Культура как объект социального познания.
Со второй половины XIX в. понятие «культура» имело статус как научной, так и философской категории, оно перестает означать высокий уровень развития общества.
В наши дни понятие «культура» имеет много значений.
Культура считается упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой «природному», которое рассматривается как материал для «культуры»: способности человека специфическим образом «метить» окружение как свою «среду».
Затем понятие «культура» будет использоваться как общее различие между искусственным в современной жизни и деятельности людей. Сейчас под культурой понимается содержание социальной жизни людей.
Коммуникативное содержание образует культурная информация — знание, образы, представления, эмоции, а к содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей в ходе их совместной жизни.
Культурные явления искусственны и созданы людьми, а противопоставление культурных явлений природным можно считать классическим. Также культура включает в себя образцы человеческих отношений.
В культуре значительное место занимают технология, направленная на достижение определенных результатов, символические объекты, в том числе ценности и нормы. Культура — созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Благодаря социологическому анализу культуры мы имеем возможность изучать социальное распределение в обществе способов освоения, использования и создания людьми объектов культуры. Социологический анализ культуры выполняет функции, основными из них являются научно-познавательная, образовательная и практическая. Также он обеспечивает знание о социальных факторах и механизмах, способствующих порождению, поддержанию или изменению культурных процессов. Это имеет место благодаря научно-познавательной функции.
Образовательная функция направлена на распространение знаний среди членов общества с целью помочь им ориентироваться в сложных современных социокультурных условиях.
Выработка научных оснований, целенаправленных культурных изменений является целью практической функции.
Культура имеет дифференцирующее классовое, этническое, региональное содержание. Здесь имеется в виду, что ее элементы направлены специально на поддержание и укрепление специфических, отличающихся друг от друга социальных объединений.
Культура рассматривается как особая качественная определенность совместной деятельности людей, которая обладает своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период.
В социологии под культурой в широком смысле понимают специально генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров; взаимодействие людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Культура - это коллективное программирование человеческого разума. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия и рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социального исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, и обусловливающие их социальные факторы и механизмы.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате исторического процесса возникает множество культур.
Американский социолог Дж. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем общностям (язык, религии, символы, изготовление орудий труда, обычай дарить подарки, нательные украшения, спорт, сексуальные ограничения). Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, сихические и социальные потребности.
Важнейшей проблемой социологии является оценка людьми одной культуры дугой. Зачастую люди склонны оценивать другую культуру через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. В наиболее крайней форме она проявляется в попытках насадить свои верования покоренным народам. Сегодня это выглядит в курсе на насаждение американского образа жизни.
Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самостоятельность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Совершенно правилен вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другой, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс в отрыве от общечеловеческих ценностей, от развития мировой цивилизации в целом.
Основные элементы культуры.
Важнейшие элементы культурного воздействия на социальный процесс позволяет выявить изучение концепций и теорий социологии культуры. Элементы культуры как фактора социокультурной регуляции: обычаи, нормы, ценности, смыслы, знание.
Обычаи — это выражение опыта предков, осознаваемое потомками как установка на определенное содержание жизнедеятельности. Обычаи воспринимаются как привычные и не подверженные рефлексии (сомнению). Обычай — продукт чувственно-интеллектуальной деятельности. Он является элементом культуры, выступает как важнейшая установка, регулирующая поведение индивида. Установка эта воспринимается как внутренняя самоустановка индивида (с ранних лет). В свою очередь, обычаи, привычки и традиции формируют нормы.
Норма — руководящее начало, правило, образец. Норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то параметр действия. Норма является функцией эталона, своеобразной инструкции для индивидов и социальных групп. Она выполняет следующие функции: способствует контролю за отклоняющим ее поведением, обеспечивает стабильность социальной системы.
Ценности — это выражение человеческой и социальной культурности определенных явлений действительности. Различные типы ценностей: 1) универсальные. К ним относят здоровье,
жизнь, семью, благосостояние, образование. Сюда также относят ценности межличностного общения (честность, доброжелательность); общественного признания (социальное положение, должность); политические ценности (свободу слова, совести, правопорядок и т.д.);
2) смысложизненные (представления о добре и зле, смысле жизни);
3) партикулярные (привязанность к семье, родному городу и т.д.). Классификация ценностей:
1) политические: право, государственность, законность, конституция, состояние гражданского мира;
2) моральные: добро, благо, любовь, дружба, уважение, долг, честь, бескорыстие, порядочность, справедливость, верность;
3) религиозные: Бог, Божественный закон, вера, благодать, сплочение, ритуал, церковь;
4) эстетические: красота, гармония, идеал, стиль, культурная самобытность, культурные новации, мода и т.д.
Смысл — содержание значения того или иного предмета. Значение — обозначаемое имя предмета, иногда они могут совпадать.
Культурный смысл трансформируется в историческую практику. Культурный смысл— культурная форма, посредством которой сообщество людей понимает окружающий мир как естественную данность. Средством передачи смыслов и значения является вербальный, образный язык, язык символов.
Знание — результат процесса познания действительности, проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой.
Культура в широком смысле включает в себя все достижения человечества. Но все же главное место в социологии отводится функционированию различных элементов (компонентов) в духовной культуре:
1. Знаково-символический компонент, то есть знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения, передачи человеческого опыта. И одновременно язык выступает как важный элемент культуры. Язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметом и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение и люди усваивают это значение в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
2. Ценностно-познавательная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления, позволяющее удовлетворять потребности, желания и интересы. Ценности формируются в результате не только осознания социальным субъектом своих потребностей, но и соотнесения их с предметами окружающего мира. В систему ценностей социального субъекта входят следующие:
а) смысложизненные представления о добре и зле, счастье и смысле жизни;
б) универсальные: витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, квалификация, правопорядок); общественного признания (трудолюбие, социальное положение); ценности межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); демократические ценности (приверженность определенному порядку ценностей, принципы).
3. Партикулярные:
а) привязанность к малой родине, к семье;
б) всякого рода фетишизмы.
Ценностное отношение является необходимым компонентом формирования ценностной ориентации деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения.
Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучение, воспитание. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образуют мотив деятельности. Мотив - фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в некоторых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.
Синтетич. формы К. - обряды, обычаи, традиции.
СубК - набор символов, убеждений, ценностей норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество, или С. группу. Каждое сообщество создает свою субК., не отрицая общечеловеческой К. имеет свои отличия. М.б. национальной, конфессиональной, профессиональной, суб.К. С. групп и т л. Национальная субК - субК большинства наций и субК национальных меньшинств. Когда отсутствует толерантное отношение возникают К. конфликты на национальной почве. Между тем от правильной К. политики зависит состояние экономики, социально-политический климат и благосостояние конкретного гос-ва.
Конфессиональная - складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности той или иной церкви. На базе этой общности формируется совокупность символов, ценностей, идеалов, образцов поведения.
Профессиональная субК образуется на основе общих символов, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы, ролью, которую в обществе играют ее представители. Сказывается влияние профессионального образования и подготовки.
Вопрос.
Концепция эволюционного и революционного развития общества
Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмы и направленность. Понятие «социальные изменения» носят самый общий характер. Социальное изменение — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием развития. Развитие — это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т. д.
Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматриваются как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов, революционные же—как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы. Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы!