Социологическое конструирование вопросов
Социология только тогда сможет полностью использовать в рамках научной логики разнообразные и многочисленные результаты различных опросов общественного мнения, когда она исследует сами вопросы, т. е. отрефлексирует «коллективное бессознательное», само собой разумеющееся, или, если угодно, «бессознательное» самих «опрашивателей» и их заказчиков. Опросы, по существу, конструируют получаемые «данные», но не поясняют, как они это делают. Таким образом, социолог должен заявить в явном виде то, что в них содержится имплицитно.
Для иллюстрации последнего утверждения мы хотим привести пример того, как в рамках социологии можно на основе обыкновенного опроса подойти к серьезной проблематике, отличающейся от простого политологического комментария. Речь идет о совершенно безобидном на первый взгляд опросе, представляющем собой нечто вроде «развлекательного» варианта регулярных опросов, проводимых институтами изучения общественного мнения и посвященных определению рейтинга политических деятелей. Он состоял в том, чтобы, как в «китайской игре», отождествить каждого известного политика с определенным цветом, деревом, цветком, животным, игрой, головным убором, автомобилем, предметом мебели, известной женщиной, профессией, персонажем комиксов и т. д. Интервьюер предлагал список из шести предметов или персонажей и просил установить соответствие («если бы он был цветком? деревом? и т. д.») с каждым из шести политиков, представляющих широкий спектр политических и социальных позиций. Результаты опроса, проведенного в июне 1975 г. по заказу еженедельника «Пуэн», были опубликованы в журнале «Опросы» (Sondages, №3—4, 1975, р. 31-47) со следующим комментарием:
[263]
«Чтение результатов "забавно", но смысл опроса этим не ограничивается. То, с чем ассоциируется тот или иной политический деятель, отражает грани его имиджа. Может быть, иногда трудно с уверенностью выделить причины, заставившие опрашиваемых представить политика в том или ином цвете, муравьем, а не лисой, или более парикмахером, чем адвокатом. В то же время, когда более трети опрашиваемых представляет определенного политика в виде того или иного предмета, то объяснение рождается, как правило, сразу, а мотивации выбора устанавливаются в сравнении с позицией других политических лидеров по отношению к тому же предмету. Ассоциации, возникающие у респондентов, большей частью связаны либо с внешностью, либо с наиболее известными чертами личности, либо они зависят от роли, положения и политической карьеры».
ТаблицаА
Совокупность ответов (П. Бурдье, «Различение», 1979)
Выделенные жирным шрифтом цифры указывают наибольший процент ответов в данном столбце.
[264]
Посмотрим теперь, вслед за П. Бурдье (1979, р. 625-640), как можно проанализировать с социологической точки зрения данный опрос. В первую очередь нужно спросить, что делает возможным такой опрос. Почему все опрашиваемые смогли без видимых затруднений указать, с какими предметами или персонажами ассоциируется тот или иной политик? Как они производят свой выбор, соотнося каждого политика скорее с тем, а не иным предметом? Глядя на статистические распределения, становится ясно,
[265]
что существуют принципы или схемы, регулирующие эти распределения, поскольку мы имеем дело с определенными закономерностями; это можно объяснить лишь в том случае, если мы признаем гипотезу о существовании общих для всех опрашиваемых принципов видения (vision) и деления (division). Успех опроса в значительной степени связан с удачным выбором списков предметов: каждый список имел в большей или меньшей степени социальную иерархию, поэтому они смогли играть роль неявных классифицирующих систем. Так, например, социальный смысл имеет противоставление белого черному, а дуба и ворона — тростнику и лисе, как в баснях Лафонтена, бридж противопоставляется домино, цилиндр — берету, Роллс-Ройс — малолитражке и т. д. Таким образом, подобная игра, затрагивая политиков, т. е. общественных деятелей, известных благодаря национальным средствам массовой информации и в особенности телевидению, предоставляла возможность опрашиваемым применять более или менее неосознанные схемы классификации, лежащие в основе выбора, который на первый взгляд имеет политическую основу.
Но если придуманные политологами без каких бы то ни было политических соображений списки так хорошо сработали, то не означает ли это, что составители сами применяли те же бессознательные схемы классификации? Скорее всего, не имея такой цели, опрос позволил почти экспериментально проанализировать установление связей между политическим и социальным пространством, а также превращение социальных симпатий или антипатий в политические.
В социологии особую трудность представляет прочтение и интерпретация статистических данных. Выявлению реальных корреляций часто мешают случайные факторы при сборе данных, например, неправильно понятый или неоднозначно сформулированный вопрос, чисто механические ошибки при кодировании, а в особенности тот факт, что выбранные «переменные» почти всегда являются лишь свидетельствами или индикаторами, но не
Таблица Б
Распределение ответов среди сторонников Миттерана/ Жискара д'Эстена (там же)
Цвета | Животные | Деревья | ||||||||||||||||
% Белый | % Черный | % Синий | % Оранжевый | % Желтый | % Зеленый | ii ш | % Муравей | % Стрекоза | % Лиса | % Ворона | % Черепах | VD >, ■£? | % Платан | % Пальма | % Тростник | % Тополь | с; Ш >2 | |
Сторонники Миттерана | ||||||||||||||||||
Жискар Д'Эстен | 36,4 | 20,6 | 9,3 | 15,0 | 8,4 | 10,3 | 8,4 | 19,6 | 10,3 | 16,8 | 29,9 | 14,0 | 19,6 | 18.7 | 20,6 | 11,2 | 19,6 | 9,3 |
Понятовский | 15,0 | 9,3 | 15,9 | 39,3 | 12,1 | 7,5 | 42,0 | 6,5 | 25,2 | 8,4 | 7,5 | 11,2 | 15,0 | 20,6 | 9,3 | 28,0 | 8,4 | 17,8 |
Ширак | 12,1 | 22,4 | 18,7 | 14,0 | 16,8 | 12,1 | 11,2 | 16,8 | 28,0 | 14,0 | 12,1 | 16,8 | 5,6 | 18,7 | 23,4 | 18,7 | 15.0 | 17,8 |
Серван-Шрейбер | 15,9 | 10,3 | 30,8 | 7,5 | 17,8 | 17,8 | 7,5 | 24,3 | 7,5 | 15,0 | 14,0 | 31,8 | 5,6 | 23,4 | 19,6 | 7,5 | 35,5 | 7,5 |
Миттеран | 11,2 | 21,5 | 13,1 | 1,9 | 17,8 | 33,6 | 10,3 | 21,5 | 9,3 | 24,3 | 22,4 | 12,1 | 32,7 | 11,2 | 12,1 | 9,3 | 14,0 | 19,6 |
Марше | 8,4 | 15,0 | 11,2 | 21,5 | 26,3 | 16,8 | 21,5 | 10,3 | 18,7 | 20,6 | 14,0 | 14,0 | 20,6 | 6,5 | 14,0 | 24,3 | 6,5 | 27,1 |
Сторонники Жискар Д'Эстена | ||||||||||||||||||
Жискар Д'Эстен | 35,3 | 36,7 | 7,2 | 3,6 | 4,3 | 12,9 | 12,9 | 14,4 | 6,5 | 38,8 | 18,7 | 9,4 | 43,2 | 10,8 | 15,1 | 5,0 | 18,0 | 8,6 |
Понятовский | 18,0 | 18,0 | 23,0 | 8,6 | 18,0 | 14,4 | 42,4 | 9,4 | 9,4 | 12,2 | 15,8 | 10,8 | 28,1 | 18,7 | 15,8 | 18,7 | 4,3 | 14,4 |
Ширак | 24,5 | 28,1 | 12,2 | 2,9 | 8,6 | 23,7 | 20,1 | 15,8 | 7,9 | 26,6 | 18,0 | 11,5 | 15,8 | 15,8 | 20,1 | 23,0 | 7,2 | 17,3 |
Серван-Шрейбер | 7,2 | 7,9 | 22,3 | 10,8 | 31,7 | 20,1 | 4,3 | 30,2 | 10.8 | 7,9 | 11,5 | 34,5 | 2,9 | 17,3 | 21,6 | 20,1 | 21,6 | 17,3 |
Миттеран | 10,8 | 7,9 | 22,3 | 13,7 | 27,3 | 18,0 | 7,2 | 22,3 | 20,1 | 9,4 | 18,0 | 23,0 | 4,3 | 21,6 | 14,4 | 19,4 | 23,7 | 16,5 |
Марше | 4,3 | 1,4 | 12,9 | 60,4 | 10,1 | 10,8 | 12,9 | 7,9 | 45,3 | 5,0 | 18,0 | 10,8 | 5,8 | 15,8 | 12,9 | 13,7 | 25,2 | 25,9 |
[267]
[268]
самими объясняющими переменными. Наличие диплома, например, представляет собой лишь несовершенный индикатор культурного капитала, не учитывающего ни самообразование, ни то, что можно было бы назвать «культурным стажем семьи», к которой принадлежит опрашиваемый. Аналогичным образом социально-профессиональная принадлежность дает лишь приблизительную информацию о социологически построенной принадлежности к определенному классу, поскольку не учитывает ни социальную траекторию, ни профессиональную карьеру, ни социальное положение других членов семьи, ни сеть социальных связей индивида, т. е. данные, определяющие общественное положение и не сводимые только к профессиональной принадлежности на момент опроса. В рассмотренном выше случае ко всему этому примешивается фактор, связанный со спецификой предмета опроса. Будучи неоспоримыми, статистические закономерности отношений предметов и политических деятелей показывают лишь некую тенденцию, поскольку примененные на практике принципы классификации не были эксплицированы. Один и тот же предмет мог получить различную трактовку в зависимости от точки зрения, спонтанно занятой опрашиваемыми; это искажает результаты статистического распределения, поскольку определенная игра ассоциаций и значений, сообщаемых объектам, является неизбежной.
Возьмем для иллюстрации пример деревьев. Всего в списках было шесть деревьев: дуб, пальма, тополь, платан, тростник и ель. Дуб может быть противопоставлен тростнику как сильный — слабому, как важный и могущественный — хрупкому и нестойкому, и жесткий — гибкому. Это противопоставление через аналогию могло выражать разницу между главой государства (Жискар Д'Э-стен) и политиком «левого» направления, согласившегося войти в правительство «правых» (Сер-ван-Шрейбер). С другой точки зрения, дуб может символизировать не власть (ср. с листьями дуба и
[269]
изображениями Людовика Святого, вершащего суд под дубом, распространенными в учебниках начальной школы), а лишь дерево как материал: тогда дуб представляет собой благородный материал, из которого делают красивую мебель; он противопоставляется ели, дешевому материалу не очень высокого качества, из которого делают гробы. Этот реестр по аналогии может выражать разницу между человеком, претендующим на «благородство» (тем же Жискаром Д'Эстеном) и тем, кто воспринимается некоторыми как «вульгарный простолюдин» (Жорж Марше, лидер Коммунистической партии).
Другие опрошенные, которые не могут использовать политические аналогии, прибегают к прямой аналогии по принципу внешнего сходства, и противопоставляют дуб или платан, мощные и импозантные деревья, ассоциирующиеся с коренастостью и полнотой политика(например, Понятов-ского), тонкому и вытянутому тополю, ассоциирующемуся со стройным и высоким политиком (Шираком). Но какое бы значение ни использовалось в более или менее явном виде, если оно понятно всем, то может произвести множество эффектов: вызвать смех, одобрение или возмущение и т. д. Искажение статистических данных было допущено в опросе и по другой причине, связанной с политикой. Важным аспектом политической борьбы, как мы увидим в дальнейшем, является навязывание определенных представлений и определенного видения общества и политических актеров. Из этого следует, что если даже люди используют одинаковые схемы восприятия и оценки, их практическое применение будет зависеть от их общественного положения. Все индивиды, например, могут использовать противопоставление белого и черного для выражения отношений между Жискар Д'Эстеном и Марше; однако сторонники левых и правых используют диаметрально противоположные цвета для оценки политиков,
[270]
при этом черный цвет приписывается, как правило, соперникам.
Безусловно, основным препятствием в социологии является чрезмерно хорошее знание материала, содержащегося в результатах опросов: оно создает чувство очевидности, мало способствующее поиску объяснений. Иногда считают хорошо познанным то, что всего лишь хорошо знакомо. Социолог сам использует при восприятии политических деятелей те же системы классификации, которые в неявном виде присутствуют в опросах, и может слишком поспешно решить, что он все понимает. В большей степени, нежели этнограф, с самого начала понимающий отличие или даже чуждость своего объекта и вынужденный учитывать относительность своих культурных установок, социолог должен совершать особое усилие для выявления этого своего рода «культурного бессознательного», сквозь призму которого он — сам того не ведая — воспринимает общество, в котором живет. Чрезвычайно запутанные результаты проанализированного нами опроса можно понять, лишь систематически и эксплицитно привлекая практическое знание и национальную культуру, которые в той или иной степени разделяются всеми, как опрашиваемыми, так и политологами, придумавшими вопросы, и социологами, пытающимися интерпретировать ответы на них. Эти статистические зависимости совершенно непонятны иностранцу, т. е. человеку, незнакомому с политической и общественной жизнью Франции, а также с определенной символикой цветов, свойственной французам (черное является символом смерти, а не белое, как в некоторых странах), со специфическими, подчас противоречивыми социальными смыслами, связанными с головными уборами (канотье, соотносящеся с образом певца Мориса Шевалье), с социальной иерархией игр, существующей в момент опроса (домино сегодня считается народной игрой, ассоциирующейся с сельскими кафе или «клубами для пожилых», в отличие от девятнадцатого века, когда оно было буржуазной игрой).
[271]
Социологический анализ должен на время оставить статистические таблицы, чтобы потом к ним вернуться с новыми знаниями. На место фамилий политиков следует поставить определенные социальные и политические характеристики и сделать как можно более ясными схемы восприятия и оценки, которые накладываются на настоящие системы предметов и персонажей, предложенных для классификации или «помещения на витрину музея» политических деятелей. Составители вопросника интуитивно это знали, но чисто с практической точки зрения. И они включили туда множество предметов, которые, в частности, под воздействием системы образования, присутствуют в сознании всех французов как практические механизмы альтернатив (ворона/лиса, дуб/тростник, стрекоза/муравей и т. д.).