Лекция 2. «Социальное управление и его сущность».
План лекции:
2.1 Социальное управление: понятие и основное содержание.
2.2 Управление как вид социальной деятельности и процесс.
2.3 Социальные системы как объект и предмет управления.
Семинарское занятие 2: «Социальное управление и его сущность».
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Социальное управление: понятие и основное содержание. Социальная природа управления.
2. Современная управленческая парадигма. Принципы и законы современного управления
3. Управление как вид социальной деятельности и процесс.
Основная литература: 1,3,4,5. Дополнительная: 3,6.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии. При проведении занятия используется метод, предполагающий решение ситуационных задач.
Группа разбивается на малые группы по 3-4 (5-6) человек, которые получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации.
Деловая игра «Мост». Цель: усвоить основные управленческие функции и связующие процессы, зафиксировать прямую связь между результатами управления и уровнем (качеством) исполнения этих функций и процессов. Игра проводится с участием всей аудитории. Формируется четное число команд по 3-4 человека в каждой. Старших по командам преподаватель сам не назначает. Командам присваиваются игровые номера, они рассаживаются за отдельные столы. На столах находятся игровые материалы (четыре листа А-4 и 8 канцлерских скрепок), из которых предстоит строить мост. Испорченные (утерянные) в ходе конструирования материалы не возмещаются, использовать новые (некондиционные) не разрешено. Время на строительство «моста» – 30 минут.
Основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
Основные связующие управленческие процессы:деловое общение, принятие решений.
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Что такое управление? Какие характеристики управления Вы можете назвать?
2. Раскройте смысл и специфику социального управления.
3. Что представляет собой структура системы социального управления?
4. Раскройте, как соотносятся между собой социальное управление и социальная политика.
5. Определите специфику социологического подхода к управлению.
6. Укажите основные принципы социального управления и раскройте их сущность.
7. Назовите и охарактеризуйте основные законы социального управления.
Основная литература: 1,2,4,5,6. Дополнительная 6,10.
Тема 1.3«Развитие социальной управленческой мысли»
Лекция 3. «Развитие социальной управленческой мысли».
План лекции:
3.1 Развитие управленческих идей в досоциологический период
3.2 Школа научного управления и её теоретическое обоснование М.
Вебером
3.3 Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
3.4.Структурно-функциональный подход в социологии управления
Семинарское занятие 3,4: «Развитие социальной управленческой мысли».
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Развитие управленческих идей в досоциологический период
2. Школа научного управления и её теоретическое обоснование М. Вебером
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
4. Структурно-функциональный подход в социологии управления
5. Отечественная социология управления.
Основная литература: 2,3,5,6. Дополнительная: 5,6,8,9,14,17.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии.
Группа разбивается на малые группы по 5-6 человек, которые получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации. Задание предлагает выступления по конкретному методологическому направлению. Применительно к рассматриваемым на семинарском занятии вопросам появляются: «тейлористы», «сторонники концепции человеческих отношений», «сторонники школы поведенческих наук», «сторонники структурного функционализма» (Т. Парсонс, Р. Мертон). Цель: привести веские доводы в защиту «своего» направления, критикуя при этом теорию и практическую деятельность своих оппонентов, аргументируя при этом свою позицию конкретными фактами.
При рассмотрении положения дел в развитии отечественной социальной управленческой мысли в 1920 гг., особое внимание должно быть уделено таким ее представителям как Н.А. Витке, П.М. Керженцеву (Лебедев), Ф.Р. Дунаевскому, А.А. Богданову.
В качестве, одного из интерактивных приёмов, при этом используется формула ПОПС. Этот метод позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию студента по изученной теме, а преподавателю понять, насколько качественно усвоен новый материал. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие четыре момента «ПОПС – формулы»:П– позиция;О– объяснение (или обоснование);П –пример;С– следствие (или суждение). Этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы не содержал начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере…». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития социального управления.
2. В чем состоит содержание основных идей управления, возникших в рамках классического этапа развития социологии?
3. Почему с именем М. Вебера связано возникновение концепций управления, без которых было бы невозможным появление социологии управления?
4. Как исторически и предметно соотносится с социологией управления научный менеджмент?
5. Почему возникновение социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента? Определите их суть и раскройте содержание.
6. Охарактеризуйте концепции структурного функционализма в социологии управления и их антиподы.
7. Перечислите основные этапы развития отечественной социологии управления.
8. Раскройте сущность организационно-технических и социальных концепций управления существовавших в исследованиях НОТ («социально-трудовой», «административной емкости») существовавших в России в 1920-е гг.
9. Опишите модель структурно-функциональных (организационных) отношений Новосибирской школы социологии управления.
10. Укажите современные отечественные разработки методологических принципов анализа организационных систем.
Основная литература: 2,3,5,6. Дополнительная: 5,6,8,9,16.