Естественные» категории и социальные ставки
Возрастные категории в этом смысле являются также хорошим примером ставок, на которых основана всякая классификация: в самом деле, ясно, что при манипулировании возрастными категориями речь идет о проблеме власти, связанной с различными моментами жизненного цикла, поскольку характер и основания власти различаются в зависимости от целей, свойственных каждому классу и каждой фракции класса в межпоколенческой борьбе. То же самое происходит с восприятием профессиональной деятельности как труда, о чем свидетельствует борьба относительно возраста выхода на пенсию или признания женской домашней работы или работы по уходу за детьми.
То, что действительно составляет для социолога объект исследования, — это не разрешение спорных вопросов в подобных символических битвах, а изучение агентов, их ведущих, орудий, ими используемых, и стратегий, ими реализуемых, с учетом силовых отношений между поколениями и социальными классами, а также с учетом господствующих представлений о легитимных практиках, связанных с определением возраста. Таким образом, с этой точки зрения, неверно фиксировать для членов одного и того же социального класса, тем более для отдельных индивидов, возраст, начиная с которого они становятся «старыми», т. е. «слишком старыми» для выполнения данного вида деятельности или законного доступа к некоторым категориям благ или социальным позициям.
Именно установление такого возраста — момента, когда самые молодые поколения вынуждают самых старших удалиться с властных позиций с тем, чтобы занять их в порядке очередности — составляет ставку борьбы между поколениями. Поэтому правомерен вопрос: не будет ли социология старости, избирающая в качестве своего объекта население, определяемое главным образом юридическим возрастом или состоянием биологического
[92]
старения, заранее разрушать объект своего исследования в той мере, в какой она полагает решенным то, что, собственно, требуется объяснять?
Это показывают Ришар Трекслер и Даниэль Херли, которые относят появление понятия «подростковый возраст» в ряде больших итальянских городов Возрождения к изменениям отношений между поколениями в буржуазной среде. Родители отодвигали возраст вступления в брак своих детей с тем, чтобы не лишаться части своего имущества и своей власти, так как брак сопровождался в этой социальной категории передачей семейного имущества.
В ответ на давление со стороны молодых (отцеубийства не были редкостью в ту пору) родители проявляли большую терпимость в том, что касалось сексуального поведения, чтобы не уступать в главном — сохранении до самой смерти власти в распоряжении семейным имуществом (Trexler, 1974; Herlihy, 1972).
Манипулирование с возрастными категориями всегда содержит — разумеется, в различной степени — переопределение власти, связанной с разными моментами жизненного цикла, свойственного каждому социальному классу. Оно представляет собой форму борьбы за власть, которая доверяется в каждой социальной группе различным поколениям. Это видно, в частности, на примере изменения силовых отношений между поколениями у ремесленников-стекольщиков во второй половине XIX века, последовавшей за изменением производственной техники в этом секторе (Scott, 1975).
В самом деле, механизация и вызванное ею упрощение работ подточили одну из основ власти мастеров-стекольщиков, а именно монополию владения техникой изготовления и, соответственно, монополию ее передачи: до той поры стеклодувы контролировали в свою пользу отношения между поколениями, навязывая сроки подготовки и уровни компетенции своим преемникам, «мальчишкам» и «парням»; притом эти слова обозначали как позицию на шкале возрастов и шкале профессий, так и,
[93]
гораздо шире, социальную позицию (низкую оплату, холостое состояние и т. д.). В ситуации конкуренции с молодыми подмастерьями стекольщики, после безуспешных попыток отодвинуть возраст доступа к ученичеству и продлить сроки подготовки, были вынуждены применить оборонительные стратегии и, в частности, признать особый статус за своими наиболее опасными конкурентами, обретшими равную с ними квалификацию, чтобы тем самым воспрепятствовать «мальчикам», ставшим слишком «взрослыми», вытеснить их самих.
Точно так же Жорж Дюби показал, что установление во Франции XII века в аристократической среде нового, четко определенного этапа существования, обозначенного как «молодость» — периода между посвящением в рыцари, указывавшим на окончание детства, и браком, определявшим завершенное состояние взрослого, — было продуктом семейных стратегий сохранения власти и сбережения имущества от потомства. Принадлежность к «молодежи» зависела не столько от биологического возраста, сколько от возраста — существенно колебавшегося, в котором наследники становятся преемниками в управлении имуществом, т. е., главным образом, по смерти их отца. Удлиняя «молодость» своих детей, т. е. удаляя их из вотчин (крестовые походы, турниры и т. д.), родители настолько же отодвигали возраст, в котором они уже сами считались бы «стариками». «Молодые люди» были, таким образом, холостыми рыцарями, обреченными на странствия и приключения, в ожидании момента, когда они смогут наследовать своим отцам и жениться (Duby, 1964).
Возрастная терминология есть результат «того неявного антагонизма и глухой борьбы, в которых каждый Добивается своего места под солнцем» (Halbwachs, 1970, Р- 108). Эти наблюдения показывают, что «возраст» не является ни природной данностью, ни принципом образо-
[94]
вания социальных групп, ни даже фактором, объясняющим поведение. Как показывает Г. И. Джоунс на примере африканского населения племени ибо, возраст индивида является результатом действия трех факторов: прежде всего тем, что Норман Б. Райдер назовет «демографическим метаболизмом», который зависит от показателей плодовитости и смертности и изменения которого содействуют определению конкурентного состояния между поколениями за занятие властных позиций (Ryder, 1965); он определяется также силовыми отношениями между родителями и детьми в семье и — более широко — в рамках поколенческих связей; наконец, зависит от способности молодых людей перетянуть «общественное мнение на свою сторону», доказывая, что они владеют социально требуемыми качествами, необходимыми для перехода из одной возрастной категории в другую (Jones, 1962, р. 207-208).
Из того факта, «что неизвестно, в каком возрасте, в какой период жизни начинается старость», следует ли на манер тех социологов, которые, по замечанию Парето, «не в состоянии провести черту, отделяющую абсолютно богатых от бедных», прийти к заключению об отсутствии классовых антагонизмов и делать вывод, что стариков не существует? (Pareto, т. II, 1986, р. 385). Объект социологии старости состоит не в определении того, кто стар, а кто нет, или в указании на то, с какого возраста агенты разных социальных классов становятся старыми, а в описании процессов, благодаря которым индивиды социально обозначаются как таковые.
Это не значит, что возраст, включаемый в гражданское состояние, «юридически измеряемая величина», которая, по выражению Филиппа Арьеса, исходит из мира «точности и цифр», не обладает никакой социальной реальностью: он постоянно напоминает о себе индивидам (дни рождения, административные хлопоты и т. д.) и представляет собой что-то вроде абстрактного эталона и идентификационного омнибуса или, если угодно, референтную величину, позволяющую проводить сравнения. Кро-
[95]
ме того, фиксация юридически значимого возраста, например, возраста гражданской зрелости в восемнадцать лет или возраста выхода на пенсию в шестьдесят пять, сказывается на борьбе между поколениями. Она направлена на установление некой официальной нормы, с которой агенты должны считаться («нужно уступать место молодежи» и т. д.), хотя бы потому, что с тем или другим возрастом ассоциируются определенные права.
«Старость» не более чем «молодость», не является каким-то сущностным свойством, которое приходит с возрастом; это категория, установление границ которой вытекает из состояния (изменчивого) силовых отношений между классами и отношений между поколениями в каждом классе, т. е. из распределения власти и привилегий между классами и между поколениями.
Пример манипуляции с возрастом выхода на пенсию исключительно красноречив, поскольку здесь борьба, касающаяся определения возрастных категорий, разворачивается в двух измерениях: борьба, которая противопоставляет социальные группы, и борьба, в которой сталкиваются поколения. Это происходит еще и потому, что «ценность» индивидов и, в частности, мужчин на рынке труда является, несомненно, одной из основных переменных, которая определяет сегодня социальное старение: профессиональная активность принципиальна в определении социальной ценности индивидов.
Иерархия форм и степеней старения в поле профессий, по-видимому, воспроизводит социальную иерархию и доходит вплоть до уровня отдельных предприятий. Именно это вытекает из исследования, показывающего, что, по мнению работодателей, самым тяжелым «изъяном» стареющих работников является «ухудшение способностей адаптироваться к работе, методам или новой технике»; далее идут «утрата подвижности», «потеря сил»; далее — утрата «интеллектуальной живости» и «сноровки», «памяти» и в последнюю очередь упоминается «неспособность к руковод-
[96]
ству»1. Другими словами, это означает, что угасание с возрастом качеств, признаваемых работодателями в качестве необходимых для выполнения различной профессиональной деятельности, или, если угодно, возраст, с которого разные социальные категории начинают «стареть», оказывается более ранним для представителей самых низших классов: руководителями предприятий чернорабочие рассматриваются как «продуктивные на 100%» только до среднего возраста в 51,4 года, квалифицированные рабочие — до 53,5 лет, мастера — до 55,9 лет, ответственные работники — до 57,9 лет и никакого возраста не зафиксировано для самих руководителей (ibid, p. 97). На основе этой дифференцированной оценки «продуктивности» разных категорий трудящихся, предпринятой руководителями предприятий, т. е. агентами, социально заинтересованными в предписании границ старения, влияющих на цены на рынке труда, ясно, что старение измерено на этом рынке не столько по «шкале возрастов», сколько по шкале критериев, навязывание которых зависит от состояния борьбы между различными категориями продавцов и покупателей рабочей силы.
В целом, принципы разделения труда структурируют одновременно распределение задач между социальными группами, а также их категории восприятия и оценки. Социальное разделение труда является социальной работой деления, т. е. борьбой между группами за навязывание принципов видения социального мира, способствующих поддержанию или изменению их позиций в социальном пространстве (Bourdieu, 1984, р. 3—12).
1 Опрос был проведен в 1961 г. Французским институтом опросов общественного мнения (1F0P) среди 100 руководителей предприятий и начальников отделов кадров крупных и средних частных предприятий. См.: Les travailleurs ages dans l'entrep-rise // Le Haut-Comite consultatif de la Population et de la famiUe; Les personnes agees et l'opinion en France. Paris: La Documentation Francaise, 1962. P. 99-100.
[97]
Борьба классификаций может привести к изменениям видения и деления социального мира, особенно если к категориям, определение которых стоит под вопросом, присоединены права, как, например, пенсия для лиц данного возраста. Это способствует приданию некой «социальной устойчивости» той категории, которую стремятся образовать пенсионеры, так как защита прав может стать фактором мобилизации (когда эти права оказываются под угрозой).
«Социальная реальность» — результат всей этой борьбы. Она проявляется в разных формах: в состоянии права, коллективных материальных ресурсах, мыслительных категориях, социальных движениях и т. д. Изучение появления социальной проблемы, с этой точки зрения, есть один из лучших способов, вскрывающих работу по «социальному конструированию реальности», если воспользоваться названием известной социологической работы (Бергер и Лукман, 1995), так как оно вбирает все аспекты этого процесса. И если речь идет о социальной проблеме, объект социологического исследования вырастает, прежде всего, из анализа процессов, благодаря которым конструируется и институционализируется то,что в настоящий момент существует в этом качестве.