Цель и задачи контрольной работы
Цель написания контрольной работы – самостоятельное изучение основ социологии, понятийного аппарата, усвоение значимости социологии как науки для глубокого понимания социальных процессов, решения актуальных проблем, а также изучения техники проведения социологических исследований.
Задачи, стоящие перед студентами при подготовке и написании контрольной работы:
· раскрыть содержание основных понятий, используемых в работе;
· полно и систематично изложить содержание работы по выбранной теме;
· изучить основную литературу по курсу, использовать в контрольной работе необходимые научные материалы;
· провести необходимую аналитическую работу по выбранной теме, используя данные конкретных социологических исследований.
ТЕМАТИКА КУРСА
Тематика контрольных работ определяется разделами рабочей программы курса, которые должен изучить студент:
Тема 1. Социология как наука об обществе.
Тема 2. История становления и развития социологии.
Тема 3. Общество как социальная система.
Тема 4. Культура в развитии общественной жизни.
Тема 5. Социальные институты и организации.
Тема 6. Социальная структура и социальная стратификация.
Тема 7. Социологические подходы к изучению личности и общества.
Тема 8. Социальная динамика.
Тема 9 Эмпирические социологические исследования: виды, программа, технологии.
Темы и примерное содержание контрольных работ
Тема 1. Роль социологии в будущей профессиональной деятельности (согласно направлению подготовки).
Раскрыть сущность объекта и предмета социологической науки. Рассмотреть трехуровневую структуру социологического знания. Дать определение понятию «теория среднего уровня» (Р. Мертон). Раскрыть основные функции социологии в обществе.
Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет о роли социологии в профессиональной деятельности (не обязательно по Вашему направлению подготовки). Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения о значении социологических исследований в развитии Вашей профессиональной сфере (согласно специализации).
Тема 2. Общество как система.
Выделить признаки общества. Рассмотреть общество как относительно устойчивую систему социальных связей и отношений. Выделить основные подсистемы общественной жизни, раскрыть их содержание. Показать взаимное влияние сфер общества.
Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет, по проблемам функционирования основных сфер общества. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).
Тема 3. Типология обществ.
Рассмотреть множественность критериев дифференциации обществ (исторические, экономические, социальные, политические, культурные и т.д.) Дать определение понятию «типологизация». Рассмотреть основные типы обществ. Раскрыть сущность формационного и цивилизационного подходов. Представить современную типологию: традиционное-индустриальное-постиндустриальное общество. Раскрыть сущность теории постиндустриального общества (Д. Белл).
Для выполнения практической части контрольной работы необходимо проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет по вопросам типологии обществ в западной и отечественной социологии. Итогом должно явиться эссе по изучаемой проблематике, где должны быть указаны авторы и названия статей, номера выпусков, обозначены исследуемые авторами вопросы, приведены данные социологических исследований. В завершении должна быть представлена ваша точка зрения в форме аргументированного согласия или несогласия с точкой зрения автора(ов).