Комиссия изучения проблем старости (1960-1962)
Процесс, через который дотоле изолированные и распыленные действия, ведущиеся в основном практиками социального действия, достигают статуса политических мер,
[121]
обладающих силой и наглядностью, присущими всему официальному, очень важно анализировать, чтобы понять, каковы же ставки в ходе конструирования социальной проблемы. Но подобное превращение, разумеется, не было бы столь быстрым, если бы оно не стало предметом официального признания со стороны одной из новых инстанций легитимации социального действия, инстанции, которую можно было бы назвать политико-административной. Пример тому — Комиссия изучения проблем старости.
Учрежденная при премьер-министре, Комиссия объединила вокруг Пьера Ларока — президента социальной секции Государственного Совета и основного руководителя созданного в 1945 г. Социального обеспечения — двух наиболее титулованных и знаменитых специалистов по вопросам старения. Ими были Франсуа Бурльера, занимавший должность профессора первой кафедры гериатрии на Медицинском факультете Сорбонны, и Альфред Сови, профессор College de France, которые участвовали в большей части коллоквиумов по вопросам старения, начиная с самого первого («Дни науки о старении» в 1948 г.). Кроме того, в эту Комиссию вошли генеральный директор страховой компании, заместитель генерального комиссара Планирования, несколько специалистов в области социальных наук. Несмотря на участие в Комиссии представителей различных министерств, занимающихся прежде всего стариками из низших классов, «политика старости» в «отчете Ларока» касается «не только наиболее обездоленных людей старшего возраста, но и всего пожилого населения» (Comission d'etude..., p. 215) и переходит от обеспечения неимущей старости к «включению пожилых людей в общество» (p. 9)1.
' Этот отчет часто называют «отчетом Ларока», по имени председателя Комиссии.
[122]
Эта проблема «старения» (пресловутого «демографического старения») стала прямо-таки «национальным делом», как и проблематика кризиса рождаемости, в тон которой она звучит. Речь больше не идет, как в случае системы традиционного социального обеспечения, об улучшении нищенских условий жизни необеспеченных стариков, которое дополнительно мобилизовало бы специализированных агентов, наподобие сотрудниц учреждений соцобеспечения, приютских или квартальных врачей, руководителей отделений помощи нуждающимся и благотворительных организаций... В повестку дня ставится решение проблемы, которую квалифицируют как угрожающую воспроизводству общества и продолжению жизни целой возрастной когорты нации (и связанного с ней социального порядка). «Старение» рассматривается как национальная «опасность», что предоставляет определенной категории агентов повод для исполнения чего-то вроде метаполитических обязанностей в тех сферах, которые политически относительно слабо структурированы.
Этому изменению «проблематики», т. е. изменению взгляда на порядок вещей, соответствует не только трансформация системы практик агентов, заинтересованных в разрешении «проблемы», но и изменение статуса тех, кому доверена функция определения содержания выбираемой «политики», в частности, в собственно политическом поле. «Серьезность» проблемы (ее «опасность»), размер группы населения (совокупность «пожилых лиц»), множественность затронутых сфер (экономика, здравоохранение, социальное обеспечение...) — вот факторы, мобилизующие этих «общественных деятелей». Они неколебимы не только в отправлении своих профессиональных функций (ведь они находятся на самой вершине профессиональной иерархии), но и в способе занимать публичное пространство, поскольку играют роль «техников», а не «политиков». Однако данные «профессионалы», в отличие от других себе подобных, часто исполняют также и бюрократические функции, будь то руководство очень крупными административными организациями или боль-
[123]
щими ассоциациями гуманитарного профиля. Короче, это те кого называют «мудрецами» — «терапевтами» социальных проблем.
Новое представление о старости своей силой частично обязано поддержке некоторых агентов научного поля — медицинских и социальных наук — и опирается на распространение «геронтологической Вульгаты» которое происходит сегодня одновременно с институциона-лизацией геронтологии как «научной» дисциплины. Геронтология объединяет различные специальности, которые сформировались вокруг осуществления заботы о старости. Вместе с тем, новая «специальность» — геронтология — в большей степени фундируется потребностью в новой коллективной вере, освящающей трансформацию отношений между поколениями и вытекающую отсюда автономизацию управления старостью (которой эти «специалисты» как раз и содействовали), нежели непосредственно научными основаниями, признаваемыми в качестве таковых в поле науки.
Если новое коллективное представление о старости приняло вид науки, то потому что стало легитимным способом представления социального мира. С этой точки зрения геронтология являет собой образец той «научной морали», которая сопровождает создание институций управления «социальными проблемами». Одним из показателей слабой «автономии» этих дисциплин по отношению к административным запросам является само определение их объекта. Они всегда воспроизводят юридически определенную компетенцию институций, простыми эманациями которых они зачастую являются. Действительно, определение таких «специальностей», как геронтология, криминология, эргономика и т. д., прямо строится на принципах бюрократического способа управления социальными отношениями, например, формированием *групп населения», которые были бы наделены или лишены прав социально гарантированных государством. Это соответствие между научным и юридическим объектом лежит, по всей видимости, в основе «реалистического»
[124]
представления об объектах, подлежащих научному фор. мулированию, с которым неразрывно соединены кредит доверия и выделение финансовых кредитов: «пенсионеры», «производственная травма», «мать-одиночка», «многодетная семья» и пр.
В борьбе за легитимное определение научного объекта «обладать реальностью-для-себя», как говорил Гастон Башляр, — значит обладать орудием, которое имеет исключительную ценность в глазах административных руководителей. Они требуют от специалистов в области социальных наук быть «реалистами». Они спрашивают с них только то, что в ином виде поставляется правом, и посему от них требуется, в тесной связи с правом, производить работу по рационализации и обоснованию решений. Эта работа заключается в придании административным и политическим распоряжениям статуса законных, т. е. рационально доказанных решений. В свою очередь, специалисты освящаются если не самой «реальностью», то по крайней мере агентами, для которых они работают, или позициями, которые предполагают власть «реализовать» — в частности финансовыми средствами, находящимися в их распоряжении, — представления, вырабатываемые и легитимируемые специалистами.
Например, введение геронтологами нового представления о периоде, который начинается с выходом на пенсию и представляет собой как бы «большие каникулы жизни», содействовало подъему индустрии досуга (или хотя бы существенному повышению рентабельности инвестиций в данную отрасль), благоприятствуя поддержанию в периоды межсезонья той инфраструктуры, которая чаще всего загружена только в сезон. Тем более, рынок «каникул третьего возраста» не был бы, конечно, так развит, если бы он не субсидировался столь щедро муниципалитетами и пенсионными кассами, которые взяли на себя обеспечение ему рекламы, поиск и выявление для него клиентуры и частичное финансирование.
[125]
Итак, выдвигая утверждение, что «нормальным состоянием третьего возраста является досуг», геронтология способствует, со своей стороны, росту индустрии досуга. В свою очередь, создавая услуги, специально предназначенные для «третьего возраста», агенты экономического поля включают, таким образом, это выражение в категории восприятия здравого смысла. Это усиливает позиции тех специалистов, которые видят в развитии данного нового рынка подтверждение получающих всенародное признание потребностей, возникновению которых они способствовали своим анализом и обследованиями (Lenoir, 1979).
Эксперт и социолог
Приглашение экспертов в административные инстанции не ново. Робер Кастель описал эволюцию, которая приводит эти инстанции к обращению к специалистам, функция которых поначалу состояла «в оценке, исходя из их собственных знаний, конкретной ситуации» (Castel, 1985, р. 84-92). Это вмешательство характеризовалось тем, что мобилизованная компетенция, «капитал экспертизы» был независимым по отношению к интересам институции, которая к нему обращалась.
Предельным случаем такого технического аспекта отношения, которое может продемонстрировать экспертиза, является отношение эксперта-бухгалтера, которого судебные органы просят подвести финансовый баланс предприятия. То же самое происходит в случае баллистической экспертизы. Именно с этих «служебных отношений» между двумя институциями начинает формироваться экспертиза как «инстанция легитимации». Робер Кастель, анализ которого мы здесь воспроизводим, приводит пример обращения судов к психиатрической экспертизе, практике, которая в судебных кругах стала вводиться с начала XIX века.
[126]
Обращение к экспертам объясняется внутренним противоречием функционирования судебного аппарата. В соответствии с уголовным кодексом, чтобы быть обвиненным, нужно быть ответственным за свои действия. Когда какое-либо деяние происходит в таких обстоятельствах, что оно кажется совершенным за гранью вменяемости, суду, тем не менее, необходимо дать свое определение, однако критерии, на которые он опирается в обосновании своего приговора, не всегда могут квалифицироваться судебной институцией как относящиеся к делу. Обращение к эксперту, т. е. агенту, снабженному специфической компетенцией, внешней по отношению к компетенции институции, которая к нему обращается, позволяет последней преодолеть противоречие. «Говоря, что обвиняемый, — продолжает Кастель, — ответственен или не ответственен (и предоставляя знания в доказательство), эксперт-медик позволяет судебному аппарату функционировать в соответствии со своей логикой, т. е. выносить приговор "по всей справедливости" или добровольно отказывать в вынесении обвинительного решения, в зависимости от того, согласуется инкриминируемое действие с его собственными категориями или нет».
Видно, что речь идет в этом случае о служебном отношении: эксперт здесь не представляет собой фигуру «решающего». Он передает мнение, и это уже дело заказчиков, использовать его или нет. Но даже в случае, когда «мнение эксперта не распознает сути», как говорят юристы, содержание экспертизы не перестает влиять на решение. Так что легитимность судебной инстанции здесь скорее отступает перед легитимностью экспертизы. «Точнее, первая основывается на легитимности экспертизы, которую она лишь переформулирует на своем собственном языке». Эксперт —
[127]
часто врач или психолог— является агентом, обладающим легитимной властью устанавливать категории классификации индивидов, а также распознавать в их отношении симптомы и показатели, этим категориям соответствующие. Таким образом «предписывающая» экспертиза совершает нечто вроде морального влияния, основанного, безусловно, на знании («специфическом капитале» специалиста). Это знание производит «нормативные факты», квалификации и деквалификации, имеющие правовой статус. Такой мандат эксперта является не исключительно техническим мандатом, а способностью определять нормы. «Он выступает посредником не при выборе технических возможностей, а при ценностном выборе» (Castel, 1985, р. 81-92). Ту же самую логику можно обнаружить в решениях, касающихся образовательной ориентации в секциях специального обучения (Balazs, Faguer, 1986, p. 115—118) или в использования тестов на понимание в школе (см. Muel-Dreyfus, 1975).
Появление социальной проблемы обязано, таким образом, двум рядам факторов. В результате различных социальных потрясений на повседневную жизнь индивидов воздействуют различные потрясения [структуры], влияние которых различается в зависимости от социальных групп; но эти объективные условия порождают социальную проблему только тогда, когда ей найдена публичная формулировка. Это отсылает ко второму ряду факторов (работа по сообщению, навязыванию и легитимации), о которой только что говорилось. Остается третья фаза: процесс институционализации, который призван фиксировать категории и делать их устойчивыми и очевидными для всех.
[128]
Институционализация
Собственно социологическому анализу в меньшей степени препятствует сложность объекта, нежели социальные условия его изучения. Социология имеет дело с уже установившимися представлениями, имеющими различную форму: они являются не только в виде научного или политико-морального дискурса, но также в институциональном состоянии, как системы оплаты, перераспределения, оснащения и т. д. Множество факторов участвует в навязывании социологу определения его объекта. Только анализируя различные формы институционализации своего объекта, социолог способен придать действенность своей познавательной критике. С этой точки зрения, коллективное управление старостью представляет собой типичный пример разнообразных форм институционализации социальных проблем.