Доминирующие и доминируемые в военной институции
Учет социальных характеристик агентов необходим не только для того, чтобы изучать состав призывников, но и Для того, чтобы исследовать контингент агентов инсти-тУЦии: будучи далеко неоднородным, он структурирует-
[44]
ся с помощью оппозиций, аналогичных тем, какие существуют между позициями вышестоящих и подчиненных в иерархии. Не выделяя группу военных в качестве собственно объекта исследования, можно, тем не менее, указать несколько моментов, которые позволяют проиллюстрировать практику сравнительного анализа, основанную на принципах структурной оппозиции.
— Элитарные качества
Как и в большинстве институций (школа, Церковь...), высшие позиции ассоциируются с блестящими качествами, тогда как средние достоинства — «серьезность» либо «верность» — являются уделом подчиненных. Поэтому не следует торопиться распространять на всю военную институцию характеристики, принадлежащие этим последним. Собственно структурный анализ заключается в том, чтобы показать, что релевантной является не позиция как таковая, но система оппозиций между позициями, различающимися по характеристикам траекторий агентов, которые их занимают.
— Специфика военной элиты
Недостаточно включить начальников в социальный универсум «доминирующих», поскольку то, чем они от него отличаются, столь же важно, как и то, что их с ним связывает. Как правило, всякая доминирующая позиция в какой-либо институции предположительно опирается на «личность» агентов, которые ее занимают. Среди «способностей», делающих «начальника» достойным быть руководителем, фигурирует и «характер». Это свойство отличается от качеств, считающихся неполноценными, — «абстрактными» и «теоретическими», — которые присущи «интеллектуалам»: «характер» это то, что позволяет добиться ревностного послушания солдат, особенно в ситуации повышенной опасности.
— Внутреннее деление командного состава
Внутри командного состава оппозиция между доминирующими и доминируемыми воспроизводится в весьма спе-
[45]
цифических формах. Например, дистанция между офицерами и унтер-офицерами, которая является решающей, если мы хотим анализировать социальное деление деятельности командного состава, характеризуется разрывом между «блестящими начальниками», наделенными даром «инициативы», и служаками, обладающими скорее способностью «скромного» и «незаметного» исполнения приказов. Эти последние предрасположены быть промежуточным звеном между высшими эшелонами и рядовыми, с которыми они в определенной мере имеют общие манеры и язык. Наконец, даже среди офицеров можно распознать аналогичную оппозицию между людьми, рано выдвинувшимися на командные должности благодаря престижному образованию, полученному в Grandes Ecoles, и теми, чье более позднее продвижение связано с выслугой лет.
Доказательность сравнения
На этой стадии анализа использование сравнения оправдывается полностью: специфика армейской классификации обнаруживается более очевидным образом, если этот процесс рассматривается сквозь призму ему подобных.
Школьная «классифицирующая машина»: la khagne*
Осуществляемая школой классификация представляет очевидный интерес в той мере, в какой, с одной стороны, суждения школьной институции обладают высокой степенью легитимности, и, с другой, обладают длительным воздействием на агентов, что безусловно отличает их от классифицирования призывников.
* La khagne — подготовительный лицей (для бакалавров) Ия поступления в Высшую педагогическую школу (Ecole Normale Sttperieure). — Прим. пер.
[46]
Формирование «классифицирующей машины» было предметом специального исследования (Bourdieu, de Saint Martin, 1975), позволившего выявить «категории профессорского мышления», т. е. принципов классификации, осуществляемой преподавателями, на примере одного образовательного канала, близкого модели «тотальной институции», а именно подготовительного лицея для поступления в Высшую педагогическую школу. Логика оценивания, осуществляемая школой, исследуется на основании особенно показательного материала — совокупности индивидуальных карточек, которые заполнялись в течение последовательно четырех лет одним преподавателем философии в первом классе подготовительного лицея в Париже.
Наличие информации, касающейся социального происхождения каждого индивида, а также его качественных и количественных оценок, позволяет проверить следующие гипотезы: «Таксономии, которые распознаются за ритуализированными формулами профессорских характеристик («оценки») и которые, соответственно, структурируют аргументы профессоров в той же мере, в какой те их выражают, могут быть соотнесены с цифровым выражением оценок (отметки) и с социальным происхождением учеников, являющихся объектами этих двух форы оценивания»). Можно рассматривать «Машину» в связи с двумя ее операциями: одна из них преобразует социальную классификацию (проще говоря, социальное происхождение) в классификацию школьную, другая школьную классификацию превращает в социальную (проще говоря, профессиональная деятельность впоследствии). Здесь будет рассмотрена одна из этих двух операций.
«Классифицирующая машина», устанавливающая взаимосвязь между двумя факторами — на «входе» наследуемый культурный капитал, который может быть определен профессией отца, и на «выходе» школьный капитал, определяемый с помощью средних оценок, — показывает общее соответствие между этими двумя факторами. По мере того, как мы продвигаемся от самых плохих к
[47]
хорошим ученикам, мы поднимаемся от сына мелкого торговца, ремесленника или работника по техническому обслуживанию (из провинции) к сыну университетского профессора права или филологии в Париже, через профессии инженеров или крупных коммерсантов. Оппозиция между доминирующим и доминируемым полюсами является принципом гомологии между пространством социальных классификаций и пространством школьных классификаций и, следовательно, наблюдаемых соответствий. При анализе шкалы заслуг, которые подразумевают характеристики, даваемые преподавателями, видно, что внизу оказываются ученики «недалекие», «простоватые», «раболепные», «примитивные». В средней части шкалы («хорошая середина») появляются ученики «старательные», «серьезные», «сильные», а на вершине оказываются ученики, способные доводить дело «до конца», «до совершенства», «самобытные». Даже внутри группы «хороших» существует оппозиция с точки зрения характера успеха: «блестящим» субъектам, достигающим успеха легко, благодаря «одаренности» или «избранности», противостоят субъекты, представляющие лишь негативную форму успеха, характеризуемого «трудом», «усилиями», «прилежностью». В школьных карьерах и качествах, дисциплинах, учебных заведениях всегда обнаруживается этот дуализм между благородной формой образца и сугубо школьной формой, которая подразумевает некоторую ущербность. Из установленной таким образом гомологии между двумя факторами — социальным и школьным — можно вывести, что школьная классификация обладает глубоко скрытой объективной истиной: практически неуловимые, но социально обоснованные признаки личности (стиль, Дикция, внешний вид...) составляют критерии сугубо школьного акта оценки. Но для того, чтобы не упустить часть описываемой реальности, к чему приводит вера в езависимость профессорских суждений, следует допол-
[48]
нить первый момент анализа, характеризуемого разрывом с внутригрупповыми представлениями, вторым моментом. Он состоит в том, чтобы описать функционирование «классифицирующей машины» как «идеологической машины», которая, скрывая от агентов соответствие между школьным и социальным классифицированием, облегчает тем самым его осуществление. Делая это соответствие явным, социолог начинает понимать, что социальные функции классификации могут осуществляться таким образом, чтобы создавалось впечатление, что агенты институции (прежде всего в собственных глазах) подчиняются лишь целям и правилам школьной институции. Благодаря коллективным механизмам институционального освящения создается впечатление, что классификация агентов не имеет иного смысла кроме как обоснования самой институции: характеристика «философский склад ума» дается не сыну университетского преподавателя, но индивидуальности, которая имеет возможность наилучшим образом соединить в себе все черты, которые школа считает наилучшими.
Для продолжения такого типа анализа специфического случая социального и политического применения социальных наук можно было бы предусмотреть исследование, имеющее целью посмотреть, каким образом на протяжении нескольких последних лет «культурное неравенство» было названо и начало рассматриваться как «социальная проблема», могущая заинтересовать политиков, экспертов, педагогов, экономистов.