Высокая разнородность «опросов»
Поскольку исследование в форме зондажа является лишь техникой, состоящей, в конечном счете, в том, чтобы адресовать вопросник к некоей совокупности населения,
[233]
можно понять, что существует огромное разнообразие опросов, которые могут быть отнесены к этой технике, а также большие трудности, зачастую специально создаваемые, которые сопутствуют дискуссиям относительно их достоверности. Что общего между следующими опросами, выполненными зондажными фирмами: операциями типа «предварительные оценки», которые дают вероятные результаты, как только закрываются избирательные участки; опросами, проводимыми за несколько недель до выборов относительно «электоральных намерений» избирателей; ежемесячными опросами о популярности политических лидеров; опросами общественного мнения об отношении большинства французов к таким проблемам, как, например, «либерализм», «эффективность ядерного оружия» или «сожительство»; опросами о распределении зрителей телевизионных программ; опросами о сексуальном поведении французов и т.д.? Между ними практически нет ничего общего, за исключением того, что все они реализованы институтами одного типа, были заказаны и опубликованы прессой и, таким образом, введены в «публичное» пространство. Таким образом, выражение «опросы общественного мнения» охватывает огромное разнообразие исследований, не имеющих никакой связи друг с другом, и чтобы оценить их научную значимость, следует их различать.
Даже самый общий анализ социального генезиса практики, позволяющий изучать, как она складывалась, развивалась и трансформировалась, демонстрирует механизм радикального разрыва с обыденными представлениями. Он позволяет увидеть, что тенденция ставить в один ряд все опросы, реализованные институтами зондажей, связана в значительной мере с тем способом, каким они последовательно навязывались средствам массовой информации, а также с теми интересами, которые могли иметь эти институты.
Во Франции первые опросы общественного мнения были опубликованы в широкой прессе («Франс -Суар») в 1965 г. во время всеобщих президент-
[234]
ских выборов. Речь шла об опросах, выясняющих электоральные намерения избирателей накануне выборов. К удивлению политических комментаторов они показали, что генерал де Голль не должен набрать большинства голосов в первом туре Во время тех же выборов по периферийному радио* была проведена операция по «предварительным оценкам», предназначенная для подсчета предварительных результатов выборов сразу же после закрытия последних избирательных участков в 20 часов.
Относительная точность этих предсказаний, возрастающая точность предвыборных опросов и предварительных оценок, которые выводились на основе частичного подсчета избирательных бюллетеней, способствовала формированию доверительного отношения к институтам общественного мнения и, соответственно, ко всем опросам, которые они могли бы проводить. «Анкетеры» отныне могут, как только закрываются избирательные урны с бюллетенями, объявить «избранным» кандидата в президенты, и представить его как победителя по данным предварительных расчетов, даже если расхождения в процентах голосов, полученных противостоящими кандидатами, не превышают одного или двух пунктов, как это было во время выборов 1981 г. Итак, можно заметить, что даже если предвыборные опросы грамотно используют технику зондажа, то они не опираются на «мнения» в буквальном смысле слова и еще менее на то, что сегодня называют «общественным мнением». Опрос об электоральных намерениях накануне проведения выборов на деле собирает информацию, касающуюся намерений поведения, поскольку анкетируемых не просят высказывать свое мнение в буквальном смысле слова, а просят сказать, за какого политика или политическую партию они намерены голосовать. Эти опросы проводятся в реальной ситуа-
* Система заграничного радиовещания Франции. — Примеч. пер.
[235]
ции, которая реализуется в ходе избирательной кампании, цель которой, впрочем, и состоит в политической мобилизации избирателей. Иными словами, в данном случае мы имеем дело с опросом, который ограничивается тем, что подготавливает к выборам за несколько дней или недель до дня выборов репрезентативную выборку избирателей. Речь идет о простом предсказании, которое, таким образом, ограничивается тем, чтобы зафиксировать и измерить феномен политической жизни, существующий независимо от созданной опросом ситуации. Источники возможных ошибок носят лишь технический характер и могут быть связаны либо с ошибкой в формировании выборки, либо с уклонением анкетируемых от ответов. Полученные результаты, впрочем, сравниваются с реальными результатами выборов, что позволяет измерить систематические перекосы, которые могут возникать во время опроса, и тем самым их «исправить» (известно, например, что результаты голосования за экстремистские партии объявляются не полностью). Что касается расчетов по «предварительным оценкам», то они в еще большей степени сведены к простой технической операции. Она строится на основе частичного подсчета избирательных бюллетеней, реально опущенных в урны, и позволяющего продуманно предсказать, с учетом определенной вероятности ошибки, результаты полных подсчетов.
Мнения или артефакты
Специалистам в области социальных наук давно известно, что на ответы вопросника могут влиять определенным образом сформулированные вопросы и порядок их следования. По мере накопления опыта оказалось возможным даже производить учет и измерение определенного числа таких эффектов, которые выражаются иногда, как показывают три нижеприведенных примера, заимствованных из статьи Жан-Поля Греми, в виде
[236]
значительных расхождений в распределении ответов. Тем не менее не подразумевает ли этот тип сравнения, каким бы полезным он ни был, что существует «хорошая» формулировка вопросов, позволяющая уловить «настоящие мнения»? Если предположить, что не существует самих по себе «хороших» вопросов, а только более или менее точные интерпретации того смысла, который следует придать ответам на заданный вопрос, то нужно произвести решительное смещение смысла критического анализа и в конечном счете спросить себя, не обречено ли анкетирование в этой области на сбор не столько сложившихся мнений, сколько простых реакций на ситуацию опроса.
Пример№ 1
Сравнение совокупности уравновешенных и неуравновешенных вопросов
Вопрос: Считаете ли вы, что сегодня государство реально ориентировано на проведение политики экономии энергии?
Форма А Форма В
да, очень серьезно | 4,5% | |
да, но осторожно | 22,0% | |
да, но время от времени | 13,0% | 23,0% |
да, но несогласованной | 26,5% | |
да (всего) | 66% | |
Нет | 27,0% | 50% |
не знаю | 6,0% | 22,0% |
нет ответа | 1,0% | 5,0% |
100% | 100% |
(N= 280) (N=280)
[237]
LSD, июль-август 1983 (почтовый опрос) (х2=1ОЗ,94 dl=3p<O,OOl) Источник:Juan S. L'ouvert et le ferme dans la pratique du questionnaire. Analyse comparative et specifies de lenquete par correspondance // Revue trangaisedesociologie. №27 {2). A\n\-)\i\nl9&6. P. 301-316; 304-305.
Пример№ 2
Воздействие вопроса с приведением примера на распределение ответов
Вопрос. Форма А: Шесть европейских стран — Германия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Швейцария заключили соглашение об «общем рынке». В частности, предусматривается свободная циркуляция рабочей силы между шестью странами, т. е. любой человек при желании может поселиться и работать в другой стране. Считаете ли Вы, что свободное перемещение трудящихся это хорошо, плохо или не имеет значения?
Вопрос. Форма В: Шесть европейских стран — Германия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Швейцария заключили соглашение об «общем рынке». В частности, предусматривается свободная циркуляция рабочей силы между шестью странами, т. е. любой человек при желании может поселиться и работать в другой стране. Например, итальянцы или немцы смогут поселиться во Франции, а французы смогут работать в Италии или Германии. Считаете ли вы, что свободное перемещение трудящихся это хорошо, плохо или не имеет значения?
Форма А Форма В
это хорошо 61% 48%
это плохо 18% 25%
это не имеет значения 9% 12%
не ответили 12% 15%
100% 100%
(N=1142) (N=1126)
[238]
INED, март-апрель 1962 (х2=39,15 dl = Зр<О,ОО1)
Источник:Girard A., Bastide И. Niveau de vie, emploi et croissance de
la population // Population. № 17 (4). Octobre-decembre 1962. P. 663
Пример№3
Влияние порядка, в котором вопрос размещен в вопроснике, на распределение ответов
Вопрос: Считаете ли вы, что в целом уровень рож-
даемостиi | в настоящее время | во Франции слишком | |
высок, недостаточно высок | или достаточен? | ||
Начало | Конец | ||
вопросника | вопросника | ||
слишком высок | 38% | 29% | |
достаточен | 51% | 56% | |
недостаточно высок 6% | 6% | ||
не ответили | 5% | 9% | |
100% | 100% | ||
(N=1152) | (N=1166) | ||
INED, декабрь 1959 — | январь 1960 | ||
Источник:Girard А. | , Bastide H. Les problemes demografiques devant |
1'opinion// Population. № 15 (2). Avril-mai 1960. P. 264, note 1.
Примеры заимствованы из статьи: Gremy I.-P. Les experiences fran?aises sur la formation des questions d'enquete. Resultats d'un premier inventaire // Revue francaise de sociologie. Vol. XXVIII. 1987. P. 567-599.
Незаконные обобщения
Успех такого рода опросов в значительной мере расширил их применение. Но по мере того как их техника расширяла пространство своего вторжения, природа данных,
[239]
которые она позволяла собирать, менялась и становилась все более уязвимой с научной точки зрения. Некоторые зондажи стремились не столько выяснить мнения, сколько сообщить о поведении, как, например, в случае анкет, посвященных различным формам досуга французов, практике их повседневной жизни, их сексуальному поведению и т. п. Здесь речь пойдет об анкетах, не вызывающих сомнения, хотя иногда и они сталкиваются с серьезными проблемами технического характера, поскольку респонденты, в зависимости от темы опроса и от их собеседников, как известно, не всегда сообщают обо всем, что делают, и наоборот, не всегда делают то, о чем говорят.
Первые, почти неощутимые «методологические отклонения» начались, когда институты опросов общественного мнения под влиянием конкуренции и поисков сенсаций со стороны средств массовой информации, обратились к анкетам, касающимся избирательных намерений, но в периоды, далекие от всяких электоральных кампаний (например, через несколько недель после одних выборов и задолго до следующих), когда, конечно, невозможно было предвидеть, какими могли бы быть противоборствующие политические лидеры и основные темы, на которых они могли бы строить свои программы. В данном случае опрос в какой-то мере создает ситуацию, рассчитанную просто на измерение, поскольку голосование в реальности неразрывно связано с предвыборной кампанией, которая ему предшествует, и чьей задачей как раз и является определение ставок на выборах, мобилизация активных и убеждение еще колеблющихся избирателей. Получая ответы вне электоральной ситуации, подобные опросы стремятся собрать ответы более или менее конъюнктурные и даже чисто игровые.
В качестве примера можно было бы сравнить результаты различных зондажей, которые в течение нескольких лет до президентских выборов 1988 г. сообщали о потенциальных шансах различных кандидатов, с реальными результатами выборов.
[240]
В частности, можно было бы сравнить шансы которые эти опросы давали Раймону Барру и Жан-Мари Ле Пену, с реальными голосами, полученными ими на выборах.
Однако значительная часть зондажей, заказываемых и распространяемых прессой, носит иной характер: они претендуют на изучение «мнений» французов. Здесь речь не идет ни о том, чтобы за несколько дней до выборов предсказать результаты голосования, ни о том, чтобы изучить типы практик. Их задача — определить, «что думают французы», например, об основных политических лидерах и их шансах на успех (различные квоты или рейтинги, измеряющие популярность политиков) или каково мнение французов относительно дебатов, ведущихся в политических кругах и в средствах массовой информации. В результате сегодня более не существует областей, которые не могли бы стать предметом опроса общественного мнения. К любому человеку, каков бы ни был его возраст, пол, профессия, уровень образования или, проще, его интерес к поставленным интервьюерами вопросам, могут обратиться с просьбой высказать мнение по всевозможным темам те, кто в состоянии заплатить институтам опросов общественного мнения (что все же лимитирует, но в социальном смысле, поле реально задаваемых вопросов). Анкетирование по вопросам выборов и оценочные подсчеты основываются только на статистической теории зондажа. Опросы же общественного мнения в буквальном смысле слова, получившие распространение на протяжении последних двадцати лет, наоборот, основываются на более или менее эксплицитной теории мнений, которая носит социологический характер и которая, хочет она того или нет, касается получения, производства и выражения мнений. Этот аспект опросов «общественного мнения» будет рассмотрен ниже.
[241]