Объективные социальные структуры и субъективные действия индивидов в концепциях П. Бурдье и Э. Гидденса.

Интегративный макро- и микроподход к социальным явлениям представляет собой теория «структурации» английского социолога Энтони Гидденса. Он критикует макроуровневую концепцию структурного функционализма за её пренебрежение к индивидуальному подходу, а микросоциологические парадигмы (символический интеракционизм, феноменологию) за преувеличение роли субъекта. Термин «структурация» Гидденс использует для описания взаимодействия структур и социального действия. Он указывает на «двойсвенность структуры», имея в виду, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие, в свою очередь, создаёт эти же структуры. Основным понятием теории структурации служит понятие социального агента. «Агент» предполагает людей, способных трансформировать окружающий мир посредством своих действий и воспроизводить его, что не обязательно связано с трансформацией всего общества. Деятельность агентов непосредственно связана с социальными системами и институтами. Социальная система в представлении Гидденса – это образец социальных отношений, существующих в определённое время и в определённом месте. О необходимости преодоления «структурного» и «деятельностного» взглядов на мир говорит в своих работах французский социолог Пьер Бурдбе. Для объяснения упорядоченности социального мира Бурдье вводит понятие habitus, которое является центральным в его теоретических построениях. Габитус – это система прочных приобретённых предрасположенностей, слепок объективных структур, воспринятых индивидом, укоренившихся в его сознании и недоступных рациональному осмыслению. Габитус является одновременно и продуктом социальных условий ( в этом смысле он объективен и находится «вне» индивида) и средством, управляющим поведением индивида в обыденных ситуациях (в этом смысле он является неотделимой частью агента социального действия).

№ 59 Блумер о типах соц движений.

Соц движения – коллективные предприятия нацеленные на установление нового строя жизни. Причину соц. дв. Б. видит в состоянии беспокойства. Развитие соц. движения: 1 стадия – беспокойство, 2 – возбуждение, агитаторы, 3 – формализация, систимизация его активности и идеологии, 4 – институализация, становится законченной соц организацией. Соц. движения привлекают определённых личностей, которые характеризуются личной неустроенностью, несостоятельностью.

Типы соц движений: (1) ОБЩИЕ – (рабочие, молодежные, женские), есть общее направление, в кот они постепенно двигаются, не организованы, не ровность развития, наличие лит-ры, кот представляет ценности движения, средства взаимодействия: стение, беседы, следов. примерам. (2) СПЕЦИФИЧЕСКИЕ – наличие цели (реформа, революция), развитие организации и структуры, развитое рук-во и определенный членский состав., формирование традиций и ценностей, раздел. труда. (3) Экспрессивное – нет цели, не стремиться ничего достичь, цель – помочь найти разрядку в виде экспрессивного поведения: - религ соц. движения, - мода.

Наряду со спонтанными коллективными группами Блумером были исследованыи фиксированные формы социального поведения, которые детерминированы совокупностью значимых символов. К ним относятся общие и специфические социальные движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения. К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир. Они возникли под воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальным положением в жизни. Общие социальные движения, как правило, слабо организованы, не имеют постоянного членства, их конкретные отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели. Лидеры общего социального движения играют важную роль не в смысле осуществления руководящего контроля над движением, а в смысле задающих темп. Эти лидеры являются <вопиющими в пустыне>, пионерами без какой-либо прочной группы последователей, часто не очень часто отдающими себе отчет в собственных целях. По Блумеру, специфическими социальными движениями являются реформистские и революционные движения. Они хорошо структурированы, имеют некий набор значимых символов и ценностных ориентаций. Члены этих движений занимают определенные статусные позиции и стремятся к четким целям по внесению изменений в социальный строй и существующие институты. В специфических социальных движениях особая роль отводится агитации, которая, создавая круговую реакцию возбуждения, направлена на изменение представлений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и особенно в движении - культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед "вождями народов" и "отцами наций", для чего опять-таки используются значимые символы - ритуальная атрибутика и церемониальное поведение. Для этих движений характерным является возникновение самого разного рода мифов как откликов на желания людей, которые зачастую приобретают форму эмоциональных символов: "политика - дело каждого", "материальные и духовные блага польются полным потоком", "каждой семье -отдельную квартиру".Для этих движений характерно возникновение какого-либо культа. <Обычно имеется некий главный святой и ряд менее важных святых, выбранных среди народных вожаков движения.

№ 89 Метод, методика, техника и процедура в социологическом исследовании

Методом принято называть:

подходы к изучению социального (метод опроса, качественный метод, количественный метод, биографический метод, анализ социальных систем, моделирование социальных процессов);

методы получения информации (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов);

отдельные техники, приемы сбора информации для измерения чего-л.…

математические методы, применяемые в социологии;

логические схемы анализа в исследовании;

Метод анализа данных (информации) — совокупность приемов, способов, участвующих в систематизации, обобщении, «переваривании» эмпирии;

Основные методы социологического исследования — эксперимент, метод включённого наблюдения, биографический метод, массовый опрос.

Эксперимент — это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ. Многомерный контролируемый эксперимент незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий..

Массовый опрос является самым популярным социологическим методом. Он является наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность отслеживания даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни — от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений.

Биографический методстроится на изучении личных документов (переписка, дневники, автобиографии). При этом ученые обращают внимание на последовательность и время наступления важнейших жизненных событий.

Включенное наблюдение чаще основано на неформализованных интервью, менее репрезентативных данных, нестатистическом подходе и обоснованию выводов и причинных моделей. В.Н.основывается на некоторых теоретических предпосылках и абстрактных идеях, понимание которых существенно для осмысленного использования этого метода.

Метод и техника:

1.сбора первичной информации

а) приемы, связанные со сбором информации, с регистрацией отдельных событий (наблюдение, изучение документов, опрос и т. д.)

б) приемы, определения порядка, последовательности или системы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (монографическое, сплошное или выборочное исследование)

2.обработки и анализа исходных данных. Исследователь классифицирует полученную информацию и подвергает её статистической обработке. При её анализе он использует различные приёмы — описание и классификацию, типологизацию, статистический анализ, моделирование и т. д.

Выбор социологической техники сбора первичной информации зависит от целого комплекса факторов, которые в определённой мере ограничивают возможности выбора:

ü сложность социальной реальности (многофакторная обусловленность явлений и процессов, их взаимное влияние, скорость их изменения);

ü адекватность, применимость той или иной техники для социологического определения явления (существуют явления, доступные и недоступные прямому наблюдению);

ü временные, экономические и другие возможности исследования;

ü цель исследования и его характер фундаментального и прикладного исследования).

Билет 30

№ 30 Основные фигуры и направления росс-ой социологии 19-20 вв.

19 в.Проблема модернизации стояла оч остро какв Европе так и в России. Проблема путей развития: путь запада или свой собственный. (Петровские реформы). Русская мысль была особо оригинальна в философии истории, это был Российский вопрос: как развиваться. Основные течения: Западники, Славянофилы, Чаадаев.

«Теория официальной народности» - бесконфликтное общ-во, без революции идеи - запад романтизма, но переделаны. Главное: православие, самодержавие, народность.

- Гос школа – Кавери, Чичерин (идеи от Гегеля), гос-во – главная движущая сила истории.

- Народничество – крестьянский социализм, христианство, особый путь, общинный строй, без классовой борьбы.

- Субъективная школа – Михайловский, теория героев и толпы, их взаимоотношения, лучше сделать что-то для одного чела, чем стремиться к общему благу.

- Ковалевский – близкий к эволюционизму.

- П. Сорокин

В 20-х гг. соц-ию прикрыли, при Сов. власти, в 60-х гг. возрождение соц-гии, поис дисциплинарного статуса, основная идея- идея марксизма, ленинизма. «Институт конкретных соц. исследований» (теперь Инстит. сой-гии).

1962г. – Советская соц. ассоциация, 1966 – «Соц-ия в СССР» учебник, 1974 – ж-л «СОЦИС»

Биоорганицизм – Лаенфельд, Стронелл. Георграфическая школа – Афанасий Щапов, Ключевский – историческая философия. Неоконтеанство – Лапа Данелевский. Философия в россии развивалась через литературу. Бихевиаризм – Сорокин, эволюционизм – Ковалевский, этнологичсекая – Лавров, Михайловский.

Соц труда – Ленинград. школа, Ядов. Эконом соц-ия – Новосиб школа, Заславская. Методы соц исслд-ний – Ядов. Изучение обществен. мнения и СМИ – Грушев? Соц личности – Конт, Альшанский. Соц. семья – Харчев. Истор сос-гии – Давыдов, Ионин.

№ 60. Соц. изм-е – различн. перемены, кот. происх. в теч. некот. времени в соц. общ-тях, институтах, орг-циях, общ-вах, их взаимоотн-ях др. с др. и с инд-дами; изм-я в соц. структуре и соц. взаимосвязи. Все соц. изм-я имеют культ. аспект. Виды (Осипов): структурные, функцион., процессуальные, мотивацион. По хар-ру протекания: эволюц. (постепенно, частично, устойч. тенденции), революц. (ломка соц. объекта, быстрые изм-я, затруд. адаптация). Кондратьев + циклический (волнообразн. хар-р – эк-ка). Этапы форм-я идеи прогресса: 1. античность (регресс, зол. век); 2. еврейская религ. трад. (все, что на земле не важно); 3. эпоха велик. геогр. открытий (зап. путь разв-я не явл. единств., но европоцентризм); 4. Просвещение (идей всеобщ. истории); 5. 19 в. – триумф идеи прогресса; 6. нач. 20 в. – войны, катострофы: за прогресс – вера в благородство, превосх-во Зап. цивил.; уверенность в необх. постоянного эк. и техн. разв-я; вера в глуб. важн. и ценность жизни на земле [] против – разочарование в сист. прогресса; идея пределов эк. роста, нехватка ресурсов; эколог. катастрофа. П.Штомпка – альтернатив. концепция прогресса. Пр. – потенциальная способность, а не конечн. достижение; - динамич. кач-во конкр. процесса, а не абсолют., универс. стандарт; истор. возм-ть и выбор, а не необх. тенденция; - продукт чел. д-ти, а не рез-т бож. воли, благих намерений верхушки или автомат. действий соц. мех-змов. Виды соц. изменений: открытие, изобретение (матер., соц.), диффузия (проблема совместимости с сущ-ей культ.) Вильям Огбер: 3 осн. формы соц. эффектов инноваций: I. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия. 2. Последующие, или производные, эффекты одного изобретения или открытия. 3. Конвергенция, или соединение нескольких влияний различных изобретений.

Наши рекомендации