Тема 5. Критика идеологии Франкфуртской школой (Т. Адорно, Г. Маркузе)
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Традиционная и критическая теория М. Хоркхаймера.
2. Критика позитивизма Франкфуртской школой.
3. Культур-индустрия, капитализм и «коллективное ослепление».
4. Роль идеологии в формировании и эксплуатации «ложных потребностей» (Г. Маркузе).
5. Идеологии современной России в контексте критической теории.
Тема 6. Структурализм Л. Альтюссера и дискурсивная концепция идеологии
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Идеология как «воображаемое».
2. Эпистемологический разрыв.
3. Идеология и наука.
4. Эволюция структурного марксизма.
5. Идеологии современной России в контексте подхода Л. Альтюссера.
Тема 7. Модель К. Маннхейма: оппозиция идеологии и утопии
«Парадокс Маннхейма» и тезис об идеологическом характере марксизма. Социальная обусловленность идей. Социология знания и идеология. Историзм и критика эпистемологии. Идеология и утопия: апологетика и критика.
Тема 7. Модель К. Маннхейма: оппозиция идеологии и утопии
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. «Парадокс Маннхейма».
2. Критика марксистского подхода к идеологии К. Маннхеймом.
3. Социология знания и идеология.
4. Идеология vs. утопия.
5. Идеологии современной России в контексте подхода К. Маннхейма.
Тема 8. Психологическая модель идеологии (З. Фрейд, В. Парето)
Психоанализ З. Фрейда: психоорганические корни идеологии. Бессознательное и идеологическое. Идеология и неврозы. Модификация психоаналитической концепции идеологии К.-Г. Юнгом.
Психологическая концепция идеологии В. Парето. Рациональное и иррациональное действие. Резидуи и деривации. Идеология как псевдологическое обоснование postfactum.
Тема 8. Психологическая модель идеологии (З. Фрейд, В. Парето)
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Концепция идеологии З. Фрейда.
2. Архетип, ментальность, идеология: концепция К.-Г. Юнга.
3. Психологическая концепция идеологии В. Парето.
4. Идеологии современной России в контексте психологического подхода к идеологии.
МОДУЛЬ 2. «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ»
Тема 9. Бихевиористский подход к идеологии
Концепция пропаганды Г. Лассуэлла. Проблема «общественного мнения» У. Липпмана. Проблема «идеологического невежества». Исследование «вертикального среза» «систем убеждений» Ф. Конверсом. Элиты и массы: исследование поведенческих пристрастий Дж. Заллером.
Тема 9. Бихевиористский подход к идеологии (практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Концепция пропаганды Г. Лассуэлла.
2. Проблема «общественного мнения» У. Липпмана.
3. Проблема «идеологического невежества».
4. Элиты и массы: различия в понимании содержания идеологии.
5. Идеологии современной России в контексте бихевиористского подхода к идеологии.
Тема 10. «Эндизм»: концепции «конца идеологии» (Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет)
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. «Конец идеологического века?» Р. Арона.
2. Концепция «конца идеологии» Д. Белла.
3. Концепция «конца идеологии» С. Липсета.
4. «Идеология и недовольство» Д. Аптера.
5. Проблема деидеологизации и социально-политические процессы современной России.
Тема 11. Семиотический подход: идеология как символическая система (К. Гирц)
(практическое занятие)
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Идеология как карта проблематичной социальной реальности и символическая матрица: концепция К. Гирца.
2. Интегративная и искажающая функции идеологии: подход П. Рикёра.
3. Идеологии современной России в контексте семиотического подхода к идеологии.
Тема 12. Современный критический анализ идеологии (Ю. Хабермас)
Концепция эволюции «жизненного мира». «Система» и «жизненный мир». Коммуникативный разум и коммуникативное действие. Дифференциация структур «жизненного мира» и проблема коммуникационных искажений под влиянием идеологии. Критический анализ формирования социального знания и социального устройства. Развитие идей Ю. Хабермаса в критической социальной теории: этика дискурса и проблема доминирования (С. Бенхабиб, Н. Фрэзер) и борьба за признание (А. Хоннет).