Диалектика собственности, власти и управления.
Диалектика – причинно-следственные связи в их развитии. => Диалектика собственности, власти и управления – это их связь в развитии.
Собственность – (с юр. т. зр.) право владения, распоряжения и исп-я. Это отн-е субъекта к объект-м усл-ям пр-ва как к своим. Отн-ия собств-ти – отн-я м\у людьми по поводу вещи (ср-в пр-ва – по Марксу). Собственник – не тот, кто управляет, а тот, в чьих интересах осущ-ся У-е. Отн-я У-я реализуются через процесс пр-ва, кот. означает отношения присвоения. Присвоить = превратить в продукт своей жизнедеят-ти => в процессе пр-ва осущ. реал-ия опр. интересов. => Реальные отн-ия собств-ти обеспеч-ся в проц-е произ-ва и упр-я им. Субъекты отн-ий собств-ти и упр-я на предпр-ии: акционеры, менеджеры, наемный персонал + государство. Суть У – согласовывать их интересы и преодолевать конф-ты.
Власть (по Веберу) – это свобода волеизъявления индивид-ого субъекта / отд-х соц. групп, опирающаяся на законы, традиции или привилегии и позволяющая оказывать намеренное и ожидаемое давление на других членов об-ва. У. явл-я спос-м осущест-ия реал власти собственника, но он не всегда в состоянии осущ-ть сам упр-е – в АО, напр, собственники – тысячи человек =>необх наемные управляющие. Противоречие1: собственник вынужден отчуждать свое право властвовать в пользу третьего лица. прот2: наемный управляющий далеко не всегда действует в интересах собственника - отделение власти и собст-ти от упр-я.
- Злой умысел – Революция менеджеров – личное обогащение, влияние и т.д.
- Некомпетентность самих менеджеров
- Неграмотное распределение полномочий между менеджером и собственником.
Выход: развивать такую форму эк.процесса как корпоративное управление. КУ – взаимод-ие хозяйствующих субъектов, а именно собственников бизнеса, наемных управленцев, персонала организации и др. заинтер-ых лиц – стейкхолдеров
С целью упорядочивания взаимоотн-ий субъ-ов, распределения прав и обязан-тей. Решение проблемы диалектики: создание корпор-го кодекса, чтобы он действовал – представители бизнеса – невыполнение кодекса подрывает их деятельность, репутацию и т.д.
№ 41. Социальный менеджмент: понятие, эволюция концепций, принципы и методы. М (общий смысл) - упр-ие предприятием (фирмой) в усл-ях рынка. «Менедж» (англ) - владеть, заведовать, упр-ть. М возник в начале 20-х годов, связан с корпорат деят-тью, базирующ на проц-ах отделения собст-ти от У и с выдел-м менеджеров в особую группу. М – эффек У соц-эк процессами, связан с предприимчивостью, инициативностью управленцев-менеджеров.П. Друкер: М - опред область знаний, наука об эффек У пр-м в условиях неопределенной рыночной среды.В. Веснин: М - теория и практика У фирмой и ее персоналом в условиях рынка. Л.С. Бляхман:М - особая область знания, наука об упр-и произ-ом, о принципах, формах и методах улучшения отн-ий на произ-ве и связей с поставщиками, потреб-ями, профсоюзами и т.д. Т.о., в понятии М заложена соц компонента, т.к. М - У людьми, а социальное – отн-ия по поводу воспр-ва чел в его взаимосвязи с соц окружением. СМ появился как плод эволюции концепций М.Выделяют три этапа в ис-ии развития М:1.Технократический этап (к 19-н 30-з гг 20в):школа научного упр-я произ-ом (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, в России - А. Гастев и Керженцев.). Осн - технич факторы. Эфф-ть упр деят-ти ч/з науч.орг.труда и У ч/з реализацию научно обосн принципов и методов.Гл роль - детальное разд труда и четкая регламентации упр операций. Гл внимание - техника, технология и орг ритмичной работы. Строгая иерархия во взаим-ях подчинения в процессе У. Единоначалие в принятии упр решений и единоличная ответ-ть на каждом уровне. Развитие крупносерийного пр-ва→ про-во перстало находить своего потреблителя- кризис перепроизводства. 2.Рыночный этап (30-е гг - сер 80-х гг 20в): насыщение рынка, крупномасштаб серийное пр-ва→проблема сбыта=> повышение внимания к потреб клиента, товары более индивидуализированы, ключевая фигура- психологи, социологи. Развитие маркетинга как деят-ти по изуч-ю рынка и как вид управ деят-ти по соглас-ю потреб-ей покупателя и продавца, потребителя и производителя. Меняется отн к человеку: внимание – на мотивацию, стимул-ие, труд поведение и взаимод-ия м/д членами труд орг-ции. Основ. школа - школа человеческих отношений (Э. Мейо): изуч соц-псих факторов развития пр-ва. 3.Социальный этап (н 80-хгг 20в): Цели развития компании не отделяются от цели развития об-ва + работники привлек к участию в у-ии, к формулировке цели. Ключ. фигура - работник как многогранная развив. личность, у кот-рой есть потр-сти, в том числе и соц. Осн. акцент: права и свободы личности, равенство, демократизация, взаимная ответственность, чел. достоинтство. Гл. достояние – научно-технический потенциал, интеллект и сами люди. Новый тип потребителя: учет потр-ей, интересов, ценностей. Особ внимание - проблема соед труда и собственности.2 пути:1.диффузия ч\с или акционирование = Результат - появление огр числа акционеров (англосаксонской модель У). Работники имеют акции предприятия, на к-м они работают→заинтерес в эффек работе фирмы. Но! – происходит распыление соб-сти.2.обобществление част С ч/з нац-цию, огосударствление или ч/з создание реальных соц-эк условий для соучастия работников в У пр-вом и → соучастия в Соб-ти (японская модель). «+» работник распоряжается произведенной продукцией, как распределять доходы и выстраивать произво. «-« - гос ситема не гибка, аморфная. СМ=целенапрвленное воздействие S общ-ого про-ва на соц. процессы посредством инноваций.1.Принципы Тейлора: 1)основная цель у-я – взаимная выгода владельцев и работников 2)повыш-е производ-ти труда на пост. основе 3)научно-разработанные принципы подбора и расстановки кадров 4)организационная гармония- координация интересов м/у владельцами предприятия, администрацией и рабочими; 5)научная обоснованность упр. решений 6)взаимное доверие м\у рук. и работ-ками 7)предоставление слова рабо-кам.2.Принципы Соц У Г. Эмерсон («Двенадцать принципов производительности»): Точность целей. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация. 4. Дисциплина. 5. Справедливое отн-е к персоналу. 6. Диспетчирование. 7. Своеврем постоян учет. 8. Нормы и расписание. 9. Нормализация условий для достиж наил рез-в. 10. Нормирование операций. 11. Письмен стандарт инструкции. Вознагр за произ-ть.3. Принципы Файоль 1)разделениетруда(специализация)2) единство полномочий и ответственности 3) единство руководства 4) дисциплина (уважение правил как администрацией, так и рядовыми сотрудниками)5) единоначалие (каждое задание – от одного начальника). 6) подчинение частных интересов общим 7) вознаграждение (любое достижение д.б справедливо вознаграждено) 8)централизация и децентрализация (необходим компромисс м\у полномочиями уп-ца и делегированием подчиненным)9)скалярная цепь (жесткая сис-ма подчинения)10)инициатива (поощрение новаторства) 11)порядок (каждая вещь – свое мест, ч-к – на своем) 12) беспристрастность (форм. прав-ла равняя для всех уровней) 13) стабильность персонала 14)командный дух.Методы Соц М:1.Тип воздействия: прямые(непоср воздейст-е субъекта ч/з конкретные инструм-ты) и косвенные(формир субъектом усл-й, при к-х объекту выгодно дейст-ть в нужном напр-и);2.Направленность: методы властной, материальной и моральной мотивации;3.Содержание:а)организационно-административные:1) метод создания орг.сруктур 2)орг-стабилизирующ возд-я(методы регламентирования); 3)адм-распорядит возд-я (приказы); 4)дисцип возд-я (ответсвенность раб-ника за выполнение дисциплины). б)экономические: (хозрасчет, эк план-е, мат стим-е, ценовое регул-е).-в)социально-психологические: (воспитат методы, активизация новаторства, обеспеч соц преемственности, комплектование малых групп, гуманизация труда, проф отбор и адаптация).
42. Формы управления социально-экономическими процессами.
Упр-е — взаимод-ие субъектов управлен-х практик по соглас-ию их потреб-ей, целей, интересов и т.п.
Социально-экономические процессы представляют собой динамику развития общества. Они охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие»
Формы управления социально-экономическими процессами:
1. государственное управление: воздействие гос-ва на об-во и его подсистемы, осущ-ся в форме полит.рук-ва (рук-во объединенной деят-тью значит.части членов об-ва по осущ-ию интересов и целей гос.масштаба; реализуется посредством органов власти, через администрирование). Эта деят-ть органов исполнит.власти и управл.формир.основу для стабильных отн-й и взаимод-й субъектов власти, упр-ия, хозяйственной и общ-ой жизни.
2. муниципальное, или местное, управление: деят-ть нас-я по реш-нию местных вопросов. Органы местного самоупр-я обеспеч-т участие населения в реш-нии местных дел, управление муниципальной соб-тью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (доходы муницип.образования складыв.из местных налогов и сборов, части прибыли муницип.предприятий); обесп-т соц-эк-ое разв-е муницип.образования (развитие дошкольных учреждений, работа с трудными подростками, орган-я отдыха для детей, трудоустройство трудных подростков);
3. частное, корпоративное управление: взаимодействие субъектов управления с общ-ым произв-ом. Х-ется системой отн-й, участники кот-х — собственники бизнеса, представители финансовых ин-тов, наемные управленцы, представители государства. Главный вопрос — в улучшении исполнения существ-их з-нов, а не в принятии новых.