Лекция 1. Социология как наука

План:

1. Рождение социологии. Связь социологии с другими научными дисциплинами

2. Объект и предмет социологии.

3. Функции социологии.

4. Виды и этапы проведения социологического исследования

1. Рождение социологии. Связь социологии с другими научными дисциплинами

Социология - наука сравнительно молодая. Ее основателем считается французский философ О. Конт, который в 20-х гг. XIX в. решил создать позитивную науку об обществе. Наука, которую О. Конт назвал «социологией», должна была опираться на наблюдения, иметь дело с реальными фактами и открывать объективные законы, подобные законам классической механики в физике. До того, как О. Конт придумал термин «социология», наука об обществе именовалась им социальной физикой. Термин «социология» был предложен О. Контом в 1839 г. в четвертом томе «Курса позитивной философии»[1]. В «наследство» от позитивизма, призывавшего в изучении общества опираться на достижения естественных наук, социология получила большинство своих научных методов: наблюдение, эксперимент (не часто, но все же встречающийся в социологических исследованиях), количественные методы исследований (массовые социологические опросы, контент-анализ), опирающиеся на статистику и теорию вероятности. Продолжая и в настоящее время сохранять связь с социальной философией, находя в ней свою опору, социология отличается от последней, преимущественно, своими методами исследования социальной реальности. Помимо философии социология сохраняет тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. И раньше, и сейчас большое количество исследований проводится на стыке социологии и социальной психологии, социологии и истории, социологии и политологии, социологии и экономики.

Известный американский социолог Ч.Р. Миллс в работе «Социологическое воображение» указал на целый ряд причин, обусловивших неразрывную связи истории и социологии. Во-первых, знание истории необходимо социологу для правильной постановки вопросов. «Исключить из исследований исторический материал – сведения о том, что люди сделали и какими стали, – писал Миллс, было бы равносильно изучению процесса рождения без учета материнства»[2]. Во-вторых, единственный способ выяснить, как факторы макроуровня влияют на повседневную жизнь – это обратиться к историческим материалам. «Образ всякого общества, – писал Миллс, – это конкретно-исторический образ»[3]. В-третьих, знание истории необходимо, чтобы понять динамику социальных изменений. В-четвертых, знание истории становится абсолютно необходимым в тех случаях, когда исследователь выходит за границы привычного мира[4].

Не менее тесная связь у социологии с политологией. Правящие элиты, механизмы и формы политической социализации, социальные революции – вот далеко не полный список тем, над изучением которых в одинаковой степени плодотворно работали и социологи, и политологи. Структурный функционализм и системный подход американского социолога Т. Парсонса оказали большое влияние на разработку теории политической системы Д. Истоном и Г. Алмондом. Такие выдающиеся ученые как К. Маркс, В. Парето, Р. Михельс по праву могут считаться как социологами, так и политологами.

У социологии много точек пересечения с социальной психологией. Изучение социального взаимодействия, девиантного поведения и процессов социализации невозможно без учета достижений в области психологии. В свою очередь и психологи вынуждены учитывать то огромное влияние, которое оказывает социум на формирование внутреннего мира человека.

Существование отдельных академических дисциплин (например, таких как социология и экономика) не мешает ученым изучать одни и те же явления. В какой степени поведение человека при покупке товара является экономически рациональным? Что может заставить человека лучше работать, и где заканчиваются возможности тех или иных стимулов? Всегда ли человек руководствуется только соображениями личной выгоды? В чем причина трудовых конфликтов? Эти и многие другие вопросы в одинаковой степени представляют интерес, как для социологов, так и для экономистов. В марксистской социологии экономика является фундаментом любого общества, а социально-экономическое неравенство – основой классовой структуры. Следовательно, понять современное капиталистическое общество, игнорируя капиталистическую экономику, невозможно. Впрочем, и экономика испытывает сильное влияние со стороны других сфер социальной жизни. Например, как показал великий немецкий социолог М. Вебер, протестантизм оказал сильное влияние на трудовую этику и формирование современного капитализма.

Объект и предмет социологии

Однако, несмотря на то, что предметные области социологии и некоторых вышеназванных наук пересекаются, а между самими науками существуют тесные междисциплинарные связи, у социологии есть свои собственные объект и предмет исследования. Объектом изучения социологии является общество. С предметом изучения дело обстоит чуть сложнее. На протяжении XIX-XX вв. предметная область социологии расширялась. Менялись представления о целях и задачах данной науки, корректировались представления и о предметной области социологических исследований. По словам В. Ядова, «социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях между социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»[5].

Функции социологии

Как и любая другая наука, социология выполняет ряд общественно-полезных функций. Важнейшая задача социологии – объяснять назначение социальных структур, место человека в социуме, поведение и социальное взаимодействие индивидов и т.д. Функции социологии не сводятся только к объяснению и пониманию социальной реальности. От этой науки ожидают помощи в решении многих социально-политических и социально-экономических проблем. Конечно, решения проблемы бедности, с точки зрения бомжа и с точки зрения мэра миллионного города, могут быть совершенно разными. И социологи это понимают, как понимают они и зависимость любого рода рекомендаций от мировоззрения человека. Одни ученые, например, такие как Ч.Р. Миллс, П. Бурдье, социальную функцию социологии видели в разоблачении легитимных, но всегда произвольных механизмов господства. Другие – больше надежд возлагали на представителей власти, полагая, что полученная в ходе социологических исследований информация, будет учитываться ими при решении острых социально-политических и социально-экономических проблем.

Социологи уже давно отказались от выстраивания умозрительных схем развития человечества. Этот позитивистский этап развития науки был пройден еще в конце XIX в. Однако это не означает, что социология полностью отказалась от выполнения прогностической функции. Другое дело, что сами прогнозы и сценарии будущего развития делаются уже на основе детального анализа современного общества, во многом носят вероятностный характер и не охватывают длительные временные отрезки. Эта способность предугадывать (пусть и на небольшой период времени) основные тенденции развития общества оказывается весьма полезной в стремительно меняющемся мире.

Наши рекомендации