Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П.
Ш 21 Начала практической социологии / Пер. с фр. А. Т. Бикбова, Д. В. Баженова, Е. Д. Вознесенской, Г. А. Чередниченко; отв. ред. и предисл. Н. А. Шмат-ко; послесл. А. Т. Бикбова. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001 г. — 410 с. — («Gallicinium»). ISBN 5-89329-363-0
В книге излагается новый подход к центральным проблемам методологии, методики и техники социологического исследования. «Метод социологии» представлен в действии, на конкретных примерах: изучается связь между понятийным аппаратом социологии и социальным контекстом ее функционирования, объективация субъективного.опыта социолога, статистическое конструирование в социологии, научная и политическая сущность опросов «общественного мнения». Для преподавателей социологии, философии, психологии, а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в области общественных наук.
Издание подготовлено и осуществлено
в рамках программы «Пушкин» при поддержке
Министерства иностранных дел Франции,
посольства Франции в России.
© BORDAS, Paris, 1989.
© Издательство «Алетейя», 2001 г. ISBN 5-89329-363-0
© Издательство «Институт экспериментальной социологии», 2001 г.
© А. Т. Бикбов, Д. В. Баженов, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, перевод на русский язык, 2001 г.
© Н. А. Шматко, предисловие, 2001 г.
© А. Т. Бикбов, послесловие, 2001г.
Содержание
9 .... От редактора
13 .... Введение
19 .... Глава I. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И НАУЧНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ (Луи ПЭНТО)
24 1. Объективирующий разрыв
24 1.1. Методологическое применение сравнения: процесс внушения в «тотальных институциях»
34 1.2. Установление связей между социальными свойствами агентов и социальными функциями «тотальной институции»
50 1.3. Воспроизводство «тотальной институции» и наблюдение за изменениями
56 2. Объективация опыта
57 .............. 2.1. Объективация опыта доминируемых
64.............. 2.2. Оппозиция «они — мы» как категория восприятия
70 .............. 2.3. Армия как социальный мир «пережидания»
74 Заключение. Включенное наблюдение и отношение к объекту
77 .... Глава II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА (Реми ЛЕНУАР)
85 1.Заранее сконструированная реальность и конструирование социологического объекта
86 1.1. «Естественная» категория — возраст
91 .............. 1.2. «Естественные» категории и социальные ставки
97.............. 1.3. Неосознаваемая семантика и заранее сконструированный объект: «семья»
100 2. Социальное основание заранее сконструированных категорий
103 2.1. Морфологические и экономические трансформации
106 2.2. Социальная проблема и формы солидарности
112 3. Социальный генезис социальной проблемы
113 3.1. Давление и выражение
117 3.2. Сила слов и социальные силы
1191 3.3. Государственное освящение и работа по легитимации
125 3.4. Эксперт и социолог
128 4. Институционализация
128 4.1. Бюрократизация социальных отношений
131 4.2. Дискурсы институций
1344.3. Институционализация новой морали
139 4.4. Государственный позитивизм
141 Заключение. Социальное основание социальных представлений
145 . Глава III. СТАТИСТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (Доминик МЕРЛЬЕ)
149 1. Влияние формы сбора данных на результаты
149 1.1. Статистика самоубийств
154 1.2. Безработица
1621.3. Контрацепция
168 1.4. Социально-профессиональные категории и квалификация
176 1.5. Какой статус придавать «ошибкам»?
178 2. Социология статистического производства
181 2.1. Толкование «неестественных» смертей
188 2.2. Безработица, ее формы, отношение к безработице
198 2.3. «Иметь детей — значит не хотеть не иметь их»
204 2.4. Названия профессии как ставка в игре
215 2.5. Статистическая коммуникация
221 Заключение. Социологическое отношение к социальному миру
225 Глава IV. РАЗРЫВ С ПРЕДВЗЯТЫМИ ИЛИ ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ (Патрик ШАМПАНЬ)
230 1. Техника опроса — это не наука
230 1.1. Политическая и инструментальная критика опросов общественного мнения
232 1.2. Большая разнородность «опросов»
238 1.3. Незаконные обобщения
241 2. Социология и опросы общественного мнения
241 2.1. Выборка как элемент политического конструирования
250 2.2. Социологическое конструирование «не-ответов»
255 2.3. Социологическое конструирование ответов
262 2.4. Социологическое конструирование вопросов
2713. Политическое использование опросов общественного мнения
272 3.1. Социальные функции «политологических» вопросов
275 3.2. Эффект легитимации опросов общественного мнения
279 3.3. Опрос общественного мнения : «эффект вердикта»
282 4. Социологическое конструирование: «уличная демонстрация в средствах массовой информации»
284 4.1. Сбор данных: описание демонстрации
286 4.2. Информация как социальная ставка
289 4.3. Эффект круга
292 Заключение. Социальные науки и социальные представления о науке
294 Приложение. ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДА СОЦИОЛОГА ЧЕРЕЗ КРИТИКУ ОЧЕВИДНОСТИ (Александр БИКБОВ)
297 1.Программа социального познания школы Бурдье
299 1.1. Обыденная очевидность и объективный мир
302 1.2. Взгляд исследователя и свойства объекта исследования: имманентное и трансцендентное описание социального мира
309 1.3. Очевидность, классификация и вопрос власти
317 1.4. Социологическая бдительность против схоластического разума
322 1.5. Метод имманентного анализа
332 2. Система практических оппозиций и структура школы
333 2.1. Оппозиция исследователя/профессора: против самодовлеющей учености
337 2.2. Оппозиция узкого/широкого производств: критика обыденных и политических представлений
социологии
340 2.3. Основание критической диспозиции
344 2.4. Генезис и структура школы Бурдье
360 2.5. Введение социологии в политическую практику
359 Заключение. Расколдование мира и освобождение от иллюзий
364 Примечания
Библиография
От редактора
Книга, которую Вы раскрыли, не просто перевод «еще одного» учебника по социологии, хотя бы и с наборами конкретных приемов проведения исследования. Ее авторы подходят к научной практике иначе: они пытаются практически научить социологическому видению и мышлению через вовлечение читателя в анализ конкретных социальных ситуаций и повседневных взаимодействий, превратить социологию из академической дисциплины в образ жизни.
Авторы «Начал практической социологии» предлагают задуматься над тем, что отражают социологические понятия, в какой мере они «объективны», а в какой сформулированы, исходя из субъективного опыта исследователя? Кто и каким образом конструирует социологические понятия? Что такое «общественное мнение»? Что такое «безработица» или «планирование семьи»? Что представляют собой «армия» и «семинария»? Не являются ли понятия, широко используемые в социологии, продуктом и ставкой политической игры, отражением обыденных представлений и социальной позиции самого социолога — его «научного здравого смысла»? Книга стимулирует самостоятельное мышление читателя, не ограничиваясь дидактическим изложением общепринятых истин.
Реми Ленуар, Доминик Мерлье, Луи Пэнто и Патрик Шампань ставят перед собой сложную задачу обучить ремеслу социолога не путем передачи набора формальных знаний о методах проведения исследования и
[10]
обработки данных, но через «практическое научение» исследовательскому мастерству, делясь своим богатым опытом разрыва с обыденными предпонятиями, анализом процесса конструирования предмета и выбора метода исследования, осмысления использования статистики и т. д. Эти базовые профессиональные навыки необходимы каждому исследователю в области социальных наук. Поэтому неважно, что примерами здесь служат реалии французского общества, тем более что подчас они походят на наши, российские (яркий тому пример — «дедовщина» в армии). Решая центральную задачу, авторы пытаются заменить интеллектуалистскую педагогику, основанную на примате теории и постепенном, «методическом» переходе от теории к эксперименту, от аксиом к практике, педагогикой другого рода, построенной на принципах «научения» искусству социолога, исследовательскому ремеслу непосредственно в самом процессе творчества.
Основной принцип «Начал практической социологии» — не противопоставлять теорию практике, не отрывать их друг от друга, но учить социологическому исследованию как искусству, используя творческое повторение опыта «мэтра». Такого рода позицию можно критиковать, но сложно отрицать то, что пассивное и абстрактное усвоение «суммы» «методологий», «методик и техник», царящее в российском образовании, помогает выпускнику социологического факультета в самостоятельной работе не более, чем знание законов переваривания пищи — пищеварению.
Ведь не секрет, что с неких пор «методология» и «методика исследования» оторвались от «социологического содержания», стали как бы полностью автономной отраслью социальной науки. Они преподаются вне зависимости от самого предмета исследования, т. е. как нечто универсальное и самодостаточное, причем профессорами зачастую выступают люди, не имеющие какого-либо опыта самостоятельной эмпирической или теоретической работы в науке. Этот эмпиризм худшего позитивистского тол-
[11]
ка спешит «измерять» и «обрабатывать данные» еще до того, когда будет социологически содержательно сконструирован предмет исследования, и ученый сможет внятно определить, какого рода «данные» действительно ему даны. Подобные «измерения» и «подсчеты» как правило, оперируют с «предметами», составленными на базе понятий здравого смысла, что ставит под вопрос их значимость. В противовес этому центральное место в каждой главе настоящей книги отводится конструированию социологического предмета. Такого рода конструирование осуществляется с помощью критики языка описания объекта, деконструкции заключенных в нем социальных классификаций и имплицитных объяснительных схем, связанных как с социальной позицией самого объекта, так и с позицией объективирующего субъекта (то есть собственно исследователя).
Многим отечественным социологам представляется, будто бы с помощью «метода» можно объяснить все или почти все. При этом, однако, забывается, что «метод» — это, возможно, и удобный, но отнюдь не произвольный прагматический набор операций. Противоположностью «методическому эмпиризму» выступает «теоретическая теория», которая в состоянии «исследовать» социальный мир, лишь полностью от него абстрагировавшись, разорвав с ним практически и исторически, дистанцировавшись от практической логики. Преодолеть ложную оппозицию «методический эмпиризм—теоретическая теория» можно лишь в том случае, если реализовывать исследования, в которых теория служит рефлективным инструментом самоконтроля ученого и конструирования контролируемого предмета измерения. Необходимы исследования, в которых теоретически вооруженный социолог критически анализирует обыденные категории социального восприятия и оценки, разрывает с предпонятиями и т. д., но не отстраняется при этом от социального мира, а изучает его эмпирически.
Для лучшего восприятия и усвоения «Начал практической социологии» их чтение желательно предварить
[12]
изучением переведенных на русский язык трудов Пьера Бурдье, под влиянием которого во многом создавалась данная книга. В первую очередь речь идет о работах Пьера Бурдье «Социальное пространство и символическая власть» (в кн.: Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1994. С. 181-207) и «Социальное пространство и генезис "классов"» (в кн.: Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993. С. 53-97).
Книга «Начала практической социологии» вошла в обязательную программу преподавания социологии во Франции. Она выдержала несколько изданий, ее общий тираж достиг огромной по французским масштабам цифры — двухсот тысяч экземпляров. Книга переведена на немецкий, итальянский, испанский, португальский и болгарский языки. Настоящее русское издание является вторым, исправленным и дополненным.
Коротко об авторах. Патрик Шампань — профессор социологии Сорбонны и Высшей школы социальных наук, а также научный сотрудник Национального института исследований сельского хозяйства; Реми Ленуар — профессор социологии в Сорбонне и Институте политических исследований, Доминик Мерлье — профессор социологии в Сорбонне, Луи Пэнто — профессор Высшей школы социальных наук. Кроме того, все они работают в Центре Европейской социологии, директором которого в настоящее время является Реми Ленуар.
Переводчики: введение — А. Т. Бикбов и Е. Д. Вознесенская; первая, третья главы — Е. Д. Вознесенская; вторая глава — А. Т. Бикбов и Г. А. Чередниченко; четвертая глава — Е. Д. Вознесенская и Д. В. Баженов; при участии (первая и вторая главы) Т. В. Анисимовой.
И. А. Шматко
[13]
Введение
Можно ли с помощью одних только слов, вербально, или, как еще говорят, «теоретически» обучить практике исследования? Лекции по социологии, даже если они хорошо подготовлены преподавателями и хорошо усвоены студентами, лишь с большим трудом изменяют привычное мышление и способ видения тех, кто их читает и изучает. Как преподавать социологию, ее методы и результаты, чтобы способствовать реальному освоению «ремесла социолога» как способа специфического восприятия социального мира?1 Иными словами, как ограничить эту предрасположенность системы образования к производству знаний (во всяком случае, в некоторых областях науки), которые остаются как бы чужими для тех, кто их получает, и обычно забываются сразу после экзаменов? Действительно, в такой дисциплине, как социология, образовательная институция реализует способность выхолащивать особым образом, а именно «нейтрализуя» то знание, которое она должна передавать, и превращая его просто в учебные сведения. Для студентов, как и для преподавателей, курс социологии часто является неким минимумом, который следует выучить и суметь воспроизвести, чтобы успешно сдать экзамены в конце года. Тогда как в результате настоящего усвоения социологии и ее достижений должно произойти глубокое и устойчивое изменение привычного восприятия социального мира.
1 Bourdieu P., Chamboredon J.-C, Passeron J.-C. Le Metier de sociologue. Paris: Mouton / Bordas, 1968.
[14]
Уже к 1930 г., когда перед социологами встала задача составить программу курса социологии, они столкнулись с этой педагогической проблемой. Тогда же социологи разделились на две группы, предлагавшие весьма различные решения. Первая группа профессионалов (Бэйе, Бугле, Дави, Фоконне) выступала за преподавание социологии, которое можно назвать «энциклопедическим» в том смысле, что оно уделяет меньше внимания исследовательской работе, а больше — уже полученным результатам, оформленным и систематизированным в учебниках. Вторая группа, представленная в основном социологами, работающими не в университетах, а в исследовательских центрах (Гране, Хальбвакс, Мосс, Симиан), отдавала предпочтение обучению «на примерах». Личный опыт этих социологов склонял их к мысли, что глубокое знание может быть передано только через комментированное изучение случая, поскольку методы работы представлялись им более поучительными, чем изложение результатов исследований, а «обучение без отрыва от производства» — более эффективным, чем абстрактные и общие рассуждения на тему социологических исследований1.
Совершенно очевидно, что это проблема не только педагогическая: она обращает нас к вопросу о содержании самой дисциплины, к тому, что каждый преподаватель считает важным передать. Например, если считать достаточным, чтобы студенты знали критерии, которыми определяется «социальный класс», а также могли воспроизводить, даже не читая, заглавия и авторов классических трудов по социологии, то учебники успешно могут с этим справиться.
Но мы считаем, что важнее научить тому, как вычленять из самых банальных взаимодействий обыденной жизни ту «борьбу классов», которую раскрыл Карл Маркс — один из «отцов-основателей» социологии. Чтобы вскрыть
1 Heilbron J. Les metamorphoses du durkheimisme. 1920-1940 // Revue franchise de sociologie. XXVI. 1985. № 2. P. 203-237.
[15]
эту борьбу (обычно невидимую, поскольку она выражается не на ученом и условном языке борьбы классов, а скорее на языке «вкуса» и «безвкусицы», «симпатий» и «антипатий»), чтение работ такого социолога, как Эрвин Гоффман, который создает настоящую этнографию повседневной жизни наших обществ, нам представляется наиболее эффективным и поучительным1.
В деле приобретения социологического навыка учебники по социологии занимают важное место, и они, безусловно, необходимы. Кроме всего прочего, они способствуют быстрому и экономному усвоению базовой «социологической культуры», т. е. совокупности необходимых реперов (имена собственные, понятия, идейные течения и т.д.), которые позволяют фиксировать этапы истории науки и те проблемы, с которыми она сталкивалась. Но следует признать, что учебники совсем не помогают студентам узнать, как реально провести исследование, составить вопросник, критически интерпретировать ответы, мобилизовать все данные и необходимую информацию, короче, сконструировать объект исследования и провести оригинальное исследование, которое не было бы простым повторением уже осуществленных работ. Однако если учебников по социологии довольно много, то, напротив, совсем недостаточно работ, которые ставили бы себе целью приобщить студентов к социологической практике, не отвергая при этом теоретических амбиций, свойственных учебникам. Именно такую цель и ставит перед собой данная работа.
На страницах этой книги вы не найдете ни экскурса в историю «социологической мысли», ни резюме известных классических трудов, ни даже систематического
1 Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А. Д. Ковалева. — М.: Канон-Пресс-Ц-Куч-ково Поле, 2000. (Goffman E. La mise en scene de la vie quotidienne, (1959 et 1971). Trad. d'Accardo A. et Kihm A. Paris: ed. deMinuit, 1973, 2 vol.); Goffman E. Asile. Etudes sur la condition sociale des malades mentaux (1961).Paris: Minuit, 1968; Les Rites d'interaction (1967). Paris: Minuit, 1974; Stigmate (1963). Paris: Minuit, 1975.
[16]
перечня основных понятии социологической науки. В большой мере все эти аспекты будут представлены, но в практическом разрезе, т. е. в конкретном их применении и на материале исследований. Мы сознательно делаем упор на способе социологического мышления в действии, чем объясняется большое разнообразие цитируемых, анализируемых и сравниваемых работ. Кроме того, были отобраны новые исследования, касающиеся очень близких студентам сфер (школа, политика на телевидении, иммигранты, опросы общественного мнения, отношения с родителями и т. п.) и, следовательно, в определенной степени доступных их собственному опыту.
Стремясь изложить подходы, разработанные в практике социологических исследований, эта книга попадает в особую область, которая не сводится ни к области теоретического дискурса, ни к области механического научения набору приемов. Задача данной работы — познакомить студентов с плодотворной практикой исследований, предложить им инструменты анализа, которые можно было бы реально применять. Хотелось бы, в частности, найти ответ на вопрос, который почти всегда задают себе изучающие социологию: как следует поступать, чтобы в рамках исследования практически объединять одновременно теории известных авторов и методики наблюдения, сбора, анализа данных? Не имея возможности привлечь студентов к участию в настоящем исследовании (что было бы наиболее продуктивным), мы решили представить самые разные примеры исследований. Их нужно воспринимать не как «модели» для подражания, но как практические упражнения, где используются принципы анализа, продемонстрировать которые можно только в конкретных приложениях.
Книга состоит из четырех глав, каждой из которых свойственна собственная логика, а потому любая из них может быть прочитана независимо от других. Главы даны в порядке, который не исключает и другой последовательности прочтения. В первой главе («Личный опыт и научное требование объективности») на примере ряда работ,
[17]
в частности исследований армии, церкви и школы, ставится один из вопросов, который обычно возникает перед любым студентом, изучающим социологию, а именно вопрос об объективности. Уже Эмиль Дюркгейм в «Методе социологии» настаивал на необходимости «понимать социальные факты как вещи», однако важно еще знать, как осуществить это в конкретном случае, особенно когда исследователь обращается к социальным универсумам, частью которых является сам.
Вторая глава («Предмет социологии и социальная проблема») на основе анализа нескольких современных социальных проблем («положение женщин», «иммигранты», «третий возраст» и т.д.) раскрывает незаменимую роль социальной истории, позволяющей установить генезис того, что сегодня нам кажется очевидным и, соответственно, относительность этих проблем. Исследование показывает, что социальная проблема не является, как это часто думают, социологической проблемой, но — и это особенно важно — что социальную проблему можно изучать социологически.
Третья глава («Статистическое конструирование») на примере самоубийств, безработицы, контрацепции и использования социально-профессиональных категорий показывает, что незаменимость статистических исследований, совершенно очевидная для социолога, не должна заслонять того факта, что сами исследования конструируют реальность, которую они берутся объективно измерять, и что трудности измерения связаны вовсе не с несовершенством инструментария, но почти всегда исходят от самой социальной реальности. Таким образом, в качестве объекта изучения здесь взяты социологические исследования, и к самой социологической практике применены методы социологии.
Этот прием служит удачным введением к последней главе («Разрыв с предвзятыми или искусственно созданными конструкциями»), которая показывает, что одно из главных препятствий для социологической практики сегодня состоит в распространении результатов социальных
[18]
наук или, точнее, в определенном представлении о социологии, сложившемся в обществе. Рассматривая в качестве примера опросы общественного мнения (зондажи), которые обычно путают с социологией, эта глава напоминает, что социологическая практика отнюдь не сводится к использованию одних лишь технических приемов анкетирования, но в первую очередь предполагает операции по конструированию объекта исследования, а через него — и собираемых данных.
[19]
Глава I. Луи Пэнто. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И НАУЧНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ
[20-21]
Социолог должен иметь в виду, что он сам принадлежит к социальному миру, который намерен описать и понять. Степень, с которой эта принадлежность отзывается в нем, варьирует в зависимости от ситуации: о включенном наблюдении можно говорить лишь в том случае, когда исследователь не имеет иного источника, кроме собственного опыта. Погруженный в среду, спонтанно понимаемую дорефлексивным способом, тот, кто желает стать «наблюдателем», не всегда располагает средствами для установления отстраненного отношения, обычно ассоциируемого с наукой, расчетами, измерениями, документами, архивами. Поэтому он неизбежно приходит к тому, чтобы рассматривать как «научную объективность» активное и методичное конструирование знания, состоящего в накоплении, классификации информации и, одновременно, в сознательной критике ограничений, присущих его точке зрения. Дюркгеймовский принцип, в соответствии с которым «следует интерпретировать социальные факты как вещи», включает и личный опыт всякого исследователя, стремящегося частные впечатления заменить корпусом знаний, по возможности независимым от его спонтанно возникшего отношения к социальному миру. «Вещи» физического мира служат моделью для объектов социологического знания именно по причине внешней воплощенное™, которой они обладают непосредственно и вполне ощутимо. А, как показал Башляр на примере физики, объективность научных объектов всегда неотделима от акта объективации.
Если научное исследование и содержит необходимость рвать с обыденным здравым смыслом, оно, тем не менее, не навязывает жесткую стратегию разрыва с «пред-понятиями». Конечно, социолог стремится преодолеть границы своего опыта, проблематизируя его благодаря статистическим данным, сравнениям, обобщениям. Но в
[22]
этом опыте он также черпает некоторое знание, чаще всего имплицитное или латентное (к примеру, такие «данные», как манера держаться, говорить...), которое со временем может быть дополнено, исправлено, реинтерпре-тировано. Являясь определенным препятствием знанию, опыт может, тем не менее, трактоваться как своего рода информация. Он составляет часть социального мира и в таком своем качестве, следовательно, должен рассматриваться как объект анализа: принятие, отторжение, замешательство... — эти свойства, которые составляют специфическую окраску опыта, могут быть подвергнуты научному осмыслению. Такого рода указания на роль опыта не имеют здесь ничего общего с апологией здравого смысла: даже при столкновении с новыми и не выбираемыми им ситуациями социолог использует инструменты анализа, предоставленные его специфической культурой.
Таким образом, социологическая объективация имеет два измерения: недоверие к опыту и учет того же самого опыта. Стремление ограничиться лишь первым параметром привело бы к «объективизму», т. е. к исключению личных значений во имя репрезентативности, а это ведет к трактовке их как «пережитков», несущественных и недоступных для интерпретации. Желание непосредственно применить второй параметр в лучшем случае приводит к своеобразному разъяснению личного опыта (соответствующего, в частности, феноменологическим, культурологическим подходам...), не имеющему правил, способных обеспечить его обоснованность. Например, в исследованиях таких сфер, как брак и межиндивидуальные связи (сексуальные, дружеские, светские...), «законы», выражающие действие «механизмов» гомогенизации связей (подобное идет к подобному), вырабатываются вопреки обоснованию, обычно выдвигаемому самими агентами — участниками связей в эмоциональных и психологических терминах «симпатии», «влечения» и «вкуса». Тем не менее социолог не может игнорировать того, что регулярности, выявленные в ходе этого необходимого этапа исследования, могут быть выявлены лишь настолько, насколько агенты производят их на основе сво-
[23]
бодного выбора. Это отношение агентов к их практикам составляет предмет специального анализа.
Даже когда социальное принуждение является очевидным, как в случае обязательной военной службы, тема которой будет проходить красной нитью через всю данную главу, процесс объективации не идет сам по себе. Как официальные представления военной институции, так и спонтанные рассказы рекрутов представляют собой препятствие, которое следует преодолеть. Официальные представления ссылаются на родового индивида («призывник», «гражданин»...), находящегося при исполнении общезначимых функций («защита Родины»), а спонтанные рассказы рекрутов выдвигают на первый план индивидуальный опыт, воспринимаемый исключительно через призму навязанной ситуации, зачастую оцениваемой как бессмысленная («это ничего не дает»). В противовес различным формам нейтрализации социально обоснованных различий социолог старается выявить связь внешне автономного функционирования военной институции с социальными характеристиками агентов (гражданская профессия, социальное происхождение, дипломы, возраст...)- Благодаря этой операции разрыва с обыденным здравым смыслом он содействует выполнению требования социологического знания, к чему призывает правило Дюркгейма: «социальное следует объяснять социальным» (а не «родовым индивидом» или «отдельной личностью», которые являются по самой природе независимыми от «социального»). Социолог исходит из гипотезы, что даже такая институция, которая, как представляется, отделяет «индивидов» от внешнего мира, от его представлений и классификаций, может быть понята, только если удается установить соответствие — далеко не всегда очевидное — между внутренним порядком институционализированного универсума и внешним порядком социальных структур. Эта гипотеза о соответствии является не просто одной «идеей» из многих: она управляет всей Деятельностью по сбору данных, по отбору материала и, следовательно, по конструированию самого объекта. Сконструированный объект не является эмпирической
[24]
реальностью (военная служба, армия), но «абстрактной» системой отношений между функционированием определенной институции и социальными группами, неравными по ряду критериев (Pinto, 1975).
Военная служба может представлять собой интересную иллюстрацию к методу включенного наблюдения. Социолог может сам быть призывником, что представляет единственно возможный доступ к универсуму, мало открытому для прямого наблюдения. Первоначально он владеет лишь совокупностью впечатлений и чувств, которые составляют его собственный опыт; даже если он и обладает «привилегией» участия, объективация не приходит сама по себе. Лишь процесс конструирования объекта позволит ему понять собственную точку зрения и овладеть знанием правил, позволяющих учитывать индивидуальный опыт.
Объективирующий разрыв
Именно потому, что социолог изначально погружен в сферу личного опыта, он должен на первых порах постараться наработать инструменты, которые наиболее благоприятствуют предрасположенности «рассматривать социальные факты как вещи».