Социология статистического производства
Дебаты вокруг затронутых вопросов затемнены бытующим представлением, которое различает сбор данных и их анализ как две самостоятельные и последовательные фазы научной работы и предполагает, что деятельность статистика считается чисто описательной, не допускающей непосредственного анализа или интерпретации описываемых явлений. Для опровержения такого представления хотелось бы напомнить, что конструирование данных само по себе является теоретическим делом (как «подсчитывать безработных» без теоретическо-
[179]
го определения безработицы?) и тщетно желание отделить «измерение» явления от его анализа или интерпретации. Именно в этом направлении мы продолжим анализ на основе примеров. Преодолевая рамки «критики документа», которая предполагает суждение о его «ценности», мы приложим максимум усилий, чтобы выйти на настоящую «социологию документа», восстанавливающую его статус как социального факта, а не только как информации (прозрачной или обманчивой) о социальных фактах.
Эта позиция, которая, очевидно, значима не только для статистических документов, может быть проиллюстрирована отношением Марселя Гранэ к таким документам, дату которых невозможно установить, которые неизбежно искажаются или переиначиваются в процессе их передачи. Непригодные к употреблению или с трудом используемые как свидетельства того, о чем они говорят или кажется, что говорят, эти документы, тем не менее, несут информацию о цивилизации, их выработавшей, например о Древнем Китае.
«Еще совсем недавно западные исследователи рассказывали историю Китая на китайский манер, даже не отмечая догматизма письменной традиции. Сегодня они пытаются отделить в его традициях истину ото лжи. Используя китайские критические работы, они не ощущают, как правило, недостаточность чисто литературного, историко-юридического объяснения. Несмотря на свою критическую позицию, они нечасто признают, что факты остались непознанными.
Достаточно ли определить дату документа для того, чтобы его данные стали употребимыми? Что дает, например, установление даты и ценности китайских документов о древних методах сохранения плодородия почвы, если при этом не берется в расчет, что площадь земельного участка, которым, как утверждают эти документы, владел один земледелец, в пять или шесть раз меньше площа-
[180]
ди, которая в наши дни рассматривается как необходимая, чтобы прокормить одного-единственно-го человека в странах с самой плодородной и наилучшим образом обработанной землей? Литературная история культовых книг вызывает большой интерес, но можно ли всерьез ею заниматься, если не дать себе труда заметить, что: 1) среди предметов, упоминаемых в ритуальных книгах, почти нет тех, которые действительно были найдены при раскопках; 2)среди предметов, найденных при раскопках, слишком мало тех, о которых в культовых книгах даются некоторые сведения? Раскопки едва начались, и китайская археология вдохновляется книжным духом. Чрезвычайно важно, что документы, которыми мы располагаем, носят утопический характер. Остается посмотреть, имеют ли они ценность в том виде, в каком они существуют. Они не позволяют отыскать меню исторических фактов и описать с достаточной точностью материальную сторону китайской цивилизации. Мы не знаем ни деталей войн и политических интриг, ни методов управления, экономических практик, манеры одеваться и т. д. Напротив, у нас есть множество точных свидетельств о различных духовных или теоретических установках, которые были в Китае присущи различным слоям — по поводу костюма, богатства, искусства управления, политики, войны... Особенно мы осведомлены о тех установках, которые носили нормативный характер. Но китайцы не хотят ничего терять из своего прошлого: даже когда стараются представить его идеальную реконструкцию, они сохраняют множество сведений, противоречащих духу ортодоксальных теорий.
В настоящий момент не существует возможности написать Учебник китайской античности. И, напротив, можно вникнуть, и даже достаточно глубоко, в знание Китая, если ограничиться опреде-
[181]
лением совокупности предпочтений, характеризующих социальную систему китайцев античности» (Granet M. La Civilisation chinoise. Paris: Albin Michel, 1968, p. 10-11).
Аналогичным образом мы хотели бы теперь показать, что конструктивным предметом анализа могут стать «ошибки» статистического сбора или обработки информации, вызывающие сожаление (и более или менее неизбежные) «недостатки» статистических данных. Причем именно как дополнительная информация, как богатые смыслом «симптомы», пригодные для социологического конструирования изучаемых явлений.