Глава iv. патрик шампань. разрыв с предвзятыми или искусственно созданными конс трукциями
Cоциолог должен иметь в виду, что социальный мир, который он изучает, сегодня все более «размечен» общественными науками. В некоторых секторах, таких как реклама или политика, социальные науки стали столь всемогущими что иногда трудно отделить то, что является всего лишь идеологией социальных агентов, от результатов социологического дискурса. В «Методе социологии» Дюркгейм отметил необходимость радикального разрыва между тем, что он называл «предпонятиями», являющимися «продуктами обыденного опыта [...], сформированными практикой и для практики» (Durkheim, 1895, р. 16) и собственно научными понятиями, которые вырабатывает социолог. Этот разрыв между социальными представлениями здравого смысла и научным дискурсом носит фундаментальный характер, и социолог может конструировать свои объекты, лишь отказываясь от того, что ему дается как бы a priori. Вместе с тем сегодня эта граница становится менее четкой и более подвижной, чем это было в конце прошлого века, когда Дюркгейм создавал основы нашей дисциплины и закладывал базу систематического социологического образования. Иными словами, современный социолог должен принимать во внимание факт существовования своего рода «научного здравого смысла» — смеси продуктов обыденного сознания и социальных наук в той мере, в какой последние широко преподаются, начиная со средней школы. Каждый год появляется определенное количество трудов по социологии, причем не только книги, предназначенные для профессионалов и студентов, но и работы, рассчитанные на более широкую интеллектуальную элиту, «социологические» романы для «широкой публики» и т. д. тем самым подверглись вульгаризации сами методы социальных наук, ее концепты и результаты. Это означает, что социолог имеет все меньше шансов видеть перед собой (например, когда он применяет метод интервью) социального агента, полностью игнорирующего социаль-
[228]
ные науки, так как их достижения имеют тенденцию вписываться в само функционирование общества.
Более того, социолог не может не знать, что существует все больше и больше полей деятельности, в которые открыто внедряются специалисты — социологи, политологи, анкетеры, социопсихологи и др., — радикально трансформирующие сферы, в которых они работают Например, в современных дискуссиях относительно «демократизации системы образования» на первый план выдвигается тема «равенства шансов», при этом значительно меньше, чем в 60-е годы, настаивают на материальных и психологических барьерах, препятствующих школьным успехам, но акцентируют культурный характер неравенства. Эти дискуссии не были бы тем, чем они являются сегодня, если бы в шестидесятые годы не возникла «социология образования», которая установила существование собственно культурных факторов в процессе школьной селекции. Таким же образом, распространение психоанализа (пусть даже в упрощенной и искаженной версии), которое проявляется в широком употреблении его наиболее технических терминов («бессознательное», «сверх Я», «вытеснение», «трансфер», «комплекс», «инвестирование» и т. д.) содействовало, возможно, изменению психического состояния широких слоев населения (Elias, 1939) и, в частности, их отношения к воспитанию детей и деятельности таких институций, как ясли и детские сады (Chamboredon, Prevot, 1973).
Социальные науки вынуждены поэтому включать в предмет своего изучения последствия, возникающие в результате их собственного распространения. Более того, они должны учитывать существование псевдосоциологического дискурса: его влияние не менее реально и значимо.
В этом отношении пример опросов общественного мнения представляет особый интерес в силу того, что они становятся всемогущими на политической сцене и обладают всеми внешними признаками науки. Политика в том виде, в котором она предстает через прессу и особенно через телевидение, многим обязана группе специалистов,
[229]
чья работа заключается в анализе и, в конечном счете, манипуляции «общественным мнением». Каждый день осуществляются многочисленные и весьма разнообразные опросы, которые заказываются политическими деятелями и, приемущественно, печатными органами, с целью измерения избирательных пристрастий граждан, популярности политических лидеров, мнений о той или иной проблеме или правительственной мере. Журналисты в своих комментариях все более стремятся опираться на результаты публикуемых в газетах зондажей, политические лидеры используют их для оправдания тех идей, которые они защищают, или тех мер, которые они намерены принять, а их советники черпают в них информацию для разработки своих коммуникационных стратегий.
Для того чтобы показать, что же такое собственно социологическое исследование, полезно было бы проделать критический анализ той «науки», которая группируется сегодня вокруг институтов опросов общественного мнения, хотя бы потому, что ее повсеместно путают с социологией. Такой анализ поможет выявить то, что не является социологией, показывая, что настоящее научное исследование включает в себя рефлексию, разрыв со здравым смыслом и прежде всего работу по конструированию проблематики. Он даст возможность показать, что не существует плохих или хороших опросов: есть лишь верные или ошибочные интерпретации. Более того, этот критический анализ зондажей общественного мнения полезен не только с методологической или эпистемологической точки зрения. Он необходим также потому, что такого рода практика использования опросов является сегодня главным препятствием развития самой социологии. Опросы общественного мнения, которые благодаря внешней научной атрибутике лишь придают форму обыденному сознанию, в действительности представляют сегодня новый образ социальной науки, своей властью обя-заной тому факту, что удовлетворяет потребности многочисленных фракций господствующего класса, а именно политических и журналистских кругов.
[230]