Методологическое применение сравнения: процесс внушения в «тотальных институциях»
Среди методов отчуждения от наиболее непосредственно обнаруживаемых характеристик определенного социального универсума обоснованное сравнение (в противо-
[25]
положность зыбкой метафоре) является средством привилегированным: оно показывает, что некоторые характеристики являются частью более общей логики. Если рассматривать армию внутри группы институций, обладающих сходными чертами (огороженность места, внутренняя регламентация, специфические санкции, ношение формы...), то чрезвычайно полезной категорией для этого может служить понятие «тотальной институции», заимствованное у Эрвина Гоффмана1: «Тотальную организацию (total institution) можно определить как место пребывания и деятельности большого количества индивидов, которые в течение достаточно долгого времени отрезаны от внешнего мира и ведут совместно затворническую жизнь, формы которой эксплицитны и тщательно регламентированы» (Goffman, 1968, р. 41).
Эти институции характеризуются физическим и /или моральным принуждением потому, что оно выступает как наиболее эффективное средство для искоренения привычек и ожиданий, связанных с существованием, которое велось прежде. Чтобы конечные цели институции могли быть адекватно достигнуты, и, поскольку, как представляется, никто им не подчиняется добровольно и с удовольствием, следует сначала уничтожить «прежнего человека». Институциональная кодификация практик содержит технические параметры, вытекающие из необходимости наиболее экономно (с точки зрения денег и времени) управлять группой индивидов, зачастую многочисленных, разных, более или менее уклоняющихся, а также ритуальные параметры, вытекающие из необходимости демонстрировать превосходство институции над ее членами («затворниками», как говорит Гоффман, которых институция обязана подчинять). Один из принципов функционирования весьма различающихся институций, таких как интернат, приют, тюрьма... состоит в том,
1 По причине двойственности французского термина «тоталитарный» мы считаем возможным использование простой кальки с английского выражения «тотальная институция». В таком смысле оно в основном и употребляется. — Прим. автора.
[26]
чтобы сокращать «частную сферу» индивида, свойственную его «нормальному» существованию.
Чтобы определить отличительные черты одной из этих институций, полезно вычленить ряд переменных по некоторым измерениям: все институции такого типа могут быть ранжированы в зависимости от степени физического принуждения, которое они оказывают или скрыто санкционируют в зависимости от степени личной поддержки со стороны индивидов, на которую рассчитывают институции, или от экономической реальности, которую они прямо или косвенно поощряют (можно сослаться на концепцию Макса Вебера об аналогии между монастырским аскетизмом и рационализацией экономической активности)... С того момента, как сравнение приводит к экспликации общих черт и различий, оно может рассматриваться как составная часть научного исследования.
Наблюдение и институция
Прежде чем приступить к описанию военной службы с помощью понятия «тотальная институция», следует поставить предварительный вопрос о методе наблюдения: какими средствами мы можем располагать, чтобы понять, что мы действуем правильно?
В первую очередь можно обратиться к приемам кодификации, осуществляемой самой институцией. Как еще можно определить практики, которым институция придает большое значение, если не через изучение средств, прямо предназначенных для их усвоения? Чтобы обнаружить правила, их следует искать, по крайней мере, на первых порах, в учебниках, памятках и, конечно, в официальных предписаниях, которые часто вырабатываются в педагогических целях: путем вербализации эти документы обеспечивают дублирование навыков, которыми агенты институции владеют, но зачастую не в состоянии обнаружить. Очевидно, что реальность отличается от того, о чем говорится в письменных предписаниях, тем
[27]
не менее они представляют собой ценный материал. Стремясь к эффективности, они не пренебрегают деталями, Которые на первый взгляд могут казаться несущественными. Таким образом дискурс, который открыто нацелен на тщательно прописанные «мелочи» (расписание, правила поведения, различные ситуации), иногда опережает «наблюдателя» с его «этнографическим» взглядом. Внимание, открыто обращенное на области явным образом регламентированные, не должно исключать сбор фактов, существенно менее кодифицированных. Так, например, формы шуток, которые могут циркулировать внутри достаточно однородной группы, представляют собой очень важную информацию об этой группе: то, что кажется смешным и заставляет смеяться — причем смеяться всех, — позволяет определить то, что группа считает запретным и, следовательно, опасным для высказывания, а также то, что она считает словесным геройством. В армейском мире шутка призвана выражать в основном удовольствие, которое получают члены жестко регламентированного универсума от нарушения установленного порядка, сводя то, что считается «высоким», к более низкому, — немного на манер поведения народных масс в карнавальных ритуалах (Бахтин, 1990). Выражение «подвинь свой зад» («отвали», «исчезни»...) как нельзя лучше, в отличие от обычного «подвинься», позволяет освободиться от «красот» (и других «выкрутасов») официального языка, которыми общество обычных смертных украшает — и загромождает — свою речь. Брутальность этой формы устного выражения представляется несовместимой с цензурой других универсумов, где оппозиция между «высоким» и «низким» может быть совершенно иной. Священники не могут предаться свободе «поржать» иво всю глотку»), но тем не менее могут позволить себе намекнуть , покраснев, на легко контролируемые благодушные искушения («грешки», «чревоугодия» или «апатию»). Точно так же представители школьной элиты (подготовительные курсы к Высшей Нормальной школе, студенты Высшей Нормальной школы) не могут не помнить
[28]
о табу, которые наложены на наиболее грубое употребление языка, но они находят в литературной технике надлежащие средства сообщения, использование которых может стать самоцелью: «праздновать Бахуса» представляет собой мирскую активность под видимостью культа, тогда как «служить Клио», наоборот, скрывает аскетическую эрудицию за шармом мифологического мира.
Социолог должен более или менее сознательно следить за тем, чтобы не подчиниться социальной или интеллектуальной иерархии процесса сбора и накопления данных: когда все подчинено конструированию объекта, любой метод может считаться полезным и уместным.