Личность в сфере социологии: различные концепции и подходы.
Человек - понятие общее, родовое. Понятие личности вводится для определения неприродной, социальной сущности индивида. В соответствии с концепцией личности Фрейда человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов.
Трехуровневая модель личности:
1) Оно или Ид (низший слой)-бессознательные импульсы, «родовые воспоминания»;
2) Я или Эго (средний слой);
3) Сверх-Я или Супер-Эго (верхний слой)- нормы общества, воспринятые человеком.
Низший и верхний слой наиболее агрессивны, атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поведенческая конц\ция личности, разработанная Скиннером, Хомансом..., рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулы-любое «благо», социальное по своему источнику: знание, власть, комфорт, уважение.. Чем выше стимул, тем ценнее вознаграждение, тем чаще будет демонстрировать поощряемое поведение. В рамках культурно-историч\кой школы Выготского сложилось понимание чел\ка как деятельностного существа, преследующего свои цели, чье поведение невозможно объяснить только сточки зрен.рациональности.
Деятельность-центральная категория анализа личности, рассматривается в 2-х аспектах:
1) структурный аспект (выяснение строения деятельности, ее составляющих элементов);
2) функциональный аспект (каким образом осуществл-ся деятельность).
Изучение личности по Выготскому сводится к:
1) определению доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная деятельность..);
2) выяснению принципа осуществления деятельности (деятельность вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная);
3) изучению связи м-ду видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный характер связи);
4)исследованию уровня осуществления каждого вида деятельности.
Социализация личности.
Как известно, человек — существо социальное, но ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в обществе — длительный и сложный процесс, включающий в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. В структуру социализации входят: социализант и социализатор, социализирующее воздействие. Социализант — индивид, подвергающийся социализации. Социализатор — окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека (агентуры и агенты). Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида (семья, средства массовой.информации, школа). Агентами социализации выступают непосредственно окружающие индивида люди: родственники, друзья, педагоги и т.п. Например, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а преподаватель — агентом. Социализирующим воздействием называются действия социализаторов, направленные на социализантов.
Три основные концепции социальной роли по-разному интерпретируют отдельные аспекты ролевой теории.
1. Концепция предписанных ролей делает акцент на относительную четкость требований, предъявляемых к поведению в соответствии с определенным статусом, а главное внимание уделяется способности личности к выполнению этих предписаний и степени соответствия поведения требованиям.
2. Концепция субъективных ролей ориентируется на выявление ожиданий со стороны личности, т.е. на то, как воспринимаются и оцениваются в сознании индивида экспектации.
3. Концепция проигрываемых ролей сосредоточивает внимание на проявлении экспектации и их восприятий в поведении человека.
Эти концепции взаимно дополняют друг друга. В теории ролей принято подразделять ожидания на три типа.
1. К первому типу относятся обобщенные ожидания, или экспектации, содержащиеся в «сценарии». Говорят, что весь мир — театр, потому можно утверждать, что в «сценарии спектакля» заложены те нормы и требования, которые определяют поведение личности. Поэтому ожидается, что подчинение отцу или матери обеспечит детям экономическую поддержку и социализацию, психологическую помощь и эмоциональный баланс.
2. Второй тип ожиданий возникает в результате социального взаимодействия. Это экспектации и требования «партнеров по спектаклю». Начальник может ждать от подчиненного выполнения своих распоряжений.
3. Источником третьего типа ожиданий может выступать референтная группа, с которой идентифицирует себя индивид. Такой референтной группой может быть аудитория. Подобная группа может быть как реальной, так и воображаемой.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что ч\з формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности. Накапливая социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение Я на основе постоянного сопоставления себя с др. личностями. Т.о. осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются ч\з групповое общение. (Когда ребенок воспитывается в обществе животных - не имеет собственного Я, не могут воспринимать свое различие или сходство с другими индивидами. Не может считаться личностью.) Именно ч\з отношения с другими людьми, ч\з их оценку человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый... («зеркальное Я Чарльза Кули» (амер.психолог и социолог)). Отражение в зеркале дает образ физического Я, восприятие реакции др. людей на поведение или внешность дает образ социального Я. Социальное зеркало постоянно действует и постоянно изменяется, (мнение родителей, мнение одноклассников, мнение сослуживцев...). Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может вообще игнорировать некоторые мнения. Т.о. существует возможность неправильного истолкования мнений или искаженного зеркала, (приятные высказывания м.б. просто лестью, а брань начальника- просто его плохим настроением). Философ, социолог, социальный психолог Дж. Мид развил концепцию «обобщенного другого», дополняющую и развивающую теорию зеркального Я. «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в поцессе общения как бы встает на место др. индивидов и видит себя др. личностью. Это осознание «обобщенного другого» развивается ч\з процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - попытка принять на себя поведение личности в др. ситуации или др. роли.
Французский социолог Атурен считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации. Таким образом, сущность современных концепций социальной стратификации заключается в размещении людей и групп по определенным социальным позициям, которые ранжируются различной степенью социального престижа. Теория социальной стратификации служит методологический основой для формирования теории социальной мобильности.