Установление связей между социальными свойствами агентов и социальными функциями «тотальной институции»
Недостаточно описать основные черты машины армейского принуждения. Оно могло бы и не иметь никакого эффекта, если бы не существовало аналогии между социально обусловленными качествами тех или иных индивидов и постоянными и молча усваиваемыми характеристиками воздействия, которое они испытывают. Функционирование институции предполагает определенные социальные условия, которые обеспечивают успех работы по внушению. Это не «аксиома», а общий принцип социологического объяснения. В «сложном» обществе всякая институция неизбежно оказывает дифференцирующее воздействие на агентов, или, что одно и то же, различные социальные группы неравным образом предрасположены к тому, чтобы следовать требованиям той или иной институции. Если данный этап исследования требует использования языка статистики, то потому, что он дает хороший (но не исключительный) инструментарий разрыва с обыденным сознанием.
Действительно, статистический анализ позволяет установить, что агенты обладают неравными объективными возможностями:
— получать определенный тип благ и заниматься отдельными видами деятельности;
— соответствовать социально определенным образцам при их использовании или потреблении (успехи в учебе, «изысканный вкус»...);
— культивировать соответствующие субъективные аспирации (чувствовать себя «избранным» или «недостойным», «созданным для...»).
Если институции, в частности, «тотальной», свойственно навязывать индивидам свои собственные коды расшифровки личного опыта, и если обычно она не допускает
[35]
иных мотивов добровольного вступления в институцию, кроме тех, которые она формулирует сама на возвышенном языке призвания («Если ты любишь приключения, армия предлагает тебе энергичное дело», «Слушай, слу-щай Иисус говорит с тобой. Он зовет тебя: "Иди, следуй за мной"»), то статистический анализ предлагает средства выявления социальных механизмов адаптации агентов к институции и, следовательно, механизмов производства «призвания»: он позволяет, тем самым, уловить и обратные случаи, т. е. неприятия и отказа.
На данном этапе работы по конструированию объекта, можно было бы определить действие тотальной институции, утверждая, что она стремится систематизировать социально классифицированных индивидов в соответствии со своими собственными принципами; между тем, иерархия мобилизованных индивидов и качеств, которую она устанавливает, не полностью автономна от внешних иерархий. Выявление отношений между классификацией институции и социальными классификациями, так же как и трансформирующих законов, которые регулируют эти отношения, дает возможность преодолеть ограничения, присущие предшествующей фазе и не позволявшие по-настоящему рассмотреть вопрос различий между столь несхожими институциями, как, скажем, тюрьма и элитарная школа. Чтобы не ограничиваться абстрактным описанием формальных инвариантов («солдат» по сравнению со «священником», с «пансионером» лицея или Grandes Ecole), следует выявить специфику оппозиционных связей, свойственных самой институции (армейский — гражданский, мужественный — женственный, энергичный — расслабленный), соотнося их с системой отношений между социальными классами. Это предполагает две операции: первая состоит в анализе социальных характеристик агентов военной иерархии, с самого ее верха до самого низа; вторая — в исследовании исторического формирования военной институции во Франции. Совершенно ясно, что последнее не равносильно «включенному наблюдению», поскольку изучение прошлого,
[36]
с присущими ему трудностями, представляет собой определенное отклонение в сторону. Однако исследователь не может упустить его из поля зрения, если он стремится принять с точки зрения метода все меры предосторожности против частичного, антиисторического видения, т. е. фетишизации объекта, который он описывает.
После того как анализ связи между военной и социальной классификациями проделан, становится возможным ставить вопрос о социальных функциях военной службы. Это возможно, когда оказывается, что армия классифицирует призывников в соответствии с логикой, основание которой не имеет сугубо внутреннего происхождения. Взяв в качестве объекта эти функции, социолог не привносит ad hoc гипотез в полевую работу, происходящую в непосредственной близости от материала, при конструировании объекта он лишь выявляет такой аспект, который предполагает наблюдение вплоть до самых скрупулезно схватываемых деталей. Социолог игнорирует академическое разделение между фазами анализа: одновременно описывается данность (типология «солдат» или «начальников», «ситуаций»), ей по индукции придается надлежащая форма («культура новобранцев», «культура армии»...) и осуществляется ее «теоре-тизация» (моделирование, анализ «подсистемы» и ее «дисфункций»...).
Одним словом, эта новая фаза должна помочь, с одной стороны, рассмотреть отношение между функционированием институции и воспроизводством социального порядка и, с другой стороны, подготовить следующую фазу, посвященную осмыслению опыта, проживаемого агентами. И здесь вновь анализ может оказаться очень плодотворным: благодаря сравнению различных институциональных классификаций он помогает вскрыть специфику военной институции.
[37]