Информация как социальная ставка
При использовании прессы как источника информации, не следует забывать, что информация сама по себе является ставкой в общественной жизни. Поэтому на следующем этапе необходимо сделать объектом изучения деятельность самих журналистов и более или менее осознанный и систематический труд по искажению информации, характерный для всех видов прессы в зависимости от их политической ориентации. Информация и собственно отбор и представление фактов являются важной ставкой, особенно в политической области. Именно поэтому пресса, будучи политически структурированной, пытается навязать через приводимые факты и комментарии позитивный или негативный социальный образ события, тем самым поддерживая или, наоборот, представляя в негативном свете социальную группу, принимающую участие в данном событии, привлекая к нему внимание журналистов и тем самым «широких масс». Множество действий, которые могут быть предприняты в ходе широкомасштабных общественных выступлений, расхождения в оценке численности участников, а также разнообразие и порой даже противоречивость «мотивов» их действий, предоставляют прессе широкую возможность конструи-
[287]
рования события, что объясняет весьма существенные расхождения между различными отчетами о нем.
Так, например, журналисты воспринимали демонстрацию крестьян в свете соперничества левых и правых сил, а большинство газет уделили внимание не только неоспоримым фактам, но и тем, которые соответствовали их «политической линии». По мнению «Юманите» (от 24 марта 1982 г.), демонстрация «провалилась» и привела к скандальным инцидентам: «Вчера в Париже прошла демонстрация крестьян. Около 60 000 человек прошли от площади Нации к Порт де Пантен. Организаторы ожидали, что участников будет 100 000. Понятно, что мелкие фермеры, чьи требования вполне обоснованы, не согласились следовать за теми, кто виновен в их проблемах». «Фигаро», напротив, была, с политической точки зрения, ближе к организаторам акции, и посчитала ее вполне успешной и многочисленной; реакция парижан также оценивается ею как положительная: «Более 100 000 крестьян провели мирную демонстрацию»; «жители Парижа хорошо ее восприняли» (газета от 24 марта). «Монд» и «Либерасьон», которые занимали позицию критической поддержки левого правительства, описали саму демонстрацию довольно точно и объективно; но их позиция проявилась в комментариях: обе газеты отмечают относительное безразличие населения Парижа и скрытую агрессивность демонстрантов. Оказывается, «объективное» построение политического события социологом не может ограничиться простым восстановлением «всамделишных» фактов. Социолог должен учитывать при этом символическую борьбу, сопровождающую событие и направленную на придание ему определенного смысла. Как оценить поведение демонстрантов? Почему они собрались? Каковы их требования? Более или менее прямые ответы на эти вопросы, данные всеми комментаторами, т. е. общественное представление событий
[288]
(«то, как все это нужно воспринимать»), составляют неотъемлемую часть самих событий. В этой связи легко увидеть открывающуюся для комментаторов возможность использовать разнородность таких больших собраний. Если даже чисто внешние характеристики события (число участников, характер инцидентов и т.д.) могут быть представлены прямо противоположным образом, то это становится тем более возможным в отношении «глубинных мотивов» поведения демонстрантов. Некоторые журналисты пытаются объяснить причины демонстрации, ограничившись чтением лозунгов или воспроизведением заявлений организаторов; другие могут уделять меньше внимания речам ораторов и задавать вопросы тем или иным демонстрантам, часто выбирая их ради создания (иногда в политических целях) определенного образа группы в целом.
Например, «Паризьен Либере», читатели которой в основном принадлежат к низшим классам, описала традиционный образ крестьянина с востока Франции как типичного демонстранта с хмурым и обветренным лицом, одетого в «клетчатую куртку и кепку». «Котидьен де Пари», большинство читателей которой составляют квалифицированные специалисты, в качестве типичного демонстранта выбрала молодого крестьянина: «он ничем не выделялся бы среди студенческой демонстрации, поскольку он носит очки, шерстяные костюмы и у него прическа студента-политолога». «Либера-сьон» же отметила «богатого крестьянина левой ориентации», чья «одежда привлекала внимание: джинсы, кроссовки и ярко-синяя куртка». Давая неизбежно избирательный взгляд на события и предпочитая определенные интерпретации, пресса способствует созданию политико-социального образа событий, имеющего множественные и двусмысленные значения. Но было бы чрезмерным упрощением представлять журналистов как «манипуляторов» событиями, создающих их по своей воле и в определенных интересах. Сами
[289]
журналисты являются объектом стратегий манипулирования со стороны различных социальных групп, пытающихся с большим или меньшим успехом привлечь их для того, чтобы попасть в средства массовой информации.
Эффект круга
Итак, на третьем этапе социолог должен проанализировать данные, которые он использует, и которые он произвел самим фактом их сбора в той мере, в какой эти данные являются продуктом целого социального процесса. Например, для изучения причин юношеской преступности или самоубийств совершенно недостаточно установить корреляцию между некоторым числом социальных характеристик и статистикой преступности или самоубийств, представленной государственными органами. Помимо этого необходимо исследовать собственно социальный процесс, производящий не только статистику юношеской преступности и самоубийств, но и индивидов, подпадающих под юридический термин «преступника» или «самоубийцы»; все это в конечном счете приводит к социологическому исследованию институтов полиции, права и медицины (см. Charnboredon, 1971 и третью главу данной книги). Аналогичным образом дело обстоит с демонстрацией, проанализированной выше. Пресса не только предоставляет информацию о «событии», безусловно полезную для социолога, но и сама производит его, вернее, сопроизво-дит. Это означает, что нужно задаться вопросом о том, что лежит в основе собственно социального определения «события» журналистской средой. Любое издание, чья информация подчас незаменима, может заставить читателей забыть о том, что информация является результатом стратегий различных социальных групп, пытающихся привлечь внимание журналистов и вызвать широкие отклики в прессе. Можно сказать, не слишком преувеличивая, что сегодня местом проведения демонстраций являются не
[290]
столько улицы, сколько первые страницы газет и экраны телевизоров, на которых следует появиться. Наблюдая за колонной демонстрантов, журналисты рассказывают о событии, будучи причастными к его созданию. Они думают, что освещают событие, хотя, как при взаимооотражении зеркал, группы «демонстрируют себя» таким образом, чтобы пресса не могла их не заметить, учитывая более или менее четкое определение прессой события, о котором «обязательно нужно рассказать». Принимая во внимание особенность функционирования поля политики в современном западном обществе, для групп, участвующих в демонстрации, не столько важно стать «хозяевами улицы», сколько быть замеченными средствами массовой информации и оказать давление на политическую власть посредством воздействия на «общественное мнение», которое отражается службами, организующими опросы. Чтобы выйти из зоны, не освещаемой средствами массовой информации, и войти в «ярко освещенный круг» актуальных тем, общественные группы пытаются сотворить нечто, что заставило бы журналистов говорить о «событии», а именно — неординарные, необычные, небанальные и неповторяющиеся действия. «Приходящий по расписанию поезд не является событием»: достаточно буквально применить этот привычный для журналистской школы принцип и, например, блокировать железнодорожные пути или шоссе, как это будет воспринято журналистами как «событие». И там, где журналистам кажется, что они сталкиваются с «невиданным», на самом деле имеет место успех стратегии общественных групп, направленной на создание настоящих ловушек для журналистов, состоящих из «невиданных» действий или массовых акций. Первые страницы газет и передачи теленовостей представляют собой стратегическое пространство для поля политики: события, о которых они рассказывают, приобретают общественную важность, что приводит к цепной реакции, при которой происходит переход на новые позиции политических деятелей; «местная» проблема становится «национальной», а второстепенная— «неотложной» и «приоритетной».
[291]
Таким образом, социолог не может просто ограничиться этнографическим наблюдением уличной демонстрации или анализом прессы, осветившей данное событие. Ход и результаты события могут быть поняты только при учете влияния прессы, радио и телевидения, которые информируют о нем широкую публику. Помимо этого нужно обратить внимание на роль политических комментаторов и журналистов, пытающихся более или менее сознательно навязать определенное видение события, роль советников по вопросам коммуникации, направляющих их внимание, центров изучения общественного мнения, чьи компьютеры дают моментальный «портрет общественного мнения» сразу же после события, роль политологов, с их более или менее научными комментариями и т. д. Это говорит о том, что простой анализ «прессы» не вскрывает самого главного. Глубокий анализ взятой нами в качестве примера демонстрации крестьян предполагает не только хорошее знание общественной группы, которая вышла на демонстрацию, ее внутренней структуры и внутренних противоречий, но и понимание особенностей поля журналистики и его собственных проблем, а также учет сегодняшних трансформаций поля политики и растущей роли опросов общественного мнения.
Эти замечания в равной мере касаются анализа теледебатов или передач на политическую тему, «медиатичес-ких» событий, т. е. событий, существующих посредством и для масс-медиа. «Телевыступления» политических деятелей являются лишь верхушкой айсберга, состоящего из политических комментаторов традиционного типа (политиков и журналистов), пытающихся своими заявлениями до и, особенно, после передачи навязать определенную точку зрения. Недавно к ним присоединились «комментато-ры-ученые», осуществляющие анализ телевыступлений и Динамику отношения зрительской аудитории; наконец, сюда нужно причислить центры по изучению общественного мнения, проводящие опросы для выявления «имиджа» лидеров и их способности убеждать.
[292]
Заключение: Социальные науки и социальные представления о науке
Зондажи общественного мнения — простую технику сбора данных — как это ни странно, очень часто принимают за настоящие социологические исследования. По всем внешним признакам, начиная с вопросника, анкетеров, совокупности ответов и их кодификации и кончая исследованием причин со статистической обработкой и построением двумерных связей, использующим определенное число переменных, таких как возраст, пол, уровень образования или социально-профессиональные категории, зондажи традиционно считают приемлемыми с социологической точки зрения. Многочисленные примеры, при-веденые нами в этой главе, позволяют, однако, выделить две главных черты, которыми характеризуется социологический подход и его отличие от простого сбора общественных мнений.
Во-первых, социологическое исследование никогда не сводится к простой раздаче вопросника, но оно всегда должно привлекать целую серию методов, включающих — более или менее широко — различные исследовательские техники. И если в силу того, что вопросник представляет собой быструю и удобную технику сбора информации, социолог зачастую сам приходит к тому, чтобы трактовать данные, полученные таким способом или прибегать к вторичному анализу результатов опросов, проведенных центрами зондажей общественного мнения, то, все же, социологическое исследование никогда нельзя сводить к анализу этих коротких, часто неопределенных ответов на вопросы, почти всегда плохо понятные значительной части опрошенных. Тем не менее, анкеты кажутся самодостаточными, а их результаты сравниваются всегда только с результатами других анкет или зондажей общественного мнения, проведенных по сходной процедуре. Вопросник в социологических исследова-
[293]
ниях — это лишь один из элементов и не всегда самый важный, это один из механизмов исследования значительно более разнообразного, привлекающего широкий спектр техник сбора данных: глубинные интервью с информированными лицами, этнографические наблюдения, монографические исследования определенных семей или социальных групп, сбор картотеки, вторичный анализ различных документов и т. д.
Во-вторых, социологическое исследование должно конструировать свой объект, а следовательно, и «данные» тоже. Не существует сырых фактов, которые социолог может просто собирать, и которые имели бы ценность независимо от некоторой теоретической конструкции. Социальная реальность всегда поставляет нам данные «преконструированные», которые социолог должен в сою очередь «деконструировать». Исследования посредством зондажей общественного мнения это игнорируют, очевидно, исходя из неявной философии регистрации реального, согласно которой достаточно дать говорить за себя репрезентативной выборке индивидов и просто зафиксировать их ответы, чтобы познать и понять социальный мир. Труд ученого здесь оказывается сведенным к незатейливой технической роли по составлению вопросника, обработке и интерпретации ответов. На деле же «данные» всегда должны быть интерпретированы и интегрированы в проблематику и никогда не могут говорить сами за себя. Это означает, что не достаточно, например, опросить священников, учителей, музыкантов или крестьян, почему они стали священниками, учителями, музыкантами или крестьянами, чтобы раскрыть социальные механизмы, которые порождают ощущение «призвания», даже если форма, в которой эти социальные категории переживают свои профессиональные обязательства сама по себе интересна и должна приниматься в расчет при окончательном ана-flH3e(Suaud, 1978; Muel-Dreyfus, 1983; Champagne, 1986).
Приложение. Александр Бикбов. ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДА СОЦИОЛОГА ЧЕРЕЗ КРИТИКУ ОЧЕВИДНОСТИ
Вероятно, следует отказаться от уверенности, что власть порождает безумие и что... нельзя стать ученым, не отказавшись от власти. Скорее, надо признать, что власть производит знание... что нет ни отношения власти без соответствующего образования области знания, ни знания, которое не предполагает и вместе с тем не образует отношений власти.
М. Фуко. Надзирать и наказывать
Автор следующего за этой книгой текста оказывается перед дилеммой. Если книга предназначалась бы только студентам и голосом Великого Просветителя повествовала бы об огне знания, мерцающем на недоступных высотах, ее могло сопровождать послесловие-комментарий, оттеняющее этот огонь игрой пропедевтических фигур.
[295]
Если бы книга, а значит, и приложение к ней были адресованы только зрелым профессионалам, которых уже давно интересуют не базовые положения, а тонкости и подробности, построение текста можно было бы сразу начать с последних, ограничиваясь для ориентира краткими ссылками, типа «объективность социальных отношений у Бурдье». Из двух адресатов — широкая и узкая аудитория, из двух мест произнесения — кафедра и лаборатория, каждое предписывает тексту собственную логику. Однако основная трудность состоит даже не в разнородности аудитории: все же авторы предпочли профессионалов профессорам, а из всех студентов, которые возьмут книгу в руки, они рассчитывали прежде всего на будущих исследователей. Основная трудность вызвана тем, что книга, столь решительно обращенная к принципам исследовательской практики, адресована всем исследователям, на каком бы отрезке научного пути они ни находились. Текст книги накладывает принципиальные ограничения на текст, который может за ним следовать: он отторгает как снисходительные замечания эрудита, так и лобовые отсылки к социологическим «методикам». Но как, работая с ним, избежать крайностей комментария, представляющего книгу через спроецированные в нее смыслы и ценности, и суммы методологии, раскрывающей ее предполагаемую пользу во всех исследовательских ситуациях? Не говорит ли сама книга достаточно ясно о своем предмете, чтобы вообще была нужда чем-либо ее дополнять?
Нам видится только одна полноценная возможность ответить на эти вопросы: чтобы обойти крайности самодостаточного комментария и апологии всеприсутствия, следует обратиться к социальному и социологическому контексту книги. Это и будет лучшим способом прояснить написанное. Но по каким критериям можно выделить контекст? Имеет ли смысл говорить об истории социологических представлений, а в ее рамках — об эволюции исследовательских техник, или, может быть, значение здесь имеет прежде всего политический вектор
[296]
предлагаемого в книге анализа? Ответ далеко не очевиден, поскольку данная здесь критическая рефлексия над приемами и операциями, используемыми традиционной (позитивистски ориентированной) социологией и околосоциологической индустрией, нарушает привычный покой границы объективности/ангажированности. Исходя из практических интересов исследования, т. е. отвергая с первых шагов школьную классификацию социологических методов (анкетирование, наблюдение, интервью) и даже не претендуя на тот или иной способ формализации расплывчатого понятия «общества», авторы книги сохраняют за своей работой свойственную всякой практике — а исследовательская не является исключением — многозначность. Помимо того, им удается ввести в оборот сразу несколько традиционно различаемых авторов и исследовательских перспектив без ущерба для ясности и строгости объяснительных конструкций. Одновременно, выбор объектов анализа и приоритетное внимание к эффектам функционирования государственных институтов оказываются следствием не только профессиональных, но и политических предпочтений, имеющих выраженный левый акцент. Отсюда, представление о книге может быть встроено и в историческую, и в методологическую, и в политическую перспективы. Учитывая, что мы имеем дело с практическим руководством, мы, в любом случае, ограничиваем контекст практической сферой, акцентрируя актуальное, и оставляем в стороне Историю с большой буквы, т. е. перспективу, выходящую за пределы последних десятилетий. Нашей задачей становится социологическая экспликация «способа социологического мышления в действии» (Введение1).
Подчиненное этой задаче, приложение представляет собой не комментарий, в котором указывают на то, что не было понято (или напротив, было превосходно понято) авторами исходного текста или на то, что проявилось в их суждениях помимо их собственной воли. Оно является дополнением к сказанному, расширением контекста, в котором сказанное приобретает характер социального
[297]
факта. В центре внимания здесь находится ряд предпосылок социологического объяснения, которые остались за рамками книги, но которые служат несущей конструкцией предлагаемых в ней техник, а также практический контекст, в котором и эти предпосылки, и эти техники приобретают профессиональное и, более широко, социальное значение. Таким образом, мы постарались отразить здесь следующие содержательные моменты: 1) программу социального познания, в рамках которой воспроизводятся предлагаемые техники анализа; 2) деления внутри французской социологии как научного производства, включающих эти техники и приемы не в арсенал безразличных средств познания, а в актуальную научную борьбу, превращая их в эффекты позиции, школы, цеха; 3) наконец, отношения власти и знания, которые определяют смысл и функции этих научных техник в действующем социальном порядке, т. е. их политическое назначение. Именно эти моменты, в их внутренней связи, призваны удержать в тексте черты, отличающие дополнение к сказанному от комментария.