Генеральная совокупность и частотное распределение

Фундаментальным понятием математической статистики является понятие группы, или совокупности, которое обычно определяется как генеральная совокупность. Генеральная совокупность — это совокупность, множество элементов, обладающих каким-то одним или многими признаками[119].

Признак является переменной величиной для каждого элемента генеральной совокупности и называется вариантой.

Количественная варианта может быть прерывной (дискретной н непрерывной. Если дана генеральная совокупность N лиц, которые изучаются, например, по своему доходу, то в этом случае варианта (доход) является непрерывной величиной, которая может в определенных пределах принимать любые значения. Если же эти N лиц изучаются по их семейному положению, например, какова величина семьи, в которой живет данный индивид, то в этом случае варианта является величиной прерывной, поскольку она может принимать только целочисленные значения 1, 2, 3... и т.д.

Рассмотрим случай прерывной варианты.

Предположим, что дана генеральная совокупность объема N, каждый элемент которой характеризуется прерывной вариантой Х. Как можно охарактеризовать эту генеральную совокупность по данному признаку (варианте)?

Самый естественный и простой путь — сгруппировать члены генеральной совокупности по всем возможным значениям признака. Сначала группируем элементы генеральной совокупности, имеющие наименьшее значение варианты, а именно значение X1. Затем члены, имеющие значения X2, X3 … и т.д. Наконец, отбираем члены, имеющие наибольшее значение варианты — Xk. Количество членов генеральной совокупности в каждой группе, соответствующей определенному значению варианты, называется частотой варианты X и обозначается через ni.

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

В результате мы получаем два ряда чисел, которые можно расположить один под другим таким образом:

X1 X2 … Xi … Xk

nx n1 n2 … ni … nk

Получилась таблица, которая дает частотное распределение варианты X в генеральной совокупности. Очевидно, что Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Иногда частотное распределение представляют графически: на оси X откладывают значение варианты, на оси Y — частоту. Полученные точки соединяют ломаной, которая называется полигоном распределения (рис. 1).

Ломаную принято соединять с осью X в смежных точках оси X, в которых, полагают, частоты равны 0 (в данном случае в точках X0 и Xk+1).

В том случае, если варианта – непрерывная величина, дело несколько усложняется: нельзя непосредственно сгруппировать элементы генеральной совокупности по значениям варианты, поскольку может оказаться, что каждый член имеет свое, отличное от других значение варианты. Тогда поступают следующим образом. Предположим, что все значения варианты находятся на отрезке [a, b]. Этот отрезок разбивают на n равных

частей, которые называют разрядами, интервалами, классами или класс-интервалами. Отбирают члены генеральной совокупности, варианты которых попадают в первый класс-интервал, затем элементы, попавшие во второй класс-интервал, и т.д. вплоть до последнего n-ro класс-интервала. Число элементов генеральной совокупности, попавших в определенный класс-интервал, называется частотой этого класс-интервала. Очевидно, что класс-интервал определяется по формуле

Äx= Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Выбор n зависит от многих причин и должен быть таким, чтобы класс-интервал был не очень малым (чтобы класс-интервалов было не слишком много) и не очень большим (чтобы не исчезла специфика изменения варианты).

Существует ряд приближенных формул для определения не- обходимого Äх, а также ряд допущений в отношении значений варианты на границах класс-интервалов, за которыми мы отсылаем к соответствующей литературе[120].

Частотное распределение (в случае непрерывной варианты) будет иметь следующий вид:

Класс-интервалы I II III…

Частоты Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

В класс-интервалы кроме первого и последнего включаются варианты по своему значению больше нижней грани и равные верхней грани или меньше ее и условно принимается, что члены генеральной совокупности, попавшие в данный класс-интер- вал, имеют одинаковую варианту, равную середине данного класс-интервала.

Частотное распределение в случае непрерывной варианты также может быть изображено графически.

На оси Х прямоугольной системы координат отмечаются точки а и b нижней и верхней грани изменения варианты. Определяется класс-интервал. На интервале (а, b) откладываются выбранные класс-интервалы. На каждом класс-интервале как на основании строится прямоугольник с высотой, пропорциональной частоте этого класс-интервала. Верхние основания всех построенных таким образом прямоугольников образуют некоторую ступенчатую линию, называемую гистограммой, ко-

торая и является графическим изображением данного частот- ного распределения (рис. 2).

Если соединим середины верхних оснований прямоугольни- ков гистограммы, то получим полигон данного распределения. Тем самым генеральную совокупность непрерывной варианты можно представлять двумя видами графиков — полигоном и гистограммой, а прерывной варианты — только одним видом —

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

полигоном. Площадь всей гистограммы пропорциональна объе- му генеральной совокупности.

Иногда вместо частоты применяют относительную частоту, равную отношению частоты к объему генеральной совокупности.

Если мы исследуем данную генеральную совокупностЬ по варианте Х, то прежде всего мы получаем частотное распределение, которое может быть представлено в виде таблицы или графика. Полученное в процессе исследования частотное распределение называется эмпирическим распределе- нием.

Возьмем эмпирический полигон какой-либо непрерывной варианты. При достаточно большом объеме генеральной совокупности N будем одновременно увеличивать число и, следовательно, одновременно уменьшать величину класс-интервалов. У полигона будет увеличиваться число все уменьшающихся звеньев, и если продолжать этот процесс до бесконечности, то в пределе полигон перейдет в некоторую гладкую кривую, которая называется кривой распределения.

Каждый полигон эмпирического распределения является некоторым приближением определенной кривой распределения (рис. 3).

Эта кривая распределения, являющаяся предельным случаем полигона данного эмпирического распределения, называется по установившейся терминологии функцией плотности распре- деления и обозначается f (х) . Интеграл от нее по области

изменения варианты называется функцией распределения и обозначается

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Иногда f(x) и F(x) называют дифференциальным и интегральным законами распределения соответственно.

Возьмем какие-то эмпирические гистограмму и полигон и соответствующую им кривую распределения (рис. 4).

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Гистограмма и полигон в пределе стремятся к кривой распределения f(x). По определению гистограммы, частота значений варианты Х равна площади прямоугольников, построенных на класс-интервалах. Частота события по частотному определению вероятности при бесконечном увеличении числа испытаний стремится к вероятности события[121].

Следовательно, для кривой распределения площадь под ней между значениями х, и х, это вероятность того, что варианта

примет значения между Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru [122]. Это можно записать таким образом:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Частотные распределения обычно характеризуются двумя типами параметров:

I — параметры положения или средние;

II — параметры или меры рассеивания.

Наибольшее значение имеют три вида средних: средняя арифметическая, медиана и мода.

Средняя арифметическая (М) для прерывной варианты reнеральной совокупности объема N определяется выражением

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

или

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где k — яисло различных значений:варианты Х, а Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — значения

варианты.

Для непрерывной варианты Х, изменяющейся в интервале

{а, b} генеральной совокупности объема N,

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где f(х) — функция плотности распределения. Иначе говоря, средняя арифметическая есть абсцисса центра тяжести площади фигуры, образованной кривой распределения и осью абсцисс.

Медиана (Me) — это такое значение варианты, когда половина генеральной совокупности имеет значения меньше его, половина — больше.

Геометрически медиана означает абсциссу прямой, которая делит пополам площадь под кривой распределения.

Мода (Md) — значение варианты, соответствующее наибольшей частоте (вероятности). Графически мода — это значение абсциссы самой высокой точки кривой распределения (рис. 5).

Для симметричного распределения средняя арифметическая медиана и мода совпадают.

В качестве меры рассеивания наиболее распространены понятия дисперсии и квадратного корня из дисперсии, который называется стандартом или средним квадратическим отклонением.

Дисперсия есть средний квадрат отклонения варианты от ее среднего арифметического; она обозначается Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

стандарт Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru :

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

На рис.6 кривая I характеризуется малой дисперсией; кривая II — большой дисперсией.

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Наибольшее значение для социологических исследований имеют три теоретических закона распределения.

1) Нормальное распределение, или распределение Гаусса (для непрерывной варианты):

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

2) Биноминальное распределение, или распределение Бернулли (для прерывной варианты).

Если при каждом испытании вероятность осуществления события есть р, неосуществления — q=1 — р, то вероятность того, что при и испытаниях это событие осуществится т раз, равна

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

3) Распределение Пуассона, или закон малых чисел, представляет собой предельный случай биноминального распределения: когда Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , a Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , то, обозначая np=a, имеем

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Это распределение имеет место в случае большого числа испытаний маловероятных событий.

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Статистический вывод

Статистика имеет дело с большим числом предметов и явлений, которые образуют генеральную совокупность. Однако исследователь обычно имеет дело с ограниченной частью генеральной совокупности, называемой выборочной совокупностью, или просто выборкой, по изучению которой он делает определенные выводы о генеральной совокупности[123].

Каковы же математические основания этих выводов?

Если F (х) — интегральная функция распределения генеральной совокупности, определяющая вероятность того, что х<Х, и если Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru (х) — эмпирическая функция распределения выборки, то по теореме Бернулли при бесконечном увеличении объема выборки эмпирическое распределение по вероятности стремится к распределению теоретическому:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Характеристики распределения генеральной совокупности принято называть параметрами Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , а характеристики выборочного распределения — оценками параметров Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Статистическую выборку можно производить многократно, используя множество способов, и всякий раз будут получаться новые значения оценок параметров.

Следовательно, каждый параметр имеет выборочное распределение оценок. В этой связи вводится понятие точности оценки Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

и надежности (или доверительной вероятности) у как вероятности того, что Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru < Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , а именно Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

При исследовании генеральной совокупности, подчиняющейся нормальному закону, находят оценки параметров а и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ; в случае распределения Пуассона — оценку параметра m.

Результат, полученный в выборке (обычно это среднеарифметическое или дисперсия), еще мало о чем говорит. Необходимо определить точность ( Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ) и надежность ( Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ) этой оценки. Без этого результат выборки не имеет смысла, поскольку оценка пара- метра является случайной величиной.

Точность оценки рассчитывается при определенных предположениях о распределении в генеральной совокупности. Может случиться, что генеральная совокупность отклоняется от предполагаемого теоретического распределения и, следовательно, расхождение эмпирического и теоретического распределения обусловлено не случайностью выборки, а тем, что данная генеральная совокупность характеризуется другим теоретическим распределением.

Всякое предположение о распределении генеральной совокупности называется статистической гипотезой. Встает проблема проверки статистической гипотезы. Гипотеза может касаться общего вопроса соответствия выборочного эмпирического и теоретического распределения. Она может относиться и к сопоставлению тех или иных параметров, например средних или дисперсий.

Обычно, следуя идее Дж.Неймана и Э.Пирсона, принимается начальная, или нулевая, гипотеза об отсутствии различия, которая обозначается Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru [124].

В каждом отдельном случае определяется характеристика (критерий), по которой идет проверка. Если проверяется какой- либо параметр, а выборочное распределение его при данной гипотезе хорошо известно, то устанавливается предел вероятности, или уровень значимости. Значения характеристики, вероятности которых меньше уровня значимости, образуют так называемую критическую область, а значения, вероятности которых больше уровня значимости — область допустимых значений. Пусть дано выборочное распределение некоторой характеристики и (рис. 7).

Возможны два типа ошибок — так называемые ошибки первого и второго рода. Ошибка первого рода состоит в отбрасыва-

нии нулевой гипотезы Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , когда она верна. Ошибка второго рода связана с принятием нулевой гипотезы, когда она неверна.

Уровень значимости Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru определяет вероятность ошибки первого рода. Обозначим вероятность ошибки второго рода Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . С уменьшением Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru увеличивается Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Величина 1 — Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru называется мощностью критерия, с увеличением которой уменьшается вероятность ошибки второго рода[125].

При проверке гипотез приходится находить разумное соотношение уровня значимости и мощности критерия. Нельзя сделать

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

как угодно малыми одновременно и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Здесь следует учитывать сложившуюся ситуацию. Это можно представить графически (рис. 8).

Кривая А связана с гипотезой Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Кривая В связана с альтернативной гипотезой Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ; Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — значение критерия, соответствующее уровню значимости Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Площадь справа от Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru под кривой Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru дает Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — вероятность ошибки первого рода.

Значение Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru соответствует генеральной характеристике. Точка Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru определяет критическую область в том смысле, что вероятность значений Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru оказывается меньше уровня значимости Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru (заштрихованная площадь справа от Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru равна Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ); Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru обычно полагают равным 1, 2 и 5%. Для каждого критерия строятся специальные таблицы, в которых имеются значения для каждой вели- чины значения Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и объема выборки.

Если уменьшать Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , то, следовательно, будет уменьшаться вероятность отбрасывания верной гипотезы, иначе говоря, станет меньше вероятность ошибки первого рода, но вместе с тем расширится область допустимых значений критерия. Таким образом, если в действительности нулевая гипотеза неверна, то увеличивается вероятность принятия неверной гипотезы.

Когда нулевая гипотеза неверна, то тем самым верна какая-то другая, альтернативная гипотеза Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Возможны такие случаи:

1) критерий отвергает Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , и верна Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ;

2) критерий отвергает Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , а верна Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ;

3) критерий допускает Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , и верна Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ;

4) критерий допускает Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , а верна Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Во втором и третьем случаях проверка гипотезы приводит к правильному выводу. Первый случай обусловливает ошибку первого рода, четвертый случай — второго рода.

Площадь слева от Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru под кривой Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru определяет Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , вероятность ошибки второго рода, т.е. вероятность принять гипотезу, когда она неверна.

Таковы некоторые положения о статистическом выводе. Использование математического аппарата статистического вывода имеет исключительно большое значение для социологии, так как, во-первых, социолог практически может проанализировать всю генеральную совокупность, а во-вторых, элементы генеральной совокупности в социологии гораздо более сложны и специфичны, чем в других областях науки.

Если ставится задача установить по выборке закон распределения, то используется так называемый критерий Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . При сравнении двух выборочных средних используется t-критерий, при сравнении двух выборочных дисперсий — F-критерий[126].

Измерение связи

Из школьного курса математики известно понятие функциональной связи, когда каждому значению независимой перемен- ной (аргумента х) ставится определенное значение зависимой переменной (функции у):

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Функция может быть однозначной и многозначной. Так, дли- на окружности есть однозначная функция радиуса: 1=2 Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Квад-

ратный корень из действительного числа — двузначная функция этого числа: у= Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Обратные тригонометрические функции угла дают простейший пример многозначных функций.

На графике, в случае однозначной функции, каждой паре значений х и у соответствует точка плоскости. Множество этих точек на плоскости представляет собой графическое изображение функциональной связи, или график функции у=1(х).

Однако в природе существуют не только функциональные связи такого рода.

Рассмотрим обычную игру в карты. При сдаче игрок получает некоторое множество карт. При следующей — другое множество карт и т.д. При каждой сдаче получается новая комбинация. Налицо — связь между сдачей и комбинацией карт игрока.

В этом случае с изменением одной переменной происходит изменение распределения другой переменной. Связь этих переменных называется статистической. Если оказывается, что с изменением одной переменной изменяется среднее значение другой, то говорят, что между этими переменными существует корреляционная связь.

Например, требуется определить зависимость между ростом жены и мужа. Для примера рассмотрим 100 супружеских пар. На плоскости дана прямоугольная система координат, по оси х откладывается рост мужа, по оси у — рост жены. Точкой на плоскости отмечается каждая супружеская пара. Полученное графическое изображение называется корреляционным полем (рис. 9).

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

В нашем случае должно быть 100 точек, которые как-то заполняют плоскость этого корреляционного поля. Для каждого класс-интервала х отбираем все соответствующие ему точки. Находим их среднее значение Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Эту точку наносим на график, обозначая ее крестиком, чтобы выделить среди прочих. Соединяем ломаной все отмеченные крестиком точки. Полученная линия показывает изменение среднего значения роста жены с изменением

роста мужа от одного класс-интервала к другому. Эта линия называется эмпирической линией регрессии.

Если рассмотреть 100 других пар, то получится несколько иная эмпирическая линия регрессии. Если уменьшить величину класс-интервала, то линия покажет увеличение числа звеньев, сохранив в целом контур. Можно убедиться, что все эмпирические линии регрессии каких-либо двух переменных всегда лежат около некоторой плавной линии, называемой теоретической линией регрессии, или просто линией регрессии[127]. Ее уравнение называется уравнением регрессии. Если мы рассматриваем изменение среднего у от х, то получится уравнение регрессии у на х:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Если рассматриваем изменение среднего Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru от Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , то уравнение регрессии Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru на Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ;

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

При Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru говорят о линейной регрессии Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru на Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , т.е. Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Аналогично можно ввести уравнение регрессии х на у:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Как найти коэффициенты уравнений регрессии? Предположим, что дано и объектов, характеризующихся двумя переменными: Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Для простоты полагаем, что средние Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru равны 0. Выбираем прямоугольную систему координат Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , строим корреляционное поле, устанавливаем класс-интервалы для Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и для Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , проводим эмпирические линии регрессии, полагая, что искомые линии регрессии — прямые (рис. 10). Символически данная зависимость обозначается так: Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Линия ACDF — эмпирическая линия регрессии Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru на Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ; PQ— линия регрессии, а ее уравнение Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , коэффициенты котороro Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru неизвестны и их надо найти.

Коэффициенты теоретической линии регрессии находят по методу наименьших квадратов: ищут эту линию при том условии, чтобы сумма квадратов расстояний эмпирической линии регрессии от теоретической была бы минимальной. Иначе говоря, теоретическая линия регрессии должна иметь наиближайшее расположение ко всем точкам эмпирической линии регрессии.

Если мы обозначили ординату теоретической линии регрессии Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , эмпирической — Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , то надо найти минимум величины:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Это означает, что

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Получаем нормальные уравнения для определения коэффициентов линии регрессии:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

или

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Поскольку средние Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , как мы предположили, равны нулю

то Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru = 0; Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru = 0 и, следовательно, Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru = 0; Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — дисперсия Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Найденный коэффициент Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru называется коэффициентом регрессии Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru на Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и обозначается Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Аналогично можно построить линию регрессии Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru на Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и соответственно найти коэффициент:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — дисперсия y.

Коэффициент корреляции определяют как среднее геометрическое из коэффициентов регрессии[128]:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Дадим геометрическую интерпретацию коэффициенту корреляции[129] (рис. 11).

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

OP — это линия регрессии у на х;

OQ — линия регрессии х на у; Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ; Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru по определению коэффициентов регрессии

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Если корреляции нет, то или линия OP, или OQ или обе вместе совпадают с осями координат, так как: Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru =0 или Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru =0 и, следовательно, r = 0.

Еcли корреляционная связь переходит в функциональную, то обе линии регрессии совпадают. Тогда Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , т.е. коэффициент корреляции равен 1.

Чем теснее связь между переменными, тем меньше угол меж- ду обеими линиями регрессии.

Рассмотренный коэффициент корреляции измеряет линейную связь между двумя количественными переменными. Этим, одна-

ко, не исчерпывается все возможное многообразие связей в социологии.

Во-первых, переменные могут иметь криволинейную регрессию: линия регрессии может быть параболой, кубической параболой, экспонентой и т.п. В каждом случае надо находить пути измерения связи между данными переменными.

Во-вторых, возможно наличие связи между более чем двумя переменными. Это проблема множественной корреляции, или многофакторного корреляционного анализа.

В-третьих, возможно существование связи между не только количественными переменными. В этом случае в статистике и социологии используются специальные показатели связи.

В случае криволинейной регрессии вместо коэффициента корреляции (иногда говорят «коэффициента линейной, или парной, корреляции») вводится корреляционное отношение[130].

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — среднее квадратичное отклонение условных средних Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru от их средней, Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — среднее квадратичное отклонение Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru (аналогично для Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru ) и корреляционное отношение

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

Следовательно, прежде чем определять связь между количественными переменными социального объекта, необходимо сначала построить их линии регрессии и оценить характер регрессии. В том случае, если эмпирическая линия регрессии находится близко от некоторой прямой, можно вычислить коэффициент линейной корреляции Пирсона. Если же эмпирическая линия регрессии — явный изгиб, то надо использовать корреляционное отношение. При наличии более двух количественных переменных применяют частные коэффициенты корреляции[131].

Если, например, рассматривают три переменные х, у, z, то вводят частные коэффициенты корреляции Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru определяет связь между х и r при исключении влияния переменной у:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где справа находятся обычные коэффициенты парной корреляции. Выражения для двух других коэффициентов получаются простой круговой перестановкой индексов в правой части.

Можно также ввести понятия частых коэффициентов корреляции и сводный коэффициент для и переменных.

Для измерения связи между качественными (номинальными) переменными используется таблица сопряженности.

  B1 B2 Bj
A1 n11 n12 n1j n1.
A2 n21 n22 n2j n2.
Ai ni1 ni2 nij ni.
n.1 n.2 n.j n

Имеются два номинальных признака (переменные) А и В, которые принимают соответственно значения Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru . Это могут быть, например, образование (начальное, неполное среднее, среднее и высшее), социальное положение (рабочий, крестьянин, служащий, военный), возрастная группа (ученики, молодые рабочие, средний возраст, пожилые кадровые рабочие), участие в общественной жизни (не участвуют, слабо участвуют, участвуют, активно участвуют) и др.

Рассмотрим N лиц и их распределение по признакам А и В.

В каждой клетке первой строки пишется число лиц, которые одновременно обладают значением А, признака А и соответствующими значениями признака В, т.е. в левой клетке первой строки стоит и,, число лиц, обладающих признаками А, и В, одновременно, во второй клетке — Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru число лиц, обладающих признаками Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и т.д. Вообще в клетке на пересечении i-й строки и j-го столбца находится число Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru , обозначающее число лиц, обладающих признаками Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru и Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Таблица сопряженности в данном случае очень сходна с корреляционной таблицей с той лишь разницей, что первая дает со-

вместные частоты качественных значений признаков, а вторая — совместные частоты класс-интервалов количественных признаков.

Вместо Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru введем относительную частоту Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru .

Пирсон предложил следующий коэффициент связи признаков А и В:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

который сконструирован так, что квадраты отклонений взвешенны по отношению к ожидаемым частотам и нейтрализованно влияние значков (как, в случае диоперсии).

При полной независимости переменных Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru = 0, при полной зависимости число строк равняется t — числу столбцов, и в таком случае Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru = t — 1.

Иногда используют так называемый коэффициент сопряженности в виде

где Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — только что рассмотренный коэффициент. Коэффициент С

дает более прямое непосредственное указание на связь между признаками.

Для определения связи между ранжированными переменными можно использовать так называемый ранговый коэффициент Спирмена:

Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru

где n — число объектов; Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru — разности между значениями переменных для i-го объекта.

Рассмотрим числовой пример: даны 13 лиц, проранжированных по двум признакам. Результаты таковы:

Лица Ранги Разности Лица Ранги Разности
I II Di Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru I II Di Генеральная совокупность и частотное распределение - student2.ru
А Ж -2
Б З -5
В         И        
Г 4,5 3,5 12,25 К 4,5 6,5 42,25
Д -1   8,5 -1,5 2,25
Е -2   8,2 -2,5 6,25

И первом столбце — лица; во втором — их ранги по первой переменной (признаку); в третьем — их ранги по второй переменной (признаку); в четвертом — разность рангов этих лиц. В последнем столбце — квадраты разностей, которые используются в фо<

Наши рекомендации