Введение социологии в политическую практику
Как можно заключить из ранее сказанного, критическая социология является и политическим.предприятием *уже в силу того, что конкурирует с государственными чиновниками, экспертами'или журналистами за легитимное определение социального мира. В качестве условия, позволившего социологии претендовать на особое место в определении «порядка вещей» можно усматривать события 1968 года [17, с. 75], которые, несмотря на их политический неуспех, вызвали к жизни принципиальные изменения в образовательной системе Франции. Однако даже не касаясь их роли в становлении критической социологии, можно видеть согласованность схем, заложенных в научный проект школы и политических стратегий, ею реализуемых. Положение наиболее обоснованного и, одновременно, частичного способа видения, делает одной из первых задач.социологической'практики возвращение в социальный мир тех смыслов, которые элиминируются из него в ходе политического конструирования. Иначе говоря, «расколдование» политических и, более широко, социальных верований, основывается не на отмене самой механики политического действия, но на введении в нее новых или ранее цензурируемых представлений. Политическая деятельность школы строится так, как если бы объективный мир, конструируемый социологией, уже существовал. За игрой «чистой случайности» и «исторической необходимости», в обличье которых привычно предстает политика, критическая социология'позволяет выявить объективную структуру политического обмена, инструменты мобилизации и господства, механизмы подстройки позиций и диспозиций69. Таким образом, отправляясь от результатов имманентного описания/объяснения, Бурдье и его соратники входят в политическую практику уже не как ее теоретические или собственно политические критики, а как инженеры, владеющие ин-
[355]
струментом ее преобразования, каковым выступает объективный мир (или вера в его практическую постижимость).
Введение объективного мира в политическую практику — сложная задача, поскольку социолог вынужден действовать ввиду и в рамках объективных условий политического обмена. Говоря о формах политического действия школы, можно указать прежде всего на публикацию Бурдье полемических статей в ряде журналов, начиная с сартровского«ЬеБ Temps Modernes» (с середины 1960-х), заканчивая «Le Monde Diplomatique» (1980-90-е), а также на поддержку алжирских интеллектуалов и польской «Солидарности», на издательскую активность членов школы и ее союзников в рамках возглавляемой Бурдье книжной серии «Raisons d'agir» («Поводы действовать»), которая предполагает скорейший отклик на актуальную политическую ситуацию, на критические выступления по телевидению, на участие в создании клуба Мерло-Понти, противодействующего неолиберальной унификации мышления, наконец, на участие в акциях протеста с декабря 1995 года (послужившем отправной точкой к изданию названной серии) вместе с безработными, забастовщиками, активистами антиглобалистских движений. Особо в ряду политических акций школы упоминается издание книги «Нищета мира» [74], объединяющей в себе интервью с представителями «проблемных» социальных категорий. Несмотря на немалый по объему аналитический раздел, написанный Бурдье и коллегами, задача работы (критика следствий неолиберальной политики) и форма ее представления (показать социальное неблагополучие «как оно есть») позволяет прочитывать ее как публикацию с политическим содержанием70.
Чтобы понять значение политических проектов школы, следует помнить, что, политическая логика присутствует в социологии в исходном принятии/отвержении очевидности политического господства. В практике таких достигших известности социологов, как А. Турен, Р. Будон или М. Крозье государство присутствует не только в форме классификаций (например, в представ-
[356]
лении о роли социологии как научного инструмента планировании реформ [83, р. 286—87]), но и непосредственно в форме занятия постов в государственных учреждениях или в использовании связей в политической среде для финансирования и опубликования своих работ [83, р. 290—92]. В отличие от них, действующих в сложившемся «порядке вещей» и предназначающих продукты своей профессии высшим государственным управленцам, Бурдье делает ставку прежде всего на низовые формы организации (профсоюзы, стачечные комитеты и т. д.), воспроизводя в политической практике принцип, уже известный нам по практике исследовательской. Иными словами, если названные социологи исходят из наличия потребителя социологической продукции в лице готового «класса», то Бурдье и его соратники ориентируются на возможность формирования нового «класса» с опорой на объективное знание, подобно тому, как это сделал Маркс с «пролетариатом» [24, с. 190—191 ]71.
Предпочтительные инвестиции школы в неофициальный и низовой уровень политической практики во многом объясняется положением в интеллектуальном поле, кратко описанным ранее. При не очень больших стартовых капиталах, «еретических» исследовательских предпочтениях и прерывных траекториях (напомним о факте конверсии), нынешние члены школы, вероятно, не смогли бы занять высших позиций при действующих в академическом поле условиях обмена, тогда как стремясь коллективным усилием изменить условия обмена путем реализации менее вероятного состояния поля, школа парадоксальным образом оказалась в более выгодном положении, поскольку сама стала производителем этих условий72. Выступая против господствующей неолиберальной идеологии в 1990-х, как и против господствовавшей в 1960-х социалистической, Бурдье углубляет линию разрыва, или границу, отделяющую официально признанный «порядок вещей» от вводимого им социологического73. Не упуская из внимания парадоксальный характер ситуации, в которой критическая социология становится политичес-
[357]
ким действием, в этом нарушении следует усматривать практическую инверсию, точнее, конверсию императива социологической бдительности: если актом научной критики социолог возвращает в область анализа результаты собственных классификаций, то в рамках политической критики социолог возвращает полученное знание в практический мир.
Возврат в социальный мир знания или элиминированных в ходе политического конструирования практических смыслов предполагает критику очевидности в той форме, в какой она представляет существующий «порядок вещей» как всеобщий и единственно возможный. Именно поэтому первая задача политической активности школы — расколдование «безальтернативной» неолиберальной схематики свободного рынка и «естественной» глобализации, пришедший на смену столь же «естественной» модернизации [64, р. 49]. В этом случае социологическая критика сильна тем, что она направлена не на отдельных политиков, а на условия господства, в частности на отношения силы, определяющие циркуляцию идей [60, р. 61 ]74. Путь сопротивления «безальтернативному» неолиберализму, предлагаемый Бурдье, оказывается одним из парадоксов, характеризующих школу в целом. «Я полагаю, — говорит Бурдье, — доминируемые заинтересованы в защите государства, в особенности, его социального аспекта» [64, р. 39]. Ведя борьбу за устранение государства из структуры социологического описания/объяснения и выступая с критикой режима господства, который опирается на современное государство, Бурдье, тем не менее, исходит из реальных условий, ограничивающих возможные политические нововведения. Умеренность формулы, предлагающей стратегический союз с государством, вытекает из понимания его как центра сил и капиталов, т. е. из невозможности его простого исключения и смещения политического порядка в сторону «естественного состояния».
Реализм подхода заключается в том, чтобы, уйдя от грезы о тотальном антигосударстве, ввести в функциони-
[358]
рование государства и в поле политики в целом такие условия, которые превращали бы универсализм (в т. ч. в форме социальной справедливости) в принудительную и выгодную политическим агентам стратегию [10]. Инструмент такого изменения условий политической практики Бурдье в создании международного профсоюза или нового Интернационала, объединяющего интеллектуалов, активистов негосударственных ассоциаций, членов рабочих комитетов и профсоюзов, которые сообща противодействовали бы «инволюции государства» [60, р. 62 —65; 64, р. 46—47]. Эта структура, одновременно противостоящая современной форме государства и ее дополняющая, должна стать средством коллективного исследования, т. е. призвести к менее вероятному событию, воссоздать несуществующую позицию, которая позволит социологам избавиться от привычной роли экспертов и стать разработчиками новой теории и практики символического действия75.
С позиции политики, сопротивление «безальтернатив-ности», которое активно ведет школа, в немалой мере представляется попыткой продлить историю после объявления о ее конце: интеллектуальный Интернационал становится средством преодоления неолиберального капитализма в отсутствии видимого и очевидного предела в нем самом. Тем не менее, выбирая между принятием/ отвержением политической «неизбежности» в пользу критической работы в мире политики, школа участвует в становлении пока трудноуловимых и, вероятнее всего, неожиданных для настоящего социальных форм. Освобождение от прошлого, заключенное в технике двойной историзации, обращается здесь конструированием будущего, исходной точкой которого становится объективный мир. Там же, где обнаруживается трудность в соединении социологии и политики, заключена и продуктивность, поскольку связь социологической практики с политической лежит в области — пользуясь уместным термином Дюркгейма — верований. Выступая формой защиты от символического насилия и раскрывая механизм господ-
[359]
ства, опирающегося на незнание, критическая социология разрушает основополагающее верование, на котором покоится актуальный порядок господства: все именно так, как должно быть, потому что так и должно быть. Но именно этим она утверждает новое: возможно реализовать состояния, не вписанные в данные здесь и теперь условия социального обмена.
Заключение: Расколдование мира и освобождение от иллюзий
В качестве инструмента конструирования объективного социального мира социология предстает наукой, обращенной к социальным различиям, а если принимать во внимание ее политическую определенность — к социальному неравенству. Однако, несмотря на действующую в дисциплине цензуру — как технического, так и социального происхождения, — рождение социологии от смерти Бога определило ей непостоянное и неопределенное место в социальном порядке. Стоит задуматься, что это за состояние, из которого возможны полностью противоположные выходы: от самого полного подчинения действующему порядку очевидности до радикального потрясения его основ. Генетически, пока не учрежден объективный мир, социология продолжает оставаться не только местом решения частных технических задач и борьбы с предрассудками, но и местом принципиального выбора за или против автономии познания. Поэтому в своем забытом истоке она остается вседозволенностью, против которой в ее лице боролись в XIX веке наследники божественного порядка. Вседозволенностью, которая в каждом случае может выливаться в интеллектуальный разврат, ведомый волей к политической власти и бытовому ком-
[360]
форту, в уход от всякой борьбы в «облачные сферы», в культурный фетишизм именем высших истин или в действенное «варварство», каждый раз заново начинающее отсчет времен и несущее в своем ремесленном критицизме силы становления. «Вседозволенность», как и «варварство», не есть знаки полного разрушения. За ними стоит прежде всего свобода, заключенная в самом принятии/отказе обыденной и политической очевидности роли ее, как учредительницы. А потому условием свободы в социологии, ничем не обеспеченной, кроме собственного метода, остается только социологическая практика. «Историческая онтология» и рефлексивная критика, предлагаемые Бурдье и его соратниками в рамках последней стратегии, наиболее рельефно выражают это состояние, выступая одновременно способом его разрешения и инструментом анализа.
Систематически описывая/объясняя социальные различия, социолог производит расколдование социального мира, которое, в отличие от веберовского, оказывается не спонтанным процессом, но результатом его конструирующей практики. А всякая практика поддерживает верование в реальность собственных оснований. В социологии в их качестве выступает социальное неравенство, и идущее до конца исследование механики, которая его обеспечивает, способно склонить к пессимистическому взгляду на мир. Это еще одно испытание для исследователя, которое легко может потребовать компенсаций, сводящих на нет первоначальный порыв и проделанную работу. В самом деле, социологи, с самого начала ищущие подтверждений тому, что нынешний мир — наилучший (оптимально функционирующая система, непрерывно прогрессирующее знание, наиболее демократический порядок и т. д.), воспроизводят верование, которое действительно позволяет им занять более «благоприятную» позицию в актуальном порядке, но отнюдь не приближают их к тому краю науки, от которого продолжается ее дальнейшее движение. Воспроизведенные через образовательные учреждения, подобные верования обеспечивают
[361]
упреждающую лояльность будущего социолога и неподвижность социального мира в его восприятии, тем самым уберегая очевидность от возможной критической работы в будущем. Отчасти они подстраиваются под мировосприятие молодого человека, проецирующего собственные надежды и высокие амбиции на малознакомый еще порядок вещей. Однако юность и студенчество заканчиваются, а нерефлексивное восприятие продолжает формировать профессиональный опыт и далее. Круг замыкается, когда те же верования, с поправкой на последние события, снова возвращаются в образовательную систему, уже в лице нового преподавателя. Критическая социология предлагает средство выхода из этого замкнутого круга76.
Да, социологическая практика, реализуемая всерьез, скорее приносит разочарование: расколдовывая социальный мир, она разрушает первоначальные верования в его чудеса [27, с. 30]. Однако вместе с разочарованием — будучи организована как научное предприятие — она дает «глубокое и устойчивое изменение обыденного восприятия социального мира» (Введение). Социальный мир перестает быть «ясным с самого начала», а потому утрачивает скучный и вместе с тем пугающий (когда эта «ясность» вдруг отказывает) облик. Социология устанавливает границы, сама являясь границей между очевидным и еще не известным. И она же разрушает существующие границы, установленные очень давно или только недавно в пользу и в интересах господствующих. В программе школы Бурдье познавательное есть то же самое, что практическое — и это единство обеспечивает ей успех в продвижении к объективному социальному миру. Исследование социального порядка, а также учреждающего его от лица науки интеллектуального мира являются актами самоанализа и освобождения через разочарование. В социологии, предлагаемой школой Бурдье, можно видеть социальную терапию, «инструмент индивидуального освобождения» [40, с. 306], развивающий и заостряющий вопрос о свободе, поставленный в рамках психологии, в част-
[362]
ности психоанализа. Однако важно не забывать и то, что она лишает иллюзии свободы, специфической для интеллектуала [27, с. 30] и негласно укрепляющей верование в лучший из миров — по крайней мере для самого интеллектуала, будь это социолог, писатель и т. д., — обеспеченное его принадлежностью к «подчиненной части господствующего класса» [19, с. 215].
Работы школы со всей отчетливостью продемонстрировали: в современной социологии собственно технический навык оказывается неотделим от инструмента самоанализа. Весь социальный мир, совокупность социальных отношений, оказывается системой порождения «я» социолога, претендующего на их описание/объяснение, не только в период становления личности или профессионального навыка, но и в каждый момент его практики, сопровождаемой выбором в пользу того или иного принципа и сохранением/обновлением собственных категорий восприятия и мышления. Эту двойственность и неопределенность социологической практики, гарантированной только внутренним законом, а потому одновременно освобождающей и опасной, очень важно понимать, чтобы время от времени возвращаться к вопросу о своей причастности к социологии, звучащему так: «Продолжает ли меня устраивать эта форма самоанализа, продолжаю ли я вкладывать в нее достаточно сил и устремлений?». Именно этот вопрос, более или менее отчетливо сформулированный, сделал возможной настоящую книгу и всю работу школы, несмотря на трудности и описанные нами противоречия в ее функционировании.
Отличительные черты практического контекста французского национального поля и вытекающие из них особенности программы критической социологии не сделали ее, тем не менее, исключительно французским явлением. Социологическая работа, опирающаяся на те же принципы, ведется исследователями других стран, в том числе и России. Введением в оборот и реализацией в российском контексте критическая программа обязана прежде всего деятельности Российско-французского центра
[363]
социологии и философии Института социологии РАН. С начала 1990-х годов Центр выпустил два сборника переводов статей Бурдье, первое издание настоящей книги, отдельные статьи Бурдье и других представителей школы, ряд статей, развивающих принципы критической социологии, в ближайшее время выйдет из печати одна из основных работ Бурдье «Практический смысл». Однако помимо переводческой работы, неизбежной для введения в оборот нового подхода, важным результатом функционирования Центра стали исследования, проведенные совместно с рабочими группами школы или самостоятельно, на основании критической программы (некоторые из этих работ мы упомянули ранее). Не довольствуясь простым повторением технических приемов, заимствованных из трудов школы, сотрудники Центра продолжают вести работу, освященную в том числе «теоретическими амбициями», зовущими к развитию нового взгляда на социальный мир. Более важной, чем верность буквальному прочтению текстов, в нашем случае оказывается верность самим принципам критической рефлексии и саморефлексии, которая только и позволяет достичь границ объективного мира. Эти принципы автор приложения стремился реализовать и в данной работе.
Примечания
' В скобках здесь и далее курсивом указаны разделы настоящей книги, откуда взяты цитаты.
2 Центр европейской социологии, выступающий под эгидой трех научных учреждений — Национального Центра научных исследований Франции, Высшей школы социальных наук и Коллеж де Франс — и объединяющий социологов, которые занимают посты в различных исследовательских и образовательных учреждениях, включая три указанных.
3 Эти сведения любезно предоставлены Патриком Шампанем в личной беседе.
4 Помимо заботы о научной чистоте вводимого метода, в стратегии борьбы Бурдье за научное признание можно выделить элементы, характеризующие скорее не академический мир, а описанные им самим профессиональные среды художников-импрессионистов или писателей-новаторов. Речь идет прежде всего о способе установления границ через критику «священных основ» научного производства, которая придает некоторым трудноуловимым практическим делениям смысл основополагающих и неустранимых (как, например, «actor/lector» [26]), и здесь же выявляется принципиальное место самого критика в их контексте. В этом смысле, выстраивая научные проекты, Бурдье не пренебрегает формулой артистической известности: «Нет ничего лучше скандала, чтобы о Вас заговорили» — где под «скандалом» нужно понимать
прежде всего демонстративный разрыв со «священным». Не менее решительно использует он логику европейской дипломатии, заключая и расторгая стратегические союзы как с современниками, так и с предшественниками, например, весьма неохотно ссылаясь на работы, играющие ключевую роль в построении его собственных, или манипулируя
именами соавторов при ссылках на ранее опубликованные тексты [82]. Однако сомнения в способе социального использования проделанной им работы не могут умалить ее социологического значения.
5 К истории длительного становления этого объективного мира как представления уместно будет вспомнить не только о работах Башляра [5], где описан нелинейный ход объективации / субъективации научного знания Нового времени, но и о работах Гуссерля, в частности, о статье «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», где дан эскиз формирования научного представления о природе через разрыв с го-
[365]
ризонтом обыденных смыслов — его скачкообразное замещение в трудах Галилея когерентной системой математических символов [31].
6 Ссылки на русский перевод «Практического смысла» даются без указания страниц, т. к. книга еще не вышла из печати.
7 При объяснении же другого похожего случая происходит полная инверсия: политика становится субъектным действием экспертов и чиновников, а поведение крестьян — объективной ситуацией их политических решений [7, с. 169].
8 «В практической логике нет ничего от логического расчета, который сам в себе содержит конечную цель. Практическая логика действует в режиме неотложности, отвечая на вопросы жизни или смерти» [21, кн. 2, гл. 3]. Отсюда центральное понятие, объясняющее функционирование субъективных структур социального мира, габитус, становится обозначением, прежде всего, усвоенной необходимости, вероятностной подстройки к объективным структурам, на основании которой в дальнейшем варьируются практики (подробнее см.: [52; 79, р. 616; 80, р. 46-51) и § 1.5. настоящего приложения).
9 Так, рассматривая цели, заключенные в магической практике, Бурдье замечает: «Все указывает на то, что этот символизм тем более неосознан (будучи продуктом забытой истории), чем более официальный и коллективный характер носят ритуалы, и тем более осознан — в силу большей инструментальности — чем более частным и тем самым тайным целям эти ритуалы служат» [21, кн. 2, гл. 3].
10 Уже само обозначение социального взаимодействия как игры, используемое Бурдье, отсылает к неопределенности, свойственной взгляду участника, которому недоступно все пространство взаимодействия и неподконтрольны определяющие его условия. Начиная с этого условно-обобщенного обозначения обнаруживается отличие имманентной позиции описания/объяснения от внешней и возвышающейся точки наблюдения, занятой Будоном, с которой взаимодействие предстает ситуацией, подчиненной сознательному расчету (владение полнотой условий), или даже единой системой действия, что более рельефно воплощено в объяснительной схеме Парсонса.
" Именно через связь с историей как завершенной длительностью в описание/объяснение возвращаются универсальные гипотезы, которые придают ей содержательную однородность. Говоря о своем методе, где описание объективных структур дополнено анализом их происхождения, Бурдье характеризует его как «конструктивистский структурализм» [24, с. 181], подчеркивая тем самым синтез противоположностей, привычно разделяющих пространство социальной мысли.
12 Неокончательная определенность и связанное с ней разнообразие частных перспектив (как точек зрения, так и их социальных условий) указывает, что социальный мир может быть упорядочен по различным основаниям [23, с. 61-65]. Различное видение и определение социального мира, вытекающее из характера его воспроизводства —
[366]
в форме практики, с необходимостью включающей то или иное видение, различающееся от условий ее отправления — оказывается и собственным свойством этого мира, т. е. многомерностью.
13 При этом вопрос о примате производящих структур — отношений сил или форм их восприятия, объективных или субъективных структур организации социального мира — решается школой Бурдье в пользу первых: классификация в большей мере определяется отношением сил, чем таковые классификацией. Более подробно см.: [52, с. 61-62].
14 Самопредставление государства и его символическое господство становится тем более эффективным, что оказывается передоверено множеству экспертных инстанций, привносящих в него правдоподобие неполитического авторитета.
is [Интерес современного социолога к функционированию современного государства наследует интересу, в начале века придавшему самой социологии самостоятельность и превратившему в ее объекты центры гравитации коллективного восприятия и практики (в частности, религиозную практику и экономическое производство). Этот же интерес указывает на роль самого государства в современном социальном порядке, аналогичную той, что в начале века Дюркгейм признавал за религией: «Она не только обогатила определенным набором идей ранее сформировавшийся человеческий разум; она сама внесла вклад в его формирование» [71, р. 12]. Нельзя прямо утверждать, что после первой мировой войны функции церкви были присвоены государством — такая метафора налагает не меньшую ответственность, чем отдельное историческое исследование, при этом сводя историю социологии к истории ее социальных условий. Тем не менее, в современном социологическом описании/объяснении государство (и связанные с ним формы мышления) оказывается в роли той требующей преодоления исходной очевидности (социальной и познавательной), какой выступала для социальной мысли конца прошлого-начала нынешнего века церковь и вводимые религиозным мышлением финализм и априоризм.
16 Развитие тезиса «Объект — объективизация субъекта» см. в: [35, примеч. 7, с. 224].
17 «Обыденный человеческий рассудок имеет свою собственную необходимость: он утверждает свое право с помощью только ему одному подвластного оружия. Это — ссылка на свои претензии и сомнения как на нечто "само собой разумеющееся"» [47, с. 9].
18 Связывая историю борьбы, установленную ее исходом очевидность и собственные классификации социолога, Бурдье указывает на возможность дальнейшего познавательного движения: «Как социологи, мы с вами включены в поле истории, и заняться историей этого поля., значит найти средство освободиться от последствий той самой истории,
продуктами которой мы являемся» [11, с. 19]. В этом Бурдье разделяет критико-генетический настрой Фуко. Ср.: «... Если кантовский вопрос состоял в выяснении границ, от перехода которых должно отказаться
[367]
познание, то сегодня, как мне кажется, вопрос критики должен быть преобразован в позитивный вопрос: какова доля единичного, случайного, вызванного произвольным принуждением, — в том, что дано нам как всеобщее, необходимое, обязательное? Речь в итоге идет о том, чтобы преобразовать критику, осуществляемую в форме необходимого ограничения, в практическую критику, т. е. в возможное преодоление» [46].
19 При построении поля лозунг социоанализа: «Мыслить соотносительно!» [24, с. 185; 67] — приобретает решающее значение, поскольку анализ определяющих отношений не просто разрушает абсолют очевидности через соотнесение нескольких «абсолютов», но изначально предотвращает поиск сущностей социальных «вещей», свойственный политическому и обыденному восприятию. При соотносительном анализе социолог указывает не собственный признак «вещи», а ее положение на том или ином полюсе социальной оппозиции или в более сложной схеме деления.
20 Это вытекает из понимания классификации, в том числе социологической, как доопределения социального мира и позволяет говорить об открытости исследователя по отношению к своему объекту: воссоздавая объект, социолог формирует собственные категории восприятия и мышления о нем и только посредством этого придает ему устойчивую
форму.
21 «Одна из значительных трудностей социологии в том, что очень часто нужно включать в науку то, в противовес чему первоначально выстраивали научную истину» [17, с. 60]. На этом основании Бурдье резко критикует фиктивное разделение труда, существующее в социологии, которое направлено не на рост эвристического потенциала социологического описания/объяснения, а на раздел сфер компетенции по образцу исторически более развитых естественных наук [17, с. 58-62].
22 Примеры эмпирической реализации понятия поля представлены в работах самого Бурдье в анализе университетского [59; 61], политического [8; 20] или художественного мира [22; 68], а также в работах
его учеников, реконструирующих поле журналистики [49], литературы [81], консультантов [73], экономистов [76].
23 Здесь, помимо выделения общих для всех агентов поля условий и производительных иллюзий, нужно с самого начала принимать в расчет множественность точек зрения и зависимость способа классификации от занимаемой в поле позиции [24, с. 193].
24 Обоснование связи различия и социального отношения см. в [35, гл. 1].
25 Таким образом, два обозначения метода самим Бурдье — «генетический структурализм» и «конструктивистский структурализм» [24, с. 181] —■ представляют в свернутом виде логику его функционирования: от объективной структуры отношений исследование отправляется и/или к ее историческому генезису, и/или к борьбе за ее устойчивость (которая определяется и ее легитимным видением). Обе линии —
[368]
структурная и генетико-конструктивистская — не проводятся изолированно в рамках конкретного исследования: поскольку объективные отношения можно определить как «статику» поля только после более или менее полной их реконструкции, в реальной исследовательской практике условия обмена и взаимодействия нередко выявляются посредством одних и тех же исследовательских техник (интервью с представителями различных позиций в поле, сравнение документов, анализ биографий и т. д.) и отделяются одни от других через взаимные ограничения и поправки (например, что в конкретном случае является и не является капиталом — т. е. условием практик — становится понятно только в результате проделанной работы). Тем не менее, чтобы самостоятельно направлять исследовательскую работу, социолог различает структуру отношений и обменные взаимодействия на ее основе и по ее подводу, к которым она несводима [23, с. 56]. Чтобы подчеркнуть это различие, Бурдье нередко указывает на то, что социальная борьба частично независима от породивших ее условий. Введение символического капитала через отличие от, например, экономического воспроизводит именно эту логику: символический капитал позволяет закрепить и переопределить сложившийся баланс сил [24, с. 199].
26 Исследования, представленные в настоящей книге, в полной мере опираются на логику двух разрывов и анализ субъективных условий и ставок обмена. Рассмотрение включает анализ таких производительных иллюзий, как «общественное мнение» (Шампань) и «естественная старость» (Ленуар), и таких очевидных «вещей», как «контрацепция» (Мерлье) и «школьные оценки» (Пэнто).
27 Именно такое понимание условий объективности субъективного лежит, например, в основе исследования, представленного в настоящей книге Л. Пэнто: указывая на разрыв между официальной, господствующей классификацией «культурных ценностей», вводимой через школьное обучение, и практическими классификациями социально доминируемых, которые построены на отсутствии этих «ценностей», оно очерчивает пространство возможных в данном случае способов видения и пространство определяющих его отношений силы (Пэнто, 2.1).
28 Вопрос, на который опирается такая работа, звучит следующим образом: какова связь между установленной структурой объективного принуждения и зафиксированными воззрениями, суждениями, способами самоописания? И ни в коей мере этот вопрос не может звучать так: почему эта объективная структура определяет эти субъективные элементы? Впрочем, прежде, чем отвечать на первый вопрос, нужно ответить на его определяющий: как понимается различие объективного/ субъективного, на которое приходится немалый вес в методе школы Бурдье и которое, на первый взгляд, вводится извне имманентной позиции описания/объяснения? В самом деле, проблематичный характер такого различия в рамках имманентного метода состоит в том, что, признавая частичность социологического взгляда и доступной ему области
событий и, одновременно, социальное происхождение категорий вое-
[369]
приятия и мышления, уже нельзя говорить об объективном — в терминах Канта — знании, имеющем универсальные основания в индивидуальном разуме [32, с. 122—123]. Нельзя в полной мере следовать и марксистскому пониманию объективности, основания которой Маркс, вслед за Гегелем, выносит за рамки индивидуального разума. Да, второе значение оказывается исходным для социологии, поскольку объективное — это трансцендентное индивиду, иначе говоря, объективное — это коллективное, как следует уже из трудов Дюркгейма, Блонделя или Хальбвакса. Однако выделение области «чистого» объективного, берущее начало в трудах того же Канта, обеспечивается у него или у Маркса, как и у Дюркгейма с Хальбваксом, привилегией научного (чистого) разума, который в силу своей природы, наиболее полно выражающей свойства разума как такового, способен схватывать (или же проникать постепенно в) систему действительных и сущностных связей между элементами восприятия, растворенными в случайном и поверхностном мире явлений. Имманентный же анализ, отвергая подобную привилегию, одновременно утрачивает возможность без колебаний указывать: здесь — объективное и сущностное, там — субъективное и случайное, здесь — логика, там — история.
Однако в рамках имманентного метода мы и не найдем родовидовых дефиниций, однозначно устанавливающих подобную границу. Если сущностное деление объективного/субъективного противоречит ему именно потому, что имеет точкой отсчета нечто, расположенное вне временного и случайного, то у Бурдье мы обнаруживаем прямое указание на соотносительную связь необходимого и случайного: «Основа закона есть не что иное, как произвол...» [11, с. 15]. Более операциональное введение различия состоит в указании на двойное — объективное и субъективное — структурирование социальной реальности: в его рамках субъективное во многом оказывается инкорпорированной формой объективных структур [23, с. 65]. Также объективными могут называться наблюдаемые в социальном взаимодействии свойства агентов и их статистическое распределение в социальном пространстве [23, с. 63] или самопредъявляющиеся отношения силы, которые связывают этих агентов актами обмена [23, с. 66]. Вместе с тем, объективный характер имеют социальные отношения, образующие поле [23, с. 56], и это значение «объективного» отчасти отменяет само деление, поскольку, как мы указывали ранее, свойственные полю верования или официальные классификации оказываются не менее объективными условиями социального обмена, чем объем экономического капитала или имеющийся диплом об образовании. Таким образом, мы имеем дело с несколькими обозначениями «объективный» или, более точно, с несколькими значениями деления объективного/субъективного, которые зависят от его места в социологическом описании/объяснении. Если в начале исследования оно исходит из традиционного деления, приближающегося к различию социального/ментального или коллективного /индивидуального, то по мере исследования форм социального обмена, свойственных данной области, значение объективного переопределяется в связи
[370]
с формированием объекта исследования: под объективным понимается то, что относится к условиям обмена (включая, например, признание как символический к