Тема 5. Критика идеологии Франкфуртской школой (Т. Адорно, Г. Маркузе)

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Традиционная и критическая теория М. Хоркхаймера.

2. Критика позитивизма Франкфуртской школой.

3. Культур-индустрия, капитализм и «коллективное ослепление».

4. Роль идеологии в формировании и эксплуатации «ложных потребностей» (Г. Маркузе).

5. Идеологии современной России в контексте критической теории.

Тема 6. Структурализм Л. Альтюссера и дискурсивная концепция идеологии

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Идеология как «воображаемое».

2. Эпистемологический разрыв.

3. Идеология и наука.

4. Эволюция структурного марксизма.

5. Идеологии современной России в контексте подхода Л. Альтюссера.

Тема 7. Модель К. Маннхейма: оппозиция идеологии и утопии

«Парадокс Маннхейма» и тезис об идеологическом характере марксизма. Социальная обусловленность идей. Социология знания и идеология. Историзм и критика эпистемологии. Идеология и утопия: апологетика и критика.

Тема 7. Модель К. Маннхейма: оппозиция идеологии и утопии

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. «Парадокс Маннхейма».

2. Критика марксистского подхода к идеологии К. Маннхеймом.

3. Социология знания и идеология.

4. Идеология vs. утопия.

5. Идеологии современной России в контексте подхода К. Маннхейма.

Тема 8. Психологическая модель идеологии (З. Фрейд, В. Парето)

Психоанализ З. Фрейда: психоорганические корни идеологии. Бессознательное и идеологическое. Идеология и неврозы. Модификация психоаналитической концепции идеологии К.-Г. Юнгом.

Психологическая концепция идеологии В. Парето. Рациональное и иррациональное действие. Резидуи и деривации. Идеология как псевдологическое обоснование postfactum.

Тема 8. Психологическая модель идеологии (З. Фрейд, В. Парето)

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Концепция идеологии З. Фрейда.

2. Архетип, ментальность, идеология: концепция К.-Г. Юнга.

3. Психологическая концепция идеологии В. Парето.

4. Идеологии современной России в контексте психологического подхода к идеологии.

МОДУЛЬ 2. «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ»

Тема 9. Бихевиористский подход к идеологии

Концепция пропаганды Г. Лассуэлла. Проблема «общественного мнения» У. Липпмана. Проблема «идеологического невежества». Исследование «вертикального среза» «систем убеждений» Ф. Конверсом. Элиты и массы: исследование поведенческих пристрастий Дж. Заллером.

Тема 9. Бихевиористский подход к идеологии (практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Концепция пропаганды Г. Лассуэлла.

2. Проблема «общественного мнения» У. Липпмана.

3. Проблема «идеологического невежества».

4. Элиты и массы: различия в понимании содержания идеологии.

5. Идеологии современной России в контексте бихевиористского подхода к идеологии.

Тема 10. «Эндизм»: концепции «конца идеологии» (Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет)

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. «Конец идеологического века?» Р. Арона.

2. Концепция «конца идеологии» Д. Белла.

3. Концепция «конца идеологии» С. Липсета.

4. «Идеология и недовольство» Д. Аптера.

5. Проблема деидеологизации и социально-политические процессы современной России.

Тема 11. Семиотический подход: идеология как символическая система (К. Гирц)

(практическое занятие)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Идеология как карта проблематичной социальной реальности и символическая матрица: концепция К. Гирца.

2. Интегративная и искажающая функции идеологии: подход П. Рикёра.

3. Идеологии современной России в контексте семиотического подхода к идеологии.

Тема 12. Современный критический анализ идеологии (Ю. Хабермас)

Концепция эволюции «жизненного мира». «Система» и «жизненный мир». Коммуникативный разум и коммуникативное действие. Дифференциация структур «жизненного мира» и проблема коммуникационных искажений под влиянием идеологии. Критический анализ формирования социального знания и социального устройства. Развитие идей Ю. Хабермаса в критической социальной теории: этика дискурса и проблема доминирования (С. Бенхабиб, Н. Фрэзер) и борьба за признание (А. Хоннет).

Наши рекомендации