Социальные функции «политологических» вопросов
Тесная связь между научной технологией и политическими соображениями, характеризующая повседневную практику опросов общественного мнения, ярче всего проявляется в растущем множестве особого типа вопросов, которые можно было бы назвать «политологическими». Они стали сегодня настолько банальными, что нелегко увидеть неоднозначность формулировки и по меньшей мере странный статус, с эпистемологической точки зрения, вопросов этого типа. Рассмотренные выше вопросы из исследования, опубликованного в литературном журнале, являются вполне типичными с этой точки зрения: вместо того чтобы выявлять уже существующие мнения, ограничиваясь их регистрацией (на что указывают метафоры барометра или фотографии, часто используемые анкетерами), эти вопросы производят на деле в значительной мере искусственные и необоснованные ответы, поскольку большинство опрашиваемых не ставят перед собой те вопросы, которые им задают; если бы они их себе задавали, то в большинстве случаев все равно не смогли бы на них ответить. Вопрос, упомянутый выше, был сформулирован так: «Назовите трех ныне живущих интеллектуалов (мужчин или женщин), пишущих на французском языке, чье творчество, по вашему мнению, наиболее глубоко повлияло на развитие идей, литературы, искусства, науки и т. д.?». Перед тем как подводить итоги и составлять список победителей, необходимо проанализировать сам вопрос. Респондентов спрашивают не о том, какие три интеллектуала (почему именно три и что нужно понимать под «интеллектуалами») оказали на них наиболее значительное влияние (на что уже довольно трудно ответить), но ставят вопрос гораздо шире — о том, какие интеллектуалы «глубоко» (что это значит?) «повлияли» (что значит «повлияли»? надо ли считать «негативное» влияние тоже влиянием?) на развитие идей, литературы, искусства, науки и т. д., т. е. такой обшир-
[273]
ной области (отметим в скобках характерное «и т.д.»), которая вряд ли может быть хорошо известна всем опрашиваемым. Для ответа на такой обширный и сложный вопрос опрашиваемые не могут — этого от них и не требуется — провести специальное исследование, как бы это мог сделать специалист по истории идей или социолог науки. Большинство ответило бы более или менее шутливо или следуя определенной стратегии, назвав «интеллектуалов», которых они знают, о которых много говорят в средствах массовой информации, которых они недавно читали, кого необходимо упомянуть и т. д. Итак, нужно подумать над тем, почему задаются именно такие вопросы и что хотят получить на самом деле. Если нужно было бы выяснить, кто из интеллектуалов в действительности оказал наибольшее влияние, то очевидно, что это следовало бы делать не на основании непродуманных ответов, а на основе настоящего исследования, учитывающего различные показатели влияния и различные области (философию, литературу, живопись, физику, биологию и т. д.). Расплывчатый характер вопроса и тип выборки не позволяют измерить это действительное влияние, а лишь, в лучшем случае, зафиксировать популярность в средствах массовой информации тех, кто воспринимается как «влиятельные интеллектуалы». Ясно, что исследования подобного типа относятся прежде всего не к научному анализу, а к операции политического характера, которая стремится навязать с помощью весьма распространенной в политике процедуры, именуемой выбором, определенное видение того, кто является «интеллектуалом».
Данный тип вопросов создан не для того, чтобы играть роль «реактивов» или «индикаторов», позволяющих уловить определенные социальные характеристики индивидов, как это бывает в обычных социологических анкетах. Эти вопросы и ответы на них рассматриваются как интересные и значащие потому, что глобальное распределение ответов предназначено дать «мнение народа» по интересующим экспертов проблемам в различных сферах политики.
[274]
В качестве упражнения можно было бы подобным образом проанализировать вопросы, задаваемые крупными институтами изучения общественного мнения; число таких вопросов весьма велико, причем они в данном случае непосредственно касаются политической сферы. Можно, в частности, отметить, что ответы на нижеследующие вопросы, большей частью сформулированные политологами, которые консультируют институты изучения общественного мнения, требуют наличия серьезной информации и могли бы с равным успехом быть темами для рефератов или дипломных работ студентов-политологов:
— «Если бы президентские выборы состоялись в ближайшие два года, кто из названных ниже кандидатов был бы наиболее серьезным противником левых сил: Раймон Барр, Жак Ширак или Валери Жискар Д' Эстен?» ( Sofres, июнь 1985);
— «По вашему мнению, каковы причины враждебности клевым после 1981 года?» (прилагается список причин) (Sofres, январь 1985);
— «Как известно, коммунистическая партия за несколько лет потеряла много голосов избирателей, сократившихся с 20% до 11 %. Каковы, по-вашему, глубинные причины снижения ее популярности?» (приводится список причин) (Sofres,
январь 1985);
— «Каковы четыре главных приоритета для Франции в ближайшие годы?» (приводится список возможных приоритетов) (Sofres, октябрь 1985);
— «Как вы считаете, является ли республика сегодня ценностью для левых или для правых сил?» (Sofres, ноябрь 1984);
— «Как вы считаете, насколько католическая церковь в целом смогла адаптироваться к современному миру: очень хорошо, довольно хорошо, не совсем хорошо, плохо?» (Sofres, апрель 1985);
[275]
— «По вашему мнению, какое влияние Франция оказывает сегодня в мире: большое, довольно
большое, скорее небольшое или очень слабое?»
(Sofres, август 1985);
— «Как, по-вашему, после Второй мировой войны, увеличилась или уменьшилась роль Фран
ции в следующих областях: военная мощь, политическое и дипломатическое влияние, моральный
и интеллектуальный престиж, экономический вес?» (Sofres, август 1995);
— «Часто политических лидеров подразделяют на две категории: на тех, кто входит в "полити
ческий класс" и сплочен между собой, и на тех, кто держится в стороне от "политического клас
са". К какой категории вы отнесли бы следующих политиков: Ф. Миттерана, Ж. Ширака, Р. Барра и
т.д.?» (Sofres, август 1984);
— «Думаете ли вы, что сосуществование Ф. Миттерана с новым большинством РПР-УДФ
могло бы продлиться до президентских выборов 1988 года, или оно прекратится раньше?» (Sofres,
октябрь 1984);
— «На ваш взгляд, кто выйдет победителем по окончании периода сосуществования?» (Sofres, август 1984);
— «По вашему мнению, каковы будут последствия модернизации французского общества?»
(приводится список возможных последствий) (Sofres, октябрь 1984);
— «Среди возможных причин, которые могут заставить голосовать за Национальный фронт
Ж.-М. Ле Пена, какие представляются вам наиболее важными?» (приводится список причин)
(Sofres, июнь 1984);
— «Считаете ли вы, что Жан-Мари Ле Пен будет и в дальнейшем иметь успех на европей
ских выборах или нет?» (Sofres, 1984);
[276]
— «Кто, по вашему мнению, несет наибольшую ответственность за падение котировок на Па
рижской бирже в течение последней недели?» (приводится список тех, кто может быть ответствен) (Ipsos, октябрь 1987);
— «Каков ваш прогноз развития ситуации на Парижской бирже в ближайшие несколько недель относительно сегодняшней ситуации?» (Ipsos, октябрь 1987);
— «Как вы считаете, в какой степени (в большей, в меньшей или в той же) Франция подвержена расизму по сравнению с ФРГ, Великобританией и США?» (Ipsos, февраль 1988);
— «Как вы считаете, через десять лет проблемы, связанные с иммиграцией во Франции, усилятся, ослабнут или останутся на современном уровне?» (Ipsos, февраль 1988).
Так в чем же состоит смысл подобных опросов, если неспециалистам предлагается ответить на вопросы, которые не всегда ясны специалистам? Все происходит так, как будто в вопросах политологического типа совокупность возможных или желаемых ответов выносится на референдум для того, чтобы непогрешимый арбитр определил «правильный» ответ. Речь здесь идет о процедуре, не такой уж далекой, как могло бы показаться, от техники божественного откровения, практикуемой в Древней Греции. Разумеется, специалисты по опросам постоянно напоминают о том, что ответы на подобные вопросы отражают всего лишь «социальные представления», интересные сами по себе, и что не надо путать то, как индивиды представляют себе реальность с самой реальностью, хотя сами эти представления составляют одну из граней реальности. Но помимо того, что неправильно называть «социальными представлениями» то, что часто является всего лишь реакцией на конкретную ситуацию опроса, можно отметить, что реальное использование этих опросов, большинство которых публикуется в прессе и служит материалом и обоснованием политических комментариев,
[277]
чаше всего непредумышленно строится на их неточности При этом распределение ответов рассматривается как научно установленный вердикт в области политики.
Опросы общественного мнения обязаны своим успехом присущей им видимости научности без «ученых», особенно среди тех, кто не доверяет социологам. Эта новая «наука» располагает только конкретными данными. В действительности же, она решает многие сложные политические проблемы именем «народа», являясь скорее «политической наукой» в буквальном смысле слова, нежели наукой о политике.