Иметь детей — это значит НЕ ХОТЕТЬ ИХ НЕ ИМЕТЬ»
Двусмысленность или сложность статистических данных о самоубийствах или безработице ставит вопрос об адекватности научного определения, на которое опирается исследование, и тех определений (гомогенных или нет), которые используют опрашиваемые агенты или информаторы. Так, исследование деторождения 1978 г. целиком строится на представлении, радикально противопоставляющем типы поведения, диктуемые желанием иметь ребенка или избежать рождения ребенка. Женщинам, которые ответили отрицательно, даже после повтора, на вопрос о применении в настоящее время какого-либо «метода, чтобы избежать рождения ребенка», интервьюер сразу предлагает в качестве возможного «мотива»: «Вы желаете забеременеть». Альтернатива между хотеть и не
[199]
хотеть предстает как обязательное четкое разграничение, соответствующее представлению, которое предполагает сознательный расчет и учет опасности и исключает даже в малейшей степени фатальное подчинение возможному риску. Совершенно очевидно, что демограф тем самым упускает гетерогенность типов социального поведения, сгруппированных им под одним термином.
Определение контрацепции, положенное в основу вопросника и анализа результатов, охватывает достаточно большое количество условий (Leridon, Sardon, 1987). Рассматриваемое как поведение с целью избежать риска (зачатия или, если включать аборт в понятие «контрацепции», рождения), такое определение предполагает осознание наличия опасности и, следовательно, выделение «группы риска». Соответственно, внутри когорты риска, выделяемой по возрасту (опрос проводился среди женщин 20—45 лет), вводится различение между женщинами, у которых есть «партнер» (муж — для живущих в браке, сожитель — для «сожительствующих» или «постоянный партнер», живущий отдельно, —для прочих), и «одинокими» женщинами («заявляющими об отсутствии постоянного партнера»). За недостатком информации о самих половых сношениях определение риска выделяет относительно однородную по форме половых связей популяцию; остальная же часть остается разнородной, потому что здесь «смешиваются, по всей очевидности, женщины, не имеющие никаких половых связей, с теми, кто имеет эпизодические половые отношения или же регулярные, но с разными партнерами» (р. 124). Однако не все женщины, имеющие постоянного партнера, находятся в зоне риска: необходимо также исключить стерильных женщин (или имеющих стерильного партнера) либо в силу естественно-природных причин (но они еще должны и знать об этом, чтобы признаться), либо по
[200]
причине стерилизации(предпринимаемой часто в контрацептивных целях, так что эту подгруппу с таким же успехом можно классифицировать как пользующуюся определенным методом контрацепции), а также тех, для кого не существует риска и есть уверенность в его отсутствии (беременные женщины). И наконец, поскольку контрацепция предполагает, что риск вызывается боязнью, нужно также вычленить женщин, желающих иметь ребенка.
При таком определении риска и понимании контрацепции в соответствии с уже изложенным способом постановки вопросов суждение о качестве результатов (как о качестве практики) выводится из факта, что наблюдается лишь малое число женщин, «подверженных риску», но «не использующих контрацептивных средств»: «В конечном итоге менее 4% совокупности женщин от 20 до 44 лет не используют никакого контрацептивного метода, несмотря на то, что они рискуют забеременеть, не желая того». Это позволяет сделать заключение, что «распространенность контрацепции близка к своему максимуму» (р. 126). Таким образом, благодаря достаточно широкому определению значений контрацептивного метода, исследование приходит к констатации квазивсеобщего рационального (как адаптации средств к цели) отношения к деторождению: подавляющее большинство женщин знают, способны ли они к деторождению, хотят ли они зачать, и действуют соответственно. В зависимости от значения, которое сообщается этой констатации, можно считать, что либо она не относится к новой ситуации, потому что все социальные группы всегда умели ограничивать в той или иной форме рождаемость, либо в случае предложения опрашиваемым «научного» понятия контрацепции — а таково отношение демографа — данная констатация, видимо, чрезмерна или верна только для особой категории населения. Несомненно, что для Франции 1978 г. еще остается справедливым утверждение, что «деторождение предстает как результат двойного отрицания: иметь де-
[201]
тей — это не значит, что их хотели иметь, это значит, что не хотели (абсолютно и всеми средствами) их не иметь» (Bourdieu, Darbel, 1966, p. 139).
Сомнительно, что на практике многочисленные различения, приводящие к этому статистическому результату — между риском и не-риском, желанием зачать или не зачать, контрацептивной практикой или отсутствием таковой, являются столь четко расчлененными. Отсутствие четкой границы между стремлением зачать или не зачать ясно обнаруживается, например, у значительной доли замужних женщин, использующих контрацептивные методы и заявляющих о желании иметь еще детей (и, следовательно, исключенных из вышеприведенного подсчета) (Collomb, Charbit, 1987, p. 143-144). И как провести грань между контрацепцией и «неподверганием риску», если «периодическое воздержание» становится постоянным? В целом, «контрацепция», измеряемая опросом, необоснованно смешивает определения, которые применяются в ответах (указывающих признаваемую совокупность декларируемых практик), и определение контрацепции, которую демограф считает «действительной». Последний случай предполагает знание реального содержания ответов (что приводит демографа, например, к исключению из результатов периодического воздержания, связанного с менструальным циклом). Однако невозможно установить, не применяются ли другие «средства» либо с целью предохраниться от зачатия, либо такой цели не преследующие, но имеющие такой результат. Можно, например, заметить, что вопросник имплицитно предполагает существование лишь одной формы сексуальной практики и попадает в «тупик» в отношении других, именуемых по традиции «неестественным путем».
Возможный разрыв между социальными определениями, указанными в спонтанных ответах, и
[202]
научным определением контрацепции,организующим способ постановки вопросов, может стать очевидным, например, если сравнить различные способы определения «основного метода». Так как методы могут сочетаться, то чтобы представить совокупные результаты, необходимо решить — если методов несколько, — какой из них основной. Демограф достигает этого посредством «объективного» знания о периодичности рискованных ситуаций и относительной эффективности различных методов, рассматривая как основной тот, который «применяется в середине цикла», и, если в этот период применяется несколько методов, — отдавая предпочтение «современным» (Sardon, 1987, р. 305). Эта классификация отличается от той, которую сделали бы опрошенные женщины. Такой вопрос не задавался им впрямую, но можно считать, что метод, который они называли в первую очередь, еще до того, как их спрашивали о тех, которые могут его сопровождать или дополнять, является для них самым важным (если не самым эффективным). Не отличаясь слишком друг от друга (хотя бы потому, что только 14% «контрацептирующих» женщин называют больше 1 метода), тем не менее эти классификации расходятся достаточно ощутимо. Так, «прерванный акт» приводится в качестве первого ответа в 29,7% случаев. Критерии классификации, заложенные в опрос, сводят эту долю к 26,3% «основных методов», и один лишь критерий «эффективности в середине менструального цикла» сократил бы эту пропорцию уже до 25,4%. Эти различия существенны: теоретически верхний предел этих пропорций составляет 32,5% (женщины, которые назвали этот метод единственным, или сочетаемым с иными), а нижний предел 23,4% (женщины, назвавшие только его) (р. 306-307).
[203]
Если применяемые категории содержат значимую долю гибкости или расплывчатости, процент, получаемый в результате их использования, может приобретать ложное значение, что отражает его зависимость от способа постановки вопросов. Так, весьма вероятно, что женщины, которые спонтанно, с первого вопроса, не указали какую-нибудь контрацептивную практику, но назвали себя «предохраняющимися» при различных формах повторения вопроса, отличаются от других не только используемыми методами (которые почти всегда относятся к «традиционному» типу), но и своим отношением к «риску» зачатия. В результате, если и нет оснований не учитывать их как пользующихся какой-либо формой контрацепции (как то имеет место при других исследованиях), то можно спутать их с теми женщинами, которые более спонтанно заявляют о какой-либо форме предохранения. Один из аспектов социальной реальности контрацептивной практики проявляется в том, что некоторые формы практики — менее легитимные или недостаточно медицински апробированные — женщины отказываются признавать контрацептивными или колеблются, прежде чем их признать, в отличие от методов, о которых пишут в журналах. Таким образом, было бы интересно получить таблицы, которые позволили бы сравнить эти формы практики — или признания — применения контрацепции относительно таких переменных, как возраст, социально-профессиональная категория, уровень образования, вероисповедание.
Создается ощущение, что демограф, как эксперт, зацикленный на своем знании контрацепции, даже понимающий, что его определение не разделяется всеми, тем не менее избегает вопроса, чем же контрацепция является для опрашиваемых женщин. Социологическое изучение практики в отношении деторождения (или способности к деторождению) должно было бы вписаться в рамки социологии отношения к телу и отношения к будущему (см.: Bourdieu, Darbel, 1966). Но это предполагает, что вопросник о практических действиях не основы-
[204]
вается на имплицитной гипотезе об универсальности отношения, базирующегося на осознанном расчете. В этом случае можно прийти к парадоксальной идее, что контрацепцию можно измерить только там, где она является всеобщей (т. е. там, где никто не находится в пограничной ситуации между контрацептивной практикой и стремлением зачать, иначе говоря, там, где проблема ее измерения не стоит). Воспроизводя формулу, уже приводившуюся применительно к безработице, можно было бы написать: «Контрацепция существует там, где деторождение составляет предмет социальных процедур расчета и предвидения» (см.: Salais, 1986, р. 97). Но, как и в случае с безработицей, нужно было бы уточнить: в «современном» смысле. Таким образом, остается открытым вопрос о том, что представляют собой прочие формы регулирования, когда расчет и предвидение не вписываются полностью или эксплицитно в формализованные социальные процедуры.