Выборка как элемент политического конструирования
Когда ставится задача узнать, «что думают французы» относительно политических вопросов, таких, например, как необходимые изменения системы социального стра-
[242]
хования, политики национальной обороны или системы образования, для институтов опросов общественного мнения представляется «естественным» опрашивать выборку населения, представительную для основной массы населения, имеющего право голоса. Между тем такая логика подспудно предполагает в форме постулата политического характера, что по этим сюжетам все граждане имеют мнение и более того, в силу их статуса гражданина, должны его иметь. С научной точки зрения за этим скрывается позиция весьма спорная: следует ли «демократично» опрашивать всех граждан, или же собирать мнения только тех, кто желает высказаться? Тот институт опросов общественного мнения, который решит опрашивать только тех, кто спонтанно выразит желание высказать свое мнение по какой-либо проблеме, будет немедленно осужден его конкурентами и политическими кругами одновременно в плане сугубо методологическом (нерепрезентативная выборка) и, особенно, в плане политическом (технократическая и даже элитаристская идеология).
Институты опросов общественного мнения претендуют на то, что, строго придерживаясь специфической техники, они измеряют более достоверно (чем это делают, основываясь на интуиции, политические деятели и журналисты) «настоящее общественное мнение», мнение всего народа, которое существует в его недрах и которое невозможно узнать спонтанно, поскольку оно не всегда проявляется видимым образом (знаменитое «молчаливое большинство») и вдобавок очень изменчиво. С социологической точки зрения невозможно допустить a priori, что все люди по всем вопросам имеют уже сложившееся мнение или, по крайней мере, способны его моментально сформулировать. Это не эмпирически проверенный факт, а некое предположение чисто политического свойства. Парадоксальным образом, в этой сфере чаще всего именно те выборки опрашиваемых, которые методологи считают наименее репрезентативными с формальной точки зрения, т. е. такие, которые формируются спонтанно, без
[243]
всякого вмешательства институтов опросов общественного мнения, с социологической точки зрения наиболее достоверны, поскольку они являются «репрезентативными» для реально существующих мнений и реально имеющихся в наличии социальных сил по данной проблеме. Двусмысленность заключается, как мы видим, в том значении, которое сообщается требованию совершенно законному, но пустому — «представительности». Безусловно, формируемая выборка должна быть репрезентативной, но следует спросить, в отношении чего? Только ли для какого-либо населения или все-таки для социальных сил, весьма неравномерно распределенных, на которые делится это население?
Опросам, более или менее безупречным с технической точки зрения, которые уполномочены представлять всех французов; всем тем опрашиваемым, которые очень часто дают ответы лишь потому, что специализированные институты мобилизовали сеть интерьвюеров для их опроса, заставляя тем самым опрашиваемых думать, что их соображения достаточно важны, чтобы о них спрашивать, можно противопоставить иные группы населения. Такие группы различаются по размерам и социальному составу, по проблемам и целям, которые они защищают, эти группы мобилизуют свои силы в различных формах для пропаганды своих мнений, они стремятся навязать их всем и для этого предпринимают различные шаги, чтобы эти мнения стали известны общественности, организуя, например, уличные манифестации, подписывая петиции, создавая ассоциации защиты или комитеты поддержки, рассылая письма протеста в газеты и т. д. (Boltan-ski, 1984).
Выбор населения для опроса никогда не бывает нейтральным, он очень сильно предопределяет, особенно в том, что касается мнений, распределение полученных ответов. Это не означает однако, что все выборки стоят ДРУГ друга и что все они в одинаковой степени случайны. ^ни представляют столько точек зрения на предмет исследования, что необходимы дополнительные пояснения,
[244]
чтобы определить, какая из них верна. Во всяком случае, систематические опросы, проводимые практически всеми институтами опросов по выборкам, репрезентативным для совокупности французского населения, независимо от предмета исследования, препятствуют получению действительных мнений индивидов, которые бы не провоцировались исключительно ситуацией интервью. Безусловно, крайне редко можно сказать a priori, какое население следует выбрать для опроса. Вопрос об адекватной выборке следует ставить для каждого отдельного опроса, помня, что чаще всего решение станет очевидным, когда его реализация уже продвинется достаточно далеко. Это может казаться парадоксом или методическим замкнутым кругом лишь тем, кто членит исследование на последовательные и независимые операции, как то: гипотезы, формирование выборки, анкета, подсчет данных и результаты. Это означает, что в случае опроса общественного мнения, еще до того, как комментировать ответы, полученные в ходе его проведения, и даже до того, как подсчитать, сколько опрошенных высказались «за» или «против», и превышает ли число «да» число «нет», следует установить связь между полученными ответами и структурой населения, которое было опрошено.
Приведем два примера того, какое влияние на результаты опроса оказывает выборка опрашиваемого населения. Первый касается проблем образования. Предстояло выяснить мнение относительно предстоящей реформы (о текущем учебном годе, об изменении содержания и методов обучения, о профессиональной подготовке, селекции, о зарплатах преподавателей и т. д.). Кого следует опрашивать? Поскольку можно предположить, что проблемы воспитания интересуют почти всех (по крайней мере тех, у кого есть дети или внуки школьного возраста, а также преподавателей), было решено опрашивать всех. До возникновения институтов опросов общественного мнения понятие «все» обозначало бы, что поскольку вопросы задаются всем (через прессу, радио или, например, телевидение), то каждый может, если он того
[245]
пожелает, ответить на них. Институты общественного мнения позволяют провести опрос научнее, т. е. попросить ответить всех, опрашивая репрезентативную выборку, и попытаться получить ответы тех, кто иначе не стал бы высказывать свое мнение. Но стараясь уловить мнения по-настоящему действенные, т. е. такие, которые стремятся стать всеобщими и превратиться в настоящие форс-идеи, опрос, который был предпринят вскоре после университетского кризиса в мае 1968 г., принял форму «обширного национального опроса». Анкета из 20 вопросов была опубликована практически во всех национальных ежедневных изданиях, а также в ведущих журналах. Читатели, если они того желали, могли, таким образом, заполнить анкету и отослать ее в ассоциацию, созданную для сбора и обработки ответов. Таким путем было возвращено 10 000 анкет, что для такого типа «почтового» опроса, является хорошим показателем мобилизованности населения вокруг проблем школы, существовавших в тот момент. Эта «случайная» выборка и мнения, которые были высказаны, оказались значительно более убедительными, чем более или менее неправдоподобные ответы, которые были бы получены, если бы опросом была охвачена репрезентативная выборка, в силу того, что «случайная» выборка вовсе не является чисто «произвольной», совсем наоборот. Об этом уже писал Пьер Бурдье, который проводил этот опрос: «Охотнее всего на вопросы о системе образования отвечают те, кто чувствуют, что они уполномочены говорить от своего имени, и те, кто более непосредственно связаны с ней. В результате получается, что вероятность ответов, которая существенно сильнее выражена у мужчин, чем у женщин, [...] а у парижан сильнее, чем у провинциалов, очень близка к объективным шансам определенного социального класса обеспечивать поступление их детей в Grandes Ecoles». Кроме того, автор замечает, что эта категория отвечающих, «где различные группы представлены пропорционально их претензиям воздействовать на систему образования, полностью репрезентативна для самолегитим-
[246]
ной группы давления, которая постоянно воздействует на все уровни системы, на ее ориентацию таким образом, что выражаемые ею форс-идеи позволяют предвидеть все, что произойдет в дальнейшем» (Bourdieu, p. 481).
Второй пример касается одной из тех многочисленных журналистских анкет, которые в конце года стараются установить список лучших книг, фильмов, ресторанов и т. п. или дают прогнозы относительно деятелей культуры и политики, у которых, как считается, «есть будущее» и которые как бы должны достичь вершин в своей профессии. Обычно эти рейтинги представляются как субъективный выбор журналистов или опрашиваемых ими лиц. Подобные суждения все чаще заменяются процедурами опросов, претендующими на большую объективность и научность. Аналогичный опрос (также проанализированный Бурдье, 1984) был реализован литературным ежемесячником (журнал Lire, № 68, апрель 1981 г.), который задался вопросом выяснить, существуют ли еще «властители дум», какими были Андре Жид, Камю, Сартр? Для ответа на этот вопрос журнал обратился к «нескольким сотням писателей, журналистов, профессоров, студентов, политиков и т. д.» со следующим вопросом: «Назовите трех ныне живущих интеллектуалов (мужчин или женщин), пишущих на французском языке, чьи работы, по вашему мнению, оказывают глубокое влияние на развитие идей, литературы, искусства, науки и т. д.». Вопрос был разослан 600 деятелям культуры. Список из 448 человек, ответивших на вопрос, и их ответы был опубликован. Он включает в себя 21 академика, 66 писателей, 34 писателя-преподавателя, 43 преподавателя, 34 студента, 34 специалиста по литературе, 92 журналистов, работающих в прессе и 40 журналистов радио и телевидения, 44 художника, 14 политических деятелей, 16 — «разных» (религиозных деятелей, публицистов, культурных атташе и т. д.) и 10 человек, оставшихся анонимными. Полученный рейтинг, который претендовал на научность по типу зондажа общественного мнения, смог установить лишь влияние Леви-Стросса, Арона и Фуко.
[247]
Вердикт
Существуют ли еще властители дум? Нынешние Ан-дре Жид, Камю, Сартр? Журнал «Lire» опросил несколько сотен писателей, журналистов, профессоров, студентов, политических деятелей и т. д.
Был задан следующий вопрос: «Назовите трех ныне живущих интеллектуалов (мужчин или женщин), пишущих на французском языке, чьи работы, по вашему мнению, оказывают глубокое влияние на развитие идей, литературы, искусства, науки и т. д.».
Опрошенные ответили, продемонстрировав свое замешательство и никому не отдав абсолютного предпочтения. Но признано влияние Леви-Стросса, Арона и Фуко.
1. Клод Леви-Стросс— 101
2. Реймон Арон — 84
3. Мишель Фуко — 83
4. Жак Лакан — 51
5. Симона де Бовуар — 46
6. Маргерит Юрсенар — 32
7. Фернан Бродель, историк — 27
8. Мишель Турнье, романист — 24
9. Бернар-Анри Леви, философ — 22
Анри Мишо, поэт — 22
10. Франсуа Жакоб, биолог — 21 П. Самюэль Беккет, драматург и романист — 20 11. Эммануэль Ле Руа Ладюри, историк — 20
12. Рене Жирар, философ — 18
13. Луи Арагон, поэт, романист, политический деятель — 17
Анри Лаборит, биолог— 17
Эдгар Морэн, социолог и философ — 17
14. Е. М. Сьоран, эссеист и этик — 16
Эжен Ионеско, драматург — 16
15. Маргерит Дюрас, романистка и кинематогра-
фистка — 15
[248]
Роже Гароди, философ и политический деятель — 15
Луи Лепрэнс-Ринге, физик — 15 Мишель Серр, философ — 15
16. Жюльен Грак, романист - 14
Филипп Соллерс, романист — 14
17. Луи Альтюсер, философ — 12
Клэр Бретешер, карикатуристка — 12 Рене Шар, поэт — 12 Жиль Делез, философ — 12 Жорж Дюби, историк — 12 Владимир Янкелевич, философ — 12 Ж. М. Г. Ле Клезио, романист — 12 Альфред Сови, экономист — 12
18. Жорж Дюмезиль, историк религии — 11
Жан-Люк Годар, кинематографист — 11
19. Жан Бернар, врач — 10
Пьер Булез, композитор, дирижер — 10
Пьер Бурдье, социолог— 10
Альвер Коэн, романист— 10
Андре Глюксман, философ — 10
Рене Хайк, искусствовед— 10
Леопольд Седар Сангор, поэт и политический
деятель — 10
Lire. № 68. Avril 1981. P. 38-39
Как охарактеризовать такого рода опросы и полученные таким образом рейтинги? Как это часто бывает, они несут на себе печать «науки от здравого смысла», по крайней мере, претендуют на «ббльшую научность» и «большую методологичность», чем спонтанные рейтинги социальных агентов. Действительно, поскольку задача этого опроса заключалась в том, чтобы определить наиболее «значимых» интеллектуалов, вполне логичным казалось бы провести опрос среди широкой выборки репрезентативных представителей интеллектуальной жизни и попросить каждого назвать три имени, складывая
[249]
полученные «голоса» указанных интеллектуалов. Это дало бы возможность предложить список победителей, который представляется объективным, поскольку носит коллективный и анонимный характер. Однако можно ли считать, что таким образом литературный журнал провел настоящий референдум в интеллектуальных кругах, который отныне может считаться безусловным суждением интеллектуального сообщества о самом себе? В данном случае социолог обязан деконструиро-вать этот полунаучный продукт и вскрыть все неосознанные предрассудки, заложенные в таких опросах. Иными словами, этот тип опросов говорит больше о тех, кто их проводит, чем об изучаемом предмете, и больше о структуре выборки опрошенных, чем о распределении полученных ответов.
Ниже мы проанализируем формулировку вопроса и поразмышляем о самой идее «классификации» «интеллектуалов». Потребность опросить все категории населения, которые, по крайней мере по мнению авторов опроса, призваны представлять интеллектуальные круги, привела к селекции выборки, которая, тем не менее осталась очень разнородной. Можно усомниться в возможности ставить в один ряд путем анонимного сложения, ответы академиков и учителей, учащихся выпускных классов и профессоров Коллеж де Франс, провинциального писателя и свободного художника, радиокомментатора и политика, и т. д. Является ли единой для всех сама категория «интеллектуала» (обращение к опрошенным подразумевает, что они знают, что это такое). Самим фактом отбора групп, которые были сочтены компетентными, чтобы высказать свое мнение, была предопределена окончательная классификация.
С педагогической и методологической точек зрения, этот опрос в определенном смысле является «образцовым». Он представляет собой своего рода завершенную и потому особенно убедительную модель псевдонауки, которая доводит до крайности логику опросов общественного мнения. Однако в отличие от обычной прак-
[250]
тики зондажей, этот опрос был обращен к лицам по всей видимости компетентным, которые, следовательно, изначально способны отвечать на заданный им вопрос, однако ответили лишь те, кто, как при случайной выборке этого хотел. Несмотря на эти методические предосторожности очевидно, что разнородность мнений ответивших по-прежнему настолько велика, что механическое сложение полученных ответов и установление «рейтинга» стало абсурдным с научной точки зрения. Таков глубоко скрытый эффект, производимый повседневной практикой опросов общественного мнения: под видимостью сбора мнений эти опросы с их выборками населения, имеющего право голоса, создают (для того чтобы судить обо всем) новую инстанцию — «народ», которая выглядит объективной, поскольку коллективна и анонимна.