6) человек, которые получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации.

Деловая игра «Мост». Цель: усвоить основные управленческие функции и связующие процессы, зафиксировать прямую связь между результатами управления и уровнем (качеством) исполнения этих функций и процессов. Игра проводится с участием всей аудитории. Формируется четное число команд по 3-4 человека в каждой. Старших по командам преподаватель сам не назначает. Командам присваиваются игровые номера, они рассаживаются за отдельные столы. На столах находятся игровые материалы (четыре листа А-4 и 8 канцлерских скрепок), из которых предстоит строить мост. Испорченные (утерянные) в ходе конструирования материалы не возмещаются, использовать новые (некондиционные) не разрешено. Время на строительство «моста» – 30 минут.

Основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.

Основные связующие управленческие процессы:деловое общение, принятие решений.

Самостоятельная внеаудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Перечень заданий для самостоятельной работы.

1. Что такое управление? Какие характеристики управления Вы можете назвать?

2. Раскройте смысл и специфику социального управления.

3. Что представляет собой структура системы социального управления?

4. Раскройте, как соотносятся между собой социальное управление и социальная политика.

5. Определите специфику социологического подхода к управлению.

6. Укажите основные принципы социального управления и раскройте их сущность.

7. Назовите и охарактеризуйте основные законы социального управления.

Основная литература: 1,2,4,5,6. Дополнительная 6,10.

Тема 1.3«Развитие социальной управленческой мысли»

Лекция 3. «Развитие социальной управленческой мысли».

План лекции:

3.1 Развитие управленческих идей в досоциологический период

3.2 Школа научного управления и её теоретическое обоснование М.

Вебером

3.3 Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

3.4.Структурно-функциональный подход в социологии управления

Семинарское занятие 3,4: «Развитие социальной управленческой мысли».

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:

1. Развитие управленческих идей в досоциологический период

2. Школа научного управления и её теоретическое обоснование М. Вебером

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

4. Структурно-функциональный подход в социологии управления

5. Отечественная социология управления.

Основная литература: 2,3,5,6. Дополнительная: 5,6,8,9,14,17.

Самостоятельная аудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта подготовка докладов
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций)


Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии.

Группа разбивается на малые группы по 5-6 человек, которые получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации. Задание предлагает выступления по конкретному методологическому направлению. Применительно к рассматриваемым на семинарском занятии вопросам появляются: «тейлористы», «сторонники концепции человеческих отношений», «сторонники школы поведенческих наук», «сторонники структурного функционализма» (Т. Парсонс, Р. Мертон). Цель: привести веские доводы в защиту «своего» направления, критикуя при этом теорию и практическую деятельность своих оппонентов, аргументируя при этом свою позицию конкретными фактами.

При рассмотрении положения дел в развитии отечественной социальной управленческой мысли в 1920 гг., особое внимание должно быть уделено таким ее представителям как Н.А. Витке, П.М. Керженцеву (Лебедев), Ф.Р. Дунаевскому, А.А. Богданову.

В качестве, одного из интерактивных приёмов, при этом используется формула ПОПС. Этот метод позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию студента по изученной теме, а преподавателю понять, насколько качественно усвоен новый материал. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие четыре момента «ПОПС – формулы»:П– позиция;О– объяснение (или обоснование);П –пример;С– следствие (или суждение). Этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы не содержал начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере…». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Самостоятельная внеаудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Перечень заданий для самостоятельной работы.

1. Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития социального управления.

2. В чем состоит содержание основных идей управления, возникших в рамках классического этапа развития социологии?

3. Почему с именем М. Вебера связано возникновение концепций управления, без которых было бы невозможным появление социологии управления?

4. Как исторически и предметно соотносится с социологией управления научный менеджмент?

5. Почему возникновение социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента? Определите их суть и раскройте содержание.

6. Охарактеризуйте концепции структурного функционализма в социологии управления и их антиподы.

7. Перечислите основные этапы развития отечественной социологии управления.

8. Раскройте сущность организационно-технических и социальных концепций управления существовавших в исследованиях НОТ («социально-трудовой», «административной емкости») существовавших в России в 1920-е гг.

9. Опишите модель структурно-функциональных (организационных) отношений Новосибирской школы социологии управления.

10. Укажите современные отечественные разработки методологических принципов анализа организационных систем.

Основная литература: 2,3,5,6. Дополнительная: 5,6,8,9,16.

Наши рекомендации