Комплексный подход к анализу данных в социологии. - М, 1989.
Кудрявцев В.Н.Социальные деформации. - М, 1992.
Куприян А.П.К проблеме уровней социологических исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. 1976. № 3.
КучкоЕ.Е. Интерью как метод сбора социологической информации // Гуманитарно-экономический вестник. 1996. № 1.
Лапина СВ.Социология в вузе // Социология. 2000. № 2.
Лейман И.И.Наука как социальный институт. -Л., 1971.
ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Лисовский В.Г. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. -СПб., 1995.
Лютынский Я.Вопрос как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. 1990. № 1.
Манаев О.Т.Теоретические истоки тоталитарной модели массовой коммуникации // Философская и социологическая мысль. 1991. № 5.
Маслов П.П.Социология и статистика. - М., 1967.
Миллс Р.Властвующая элита. - М., 1959.
Митин М.Б., Рябушкин Т.В.О соотношении теоретического и эмпирического в социологии // Социологические исследования. 1981. № 2.
Михайлов С.Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.
Новые направления в социологической теории/ Пер. с английского. Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М., 1978.
Новая технологическая волна на Западе./ Под ред. П.С. Гуревича.- М., 1986.
Обсуждается предмет социологической науки// Социологические исследования. 1985. № 1.
ОльковС.Г. Социальные отклонения. - Тюмень, 1994.
Паниотто В.И.Качество социологической информации. - Киев, 1986.
Политика, выборы и электоральное поведение(методология оперативного социологического исследования) / Под ред. А.Н. Елсукова, Д.Г. Ротмана. - Мн., 2000.
Предмет и структура социологической науки// Социологические исследования. 1981. № 1.
Предмет социологической науки// Социологические исследования. 1989, № 1.
Процесс социального исследования/ Пер. с немецкого под ред. Ю.Е. Волкова.-М., 1975.
Рабочая книга социолога.2-е изд., перераб. и доп. - М., 1983.
Ротман Д.Г., Тарнавский Л.Н.Использование аналитических моделей в электоральных исследованиях // Социология. 2001. № 2.
Руткевич М.Н.Макросоциология. Методические очерки. - М., 1995.
Саганенко Г.И.Надежность результатов социологического исследования. -М., 1983.
Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений -СПб., 1999.
Скворцов Н.Г.Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб., 1997.
Современные социологические теории общества/ Сост. науч. ред. Н.Л. Поляковой. - М., 1996.
Соколов СВ.Социальная конфликтология. - М., 2001.
Социальные отклонения /Под ред. А. Плеханова. - М., 1989. -366 с.
Социология в России/ Под ред. В.А. Ядова. - М., 1996.
Стражев В.И.Образование в XXI веке - проекты и перспективы // Социология. 2001. № 1.
Структура общества и массовое сознание.- М., 1997.
Татарова Г.Г.Методология анализа данных в социологии. 2-е изд испр -М., 1999.
ТернерД. Структура социологической теории. - М., 1995.
Терещенко О.В.Классификация социологических объектов методами многомерного статистического анализа // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. 1994. № 2.
Титаренко Л.Г.Тенденции изменения ценностных ориентации молодежи // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. 1994. № 2.
Тихомиров Б.И.Техника социального анализа. - М., 1995.
Тихонова Н.Е.Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. - М., 1999.
Тощенко Ж.Т.Социальные резервы труда: Актуальные вопросы социологии труда. - М., 1989.
Тощенко Ж.Т.Возможна ли новая парадигма социологического знания? // Социологические исследования. 1991. № 7.
Управление и власть:Сборник статей / Под ред. А.Н. Елсукова, Д.К. Без-нюка. - Мн., 2000.
Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Пер. с англ. - М 1989.
Формирование общественного мнения крупного города.- СПб., 1997.
ХейсД.Причинный анализ в социологических исследованиях. - М., 1981.
Черныш М.Ф.Социальная мобильность в 1986 - 1993 годах // Социологический журнал. 1994. № 2.
Чурилов Н.И.Проектирование выборочного социологического исследования. - Киев, 1986.
ШавельС.А.Уох рориП, уох бе\ (о реальности общественного мнения) // Социология. 2000. № 3.
Штомпка П.Много социологии для одного мира // Социологические исследования. 1991. №2.
Штомпка П.Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В.А.Ядова. -М., 1996.
Экономический образ мышления: реальность и перспективы/ Под ред. Г.Н. Соколовой. - Мн., 1994.
Ядов В.А.Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2.
Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1998.
ЛИТЕРАТУРА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ
Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в
экономическом вузе.-Л., 1990. Актуальные вопросы педагогической психологии качества учебного
процесса.- Алма-Ата, 1990. Актуальные проблемы преподавания и изучения социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе.- Воронеж, 1994. Актуальные проблемы совершенствования обучения в вузе:методика,
педагогика, психология. - Ярославль, 1992. АлександровГ.Н. Основы дидактики высшей школы. - Уфа, 1973. Архангельский СИ.Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.,
1974. Архангельский СИ.Учебный процесс в высшей школе, его закономерные
основы и методы. - М., 1980. Батура 1У1.П. и др.Рейтинговая система обучения на базе современных
компьютерных технологий. Часть 1.-Мн., 1993. Батура 1У1.П. и др.Рейтинговая система обучения на базе современных
компьютерных технологий. Часть 2. - Мн., 1994. Гончаров СМ.Организационно-методическая система обучения с использованием опорных конспектов лекций-сигналов в комплексе с
техническими средствами. - Киев, 1990. Денисов А.Е.Принципы применения средств обучения в учебном процессе
вуза. - Киев, 1991. Загвязинский В.И.Дидактика высшей школы. - Челябинск, 1990. Методика преподавания общественных наук в высшей школе.Изд. 2-е,
доп.-М., 1975. Методика преподавания философии:проблемы перестройки. - М., 1991. Опыт применения ТСО и ЭВМ в активизации учебного процесса вузов.-
Киев, 1991. Чернилевский Д.В., Филатов О.К.Технология обучения в высшей школе:
Учебн. пособие. - М, 1996. Якушевич Ф.Технология обучения в системе высшего образования. - М,
1986.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.......................................................................... 5
1.1. Методика преподавания как наука, ее предмет
и роль в педагогической деятельности......................................................... 5
1.2. Теоретические основы методики преподавания. Соотношение методики преподавания с науками илософского, социально-психологического и педагогического профиля............................................. 8
1.3. Структура методики преподавания. Общая и частные методики преподавания. Методика преподавания
социологии как частная методическая дисциплина.................................. 9
1.4. Понятие системы образования. Цели и задачи
высшего образования, пути его развития и совершенствования
в трансформационном обществе.................................................................. 12
1.5. Особенности дидактики высшей школы...................................................... 22
1.6. Развитие творческих способностей учащихся в ходе преподавания общественных наук , 29
1.7. Организация, планирование и программирование
учебного процесса в высшей школе............................................................. 36
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОБЩЕГО КУРСА СОЦИОЛОГИИ................................................. 50
2.1. Цель и задачи преподавания общего курса социологии
студентам высших учебных заведений....................................................... 50
2.2. Концептуальные основания преподавания
социологии в вузе............................................................................................... 51
2.3. Связь и соотношение социологии с другими
дисциплинами социально-гуманитарного профиля................................ 54
2.4 Возможности профилирования курса социологии.................................... 56
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ
И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ............................................ 64
3.1. Методика лекционного курса по социологии................................................ 64
3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения................................... 64
3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии................................. 70
3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии..................................... 71
3.1.4. Конспект лекций по социологии................................................................. 74
Тема 1. Социология как наука, ее предмет,
структура и основные функции............................................................ 74
Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии................... 79
Тема 3. Методология и методы прикладного
социологического исследования............................................................ 93
Тема 4. Системно-структурная и динамическая
характеристика общества.................................................................. 102
Тема 5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика
социальной структуры. Проблемы социализации............................ 108
Тема 6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура,
изменения и социальные функции....................................................... 119
Тема 7. Группа как система и элемент социальной структуры.
Социометрические методы изучения
внутригрупповых отношений............................................................. 127
Тема 8. Социальная общность как макроэлемент социальной
структуры. Социальная стратификация и мобильность............. 133
Тема 9. Организационная структура общества. Понятие социальной
организации и социального института............................................. 139
Тема 10. Социальные связи, действия и взаимодействия.......................... 154
Тема 11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.......................... 169
Тема 12. Общественное мнение как индикатор социальных
процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования...... 177
3.2. Семинарские занятия по социологии........................................................... 183
3.2.1. Общие методические указания.................................................................. 183
3.2.2. Тематика семинарских занятий................................................................. 184
3.2.3. Планы семинарских занятий...................................................................... 185
3.2.4. Формы проведения семинарских занятий и их
методическое обеспечение........................................................................ 187
3.3. Самостоятельная работа студентов.............................................................. 196
3.3.1. Самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе........ 196
3.3.2. Индивидуальные задания по социологии............................................... 203
3.3.3. Научно-исследовательская работа студентов
при изучении общего курса социологии................................................. 204
3.3.4. Тематика рефератов и студенческих
научно-исследовательских работ.............................................................. 205
3.4. Формы контроля знаний.................................................................................. 207
3.4.1. Общая характеристика форм контроля знаний...................................... 207
3.4.2. Зачет как основная форма контроля знаний по социологии.............. 216
3.4.3. Вопросы к зачету по социологии.............................................................. 220