Комплексный подход к анализу данных в социологии. - М, 1989.

Кудрявцев В.Н.Социальные деформации. - М, 1992.

Куприян А.П.К проблеме уровней социологических исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. 1976. № 3.

КучкоЕ.Е. Интерью как метод сбора социологической информации // Гу­манитарно-экономический вестник. 1996. № 1.

Лапина СВ.Социология в вузе // Социология. 2000. № 2.

Лейман И.И.Наука как социальный институт. -Л., 1971.

ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. -СПб., 1995.

Лютынский Я.Вопрос как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. 1990. № 1.

Манаев О.Т.Теоретические истоки тоталитарной модели массовой комму­никации // Философская и социологическая мысль. 1991. № 5.

Маслов П.П.Социология и статистика. - М., 1967.

Миллс Р.Властвующая элита. - М., 1959.

Митин М.Б., Рябушкин Т.В.О соотношении теоретического и эмпириче­ского в социологии // Социологические исследования. 1981. № 2.

Михайлов С.Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.

Новые направления в социологической теории/ Пер. с английского. Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1978.

Новая технологическая волна на Западе./ Под ред. П.С. Гуревича.- М., 1986.

Обсуждается предмет социологической науки// Социологические иссле­дования. 1985. № 1.

ОльковС.Г. Социальные отклонения. - Тюмень, 1994.

Паниотто В.И.Качество социологической информации. - Киев, 1986.

Политика, выборы и электоральное поведение(методология оператив­ного социологического исследования) / Под ред. А.Н. Елсукова, Д.Г. Ротмана. - Мн., 2000.

Предмет и структура социологической науки// Социологические иссле­дования. 1981. № 1.

Предмет социологической науки// Социологические исследования. 1989, № 1.

Процесс социального исследования/ Пер. с немецкого под ред. Ю.Е. Волко­ва.-М., 1975.

Рабочая книга социолога.2-е изд., перераб. и доп. - М., 1983.

Ротман Д.Г., Тарнавский Л.Н.Использование аналитических моделей в электоральных исследованиях // Социология. 2001. № 2.

Руткевич М.Н.Макросоциология. Методические очерки. - М., 1995.

Саганенко Г.И.Надежность результатов социологического исследования. -М., 1983.

Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений -СПб., 1999.

Скворцов Н.Г.Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб., 1997.

Современные социологические теории общества/ Сост. науч. ред. Н.Л. Поляковой. - М., 1996.

Соколов СВ.Социальная конфликтология. - М., 2001.

Социальные отклонения /Под ред. А. Плеханова. - М., 1989. -366 с.

Социология в России/ Под ред. В.А. Ядова. - М., 1996.

Стражев В.И.Образование в XXI веке - проекты и перспективы // Социо­логия. 2001. № 1.

Структура общества и массовое сознание.- М., 1997.

Татарова Г.Г.Методология анализа данных в социологии. 2-е изд испр -М., 1999.

ТернерД. Структура социологической теории. - М., 1995.

Терещенко О.В.Классификация социологических объектов методами мно­гомерного статистического анализа // Вестник Белорусского государст­венного университета. Серия 3. 1994. № 2.

Титаренко Л.Г.Тенденции изменения ценностных ориентации молодежи // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. 1994. № 2.

Тихомиров Б.И.Техника социального анализа. - М., 1995.

Тихонова Н.Е.Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. - М., 1999.

Тощенко Ж.Т.Социальные резервы труда: Актуальные вопросы социоло­гии труда. - М., 1989.

Тощенко Ж.Т.Возможна ли новая парадигма социологического знания? // Социологические исследования. 1991. № 7.

Управление и власть:Сборник статей / Под ред. А.Н. Елсукова, Д.К. Без-нюка. - Мн., 2000.

Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Пер. с англ. - М 1989.

Формирование общественного мнения крупного города.- СПб., 1997.

ХейсД.Причинный анализ в социологических исследованиях. - М., 1981.

Черныш М.Ф.Социальная мобильность в 1986 - 1993 годах // Социологи­ческий журнал. 1994. № 2.

Чурилов Н.И.Проектирование выборочного социологического исследова­ния. - Киев, 1986.

ШавельС.А.Уох рориП, уох бе\ (о реальности общественного мнения) // Социология. 2000. № 3.





Штомпка П.Много социологии для одного мира // Социологические ис­следования. 1991. №2.

Штомпка П.Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В.А.Ядова. -М., 1996.

Экономический образ мышления: реальность и перспективы/ Под ред. Г.Н. Соколовой. - Мн., 1994.

Ядов В.А.Размышления о предмете социологии // Социологические иссле­дования. 1990. № 2.

Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объясне­ние, понимание социальной реальности. - М., 1998.

ЛИТЕРАТУРА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в

экономическом вузе.-Л., 1990. Актуальные вопросы педагогической психологии качества учебного

процесса.- Алма-Ата, 1990. Актуальные проблемы преподавания и изучения социально-гума­нитарных дисциплин в высшей школе.- Воронеж, 1994. Актуальные проблемы совершенствования обучения в вузе:методика,

педагогика, психология. - Ярославль, 1992. АлександровГ.Н. Основы дидактики высшей школы. - Уфа, 1973. Архангельский СИ.Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.,

1974. Архангельский СИ.Учебный процесс в высшей школе, его закономерные

основы и методы. - М., 1980. Батура 1У1.П. и др.Рейтинговая система обучения на базе современных

компьютерных технологий. Часть 1.-Мн., 1993. Батура 1У1.П. и др.Рейтинговая система обучения на базе современных

компьютерных технологий. Часть 2. - Мн., 1994. Гончаров СМ.Организационно-методическая система обучения с исполь­зованием опорных конспектов лекций-сигналов в комплексе с

техническими средствами. - Киев, 1990. Денисов А.Е.Принципы применения средств обучения в учебном процессе

вуза. - Киев, 1991. Загвязинский В.И.Дидактика высшей школы. - Челябинск, 1990. Методика преподавания общественных наук в высшей школе.Изд. 2-е,

доп.-М., 1975. Методика преподавания философии:проблемы перестройки. - М., 1991. Опыт применения ТСО и ЭВМ в активизации учебного процесса вузов.-

Киев, 1991. Чернилевский Д.В., Филатов О.К.Технология обучения в высшей школе:

Учебн. пособие. - М, 1996. Якушевич Ф.Технология обучения в системе высшего образования. - М,

1986.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................................................................. 3

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.......................................................................... 5

1.1. Методика преподавания как наука, ее предмет

и роль в педагогической деятельности......................................................... 5

1.2. Теоретические основы методики преподавания. Соотношение методики преподавания с науками илософского, социально-психологического и педагогического профиля............................................. 8

1.3. Структура методики преподавания. Общая и частные методики преподавания. Методика преподавания

социологии как частная методическая дисциплина.................................. 9

1.4. Понятие системы образования. Цели и задачи

высшего образования, пути его развития и совершенствования

в трансформационном обществе.................................................................. 12

1.5. Особенности дидактики высшей школы...................................................... 22

1.6. Развитие творческих способностей учащихся в ходе преподавания общественных наук , 29

1.7. Организация, планирование и программирование

учебного процесса в высшей школе............................................................. 36

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОБЩЕГО КУРСА СОЦИОЛОГИИ................................................. 50

2.1. Цель и задачи преподавания общего курса социологии

студентам высших учебных заведений....................................................... 50

2.2. Концептуальные основания преподавания

социологии в вузе............................................................................................... 51

2.3. Связь и соотношение социологии с другими

дисциплинами социально-гуманитарного профиля................................ 54

2.4 Возможности профилирования курса социологии.................................... 56

РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ
И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ............................................ 64

3.1. Методика лекционного курса по социологии................................................ 64

3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения................................... 64

3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии................................. 70

3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии..................................... 71

3.1.4. Конспект лекций по социологии................................................................. 74

Тема 1. Социология как наука, ее предмет,

структура и основные функции............................................................ 74

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии................... 79

Тема 3. Методология и методы прикладного

социологического исследования............................................................ 93

Тема 4. Системно-структурная и динамическая

характеристика общества.................................................................. 102

Тема 5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика

социальной структуры. Проблемы социализации............................ 108

Тема 6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура,

изменения и социальные функции....................................................... 119

Тема 7. Группа как система и элемент социальной структуры.

Социометрические методы изучения

внутригрупповых отношений............................................................. 127

Тема 8. Социальная общность как макроэлемент социальной

структуры. Социальная стратификация и мобильность............. 133

Тема 9. Организационная структура общества. Понятие социальной

организации и социального института............................................. 139

Тема 10. Социальные связи, действия и взаимодействия.......................... 154

Тема 11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.......................... 169

Тема 12. Общественное мнение как индикатор социальных

процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования...... 177

3.2. Семинарские занятия по социологии........................................................... 183

3.2.1. Общие методические указания.................................................................. 183

3.2.2. Тематика семинарских занятий................................................................. 184

3.2.3. Планы семинарских занятий...................................................................... 185

3.2.4. Формы проведения семинарских занятий и их

методическое обеспечение........................................................................ 187

3.3. Самостоятельная работа студентов.............................................................. 196

3.3.1. Самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе........ 196

3.3.2. Индивидуальные задания по социологии............................................... 203

3.3.3. Научно-исследовательская работа студентов

при изучении общего курса социологии................................................. 204

3.3.4. Тематика рефератов и студенческих
научно-исследовательских работ.............................................................. 205

3.4. Формы контроля знаний.................................................................................. 207

3.4.1. Общая характеристика форм контроля знаний...................................... 207

3.4.2. Зачет как основная форма контроля знаний по социологии.............. 216

3.4.3. Вопросы к зачету по социологии.............................................................. 220

Наши рекомендации