Обыденная очевидность и объективный мир
Формирующая школу Бурдье программа социологического исследования имеет отправной точкой самого социолога. Этот факт важен для понимания всего содержания настоящей книги, немалая часть которой посвящена сомнению, методологическому анализу принятых в социологии интеллектуальных тенденций и предпосылок объяснения, опирающихся на представления и данные, поставляемые в социологию извне: демографической статистикой, индустрией опросов, экспертными организациями и государственными институтами, а также опирающиеся на обыденный здравый смысл. Конечно, граница между социологией и смежными областями условна — авторы книги первыми указывают на это самим актом критики и сомнения. И тем не менее проблема границы постоянно обнаруживает себя в дисциплине, если не в крайних формах (вердикт: «Это не социология!»), то в формах
[300]
более мягких и рассеянных, ограничивающих исследователя в его каждодневной работе: выборе тем, способов объяснения, стиля описания и т. д. Говоря о значимости проблемы, можно пойти дальше, сказав, что для всякого профессионального производства граница — вопрос о которой стоит настолько остро, насколько неустойчиво его социальное признание — является неотъемлемым условием его функционирования.
В каждой профессиональной области имеются свои механизмы поддержания и обновления этой границы. Если говорить о научной деятельности, целью функционирования такого механизма в историческом пределе выступает установление и уточнение собственного и особенного региона достоверности, не столько обоснованного эпистемологически, сколько признанного практически, в силу его принудительного (как в случае техник естественных наук) воздействия на мир обыденной очевидности. В уже добившихся статуса объективных дисциплин — физике, химии или биологии граница разделяет, в целом, не знание и незнание, а различные схемы объяснения в границах рациональности каждой из наук — исторически сложившегося и практически ограниченного собственного и особенного набора классификаций. Здесь в основе механизма получения достоверного результата и социальных условий его признания лежит резкий разрыв со сферой обыденной очевидности, воспроизводящийся уже на уровне специализированного естественнонаучного образования. Через дисциплинирование мыслительных навыков в специализированных средних школах, а также «естественное» приобщение к научным практике и быту в интернатах, благодаря раннему погружению в лабораторную среду и, наконец, через практическое усвоение методов исследования в университетские годы и в аспирантуре (насыщенные обязательной работой в поле или на установках) исследователь приобретает чувство (или даже чутье) в профессии, содержание которой никак не зависит от его обыденного опыта, образуя принципиально отличный от такового объективный мир5.
[301]
Для социологии же (как и для иных гуманитарных дисциплин, хотя и в разной степени для каждой из них) собственного, и при том достоверного, мира, вполне оторвавшегося от мира обыденной очевидности, не существует — по крайней мере исторически. Исходным регионом достоверности продолжает выступать именно обыденный мир, с его непосредственным переживанием силовых взаимодействий и вытекающими из него фигурами правдоподобия. Поэтому если в естественных науках механизм поддержания границы, воспроизводящий объективный мир, сразу записывает таковой в организм человека в виде привычек, неосознанных предпочтений, готовых матриц направленных на него профессиональных навыков, в социологии функционирование этого механизма устремлено прежде всего на обыденную очевидность: актом научной критики одновременно «выскабливаются», разрушаются предзаданные обыденным опытом представления и записываются приемы последующей работы с ним. По крайней мере, таково идеальное содержание социологической практики, которая в своем современном состоянии в значительной мере воспроизводит обыденную очевидность и, претендуя на статус науки, стремится оторваться от нее через построение собственного метода.
Поскольку в этом движении социология — имеющая, конечно, свою специфику в России и во Франции — функционирует не в отрыве, но, напротив, в решающей зависимости от прочих символических производств, причем, часто в отсутствии того признания и авторитета, которым облечены философия, литература или даже история, то стремление к социологической чистоте, борьба за определение ее научной формы и переопределение ее отношений с исходными для нее источникам представлений выступает одним из наиболее острых ее вопросов. Если не стараться сразу вытеснить за рамки социологии факт ее зависимости от прочих производств (и, в свою оче-редь, ее вклад в их содержание), но, напротив, внимательно отнестись к ее генеалогическим связям с философией, литературой, политикой, имея в виду влияние этих
[302]
связей на всю научную работу, вслед за Бурдье и авторами этой книги мы окажемся перед принципиальными вопросами: каковы социальные условия научных практик социолога, и какова реальность, которая становится их результатом?