Понятие «эволюция» и «революция». Социальная революция. Модели революций. Теории революций.
Эволюция, в широком смысле представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния. В более узком смысле – представление о медленных, постепенных количественных изменениях в отличии от революции. Диалектический материализм рассматривает эволюцию и революцию как взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации какой-либо одной из них.
Революция – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и др.)
Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Первой в истории человечества социальной революцией был переход от первобытнообщинного к рабовладельческому строю; второй - переход от рабовладения к феодализму, третий - переход от феодализма к капитализму, четвертой - попытка перехода от капитализма к социализму.
Модели революций – буржуазная революция, народно-демократическая революция, социалистическая революция, национально-освободительная революция, народная революция.
48 теории деятельности. Социальная деятельность и социальные показатели. Социальное проектирование. Социальное планирование. Социальное прогнозирование.
Понятие деятельности определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно преобразуют объективную природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоит в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. В современной науке достаточно хорошо раскрыто строение деятельности. Любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение. Действия выполняются благодаря наличию в них многообразных операций. Деятельность людей существует как в непосредственно коллективной форме, так и в форме индивидуальной деятельности, когда человеческие индивиды действуют, сознавая вместе с тем себя в качестве общественных существ. Иными словами, деятельность человека может быть раскрыта в процессе анализа таких взаимосвязанных ее особенностей, как открытость, универсальность, свобода, сознание, целеполагание, носителем которых выступает коллективный и индивидуальный субъект. В настоящее время мы уже имеем достаточно развернутую полидисциплинарную теорию деятельности, хотя и в этой области еще остается много нерешенных вопросов. Главная же задача современного научного сообщества состоит в том, чтобы принципы этой теории использовать для разработки ряда проблем социальной практики, которая реализуется людьми посредством осуществления различных видов и форм деятельности.
Социальное планирование - разработка и практическое осуществление планов, определяющих будущее состояние социальной сферы, путей, способов и средств его достижения.
Социальное прогнозирование – направление в прогнозировании, охватывающее всю область социологических исследований, т.е. прогнозы собственно социальных отношений. Наиболее важные поднаправления – ожидаемые и желательные изменения в области соц. структуры и соц. потребностей, соц. организации и соц. Управления, соц. времени (структуры времени об-ва) и соц. пространства (жизненной среды об-ва, расселения людей), а по линии образа жизни – соц. аспектов труда и быта, образования и культуры, общественной жизни и антиобщественных явлений.
Социальное проектирование - один из видов деятельности по формированию объемно-информационного аналога (проекта) создаваемого социального объекта. Социальный проект есть описание наиболее существенных свойств создаваемого объекта с позиции фиксированной задачи, в совокупности нормативно-организационной документации и стандартов деятельности, регламентирующих организацию производства и управления, порядок внесения в них изменения. С.п. как планирование, выполняет свои специфические функции в развитии социального объекта. План определяет последовательность деятельности для достижений результата, тогда как проект содержит необходимые конструктивные характеристики этой деятельности. С.п. включает: формирование целей и решаемых новым коллективом задач; моделирование строения, функционирования и развития объекта, в т.ч. прогноз; проведение социально-изыскательных работ, привязку нового коллектива к конкретной территории с конкретным населением; реализацию проекта, сопровождение и авторский надзор
Социальное проектирование (от лат. projectus – выступающий вперед) –
научно обоснованное конструирование системы параметров будущего
объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это
одна из форм социального управления.
При социальном проектировании решаются именно социальные задачи,
несмотря на то каким является объект: собственно социальным (больница,
школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и
т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие
комплексного обеспечения условий для осуществления всех
взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:
– социально-экономической эффективности;
– экологической оптимальности;
– социальной интегрированности;
– социально-организационной управляемости;
– общественной активности.
Социальные показатели – уровень жизни, занятость населения, демография
качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов (систем, организаций)и процессов, совокупность которых отражает их особенности в статике и динамике. К числу таких показателей относятся: уровень и качество жизни, уровень занятости и безработицы, прожиточный минимум, показатели смертности и рождаемости, текучесть персонала в организации, уровень конфликтное™ в коллективе и т.д.
Социальная деятельность.
Предположим - по аналогии с тем, как циклы вводились при описании науки, что социальная деятельность формируется за счет переходов от эмпирического к аксиологическому уровню, сопряженных с переходами от описания к анализу. Если эта аналогия верна, то в социальной деятельности можно выделить два компонента - бытовую деятельность, и политическую деятельность.
Бытовая деятельность может быть описана как цикл отношений, образованныйпереходами от людей к классам людей (классификация), от классов людей - к
ценностям (как основаниям для разделения людей на классы) и от ценностей снова
к людям (бытование, аналогичное эмпирическому исследованию в науке), т.е.
житейская (эмпирическая) проверка наличия у людей тех ценностей, которые были
выделены на этапе знакомства - в ходе первичной классификации.
В политической деятельности (которая может быть представлена как аналог экспериментальному циклу в науке), в отличие от бытовой, исходным отношением становится проверка существования эмпирических ценностей (совокупность которых воспроизводится в бытовом цикле) у какого-либо человека: "свой" он или "чужой". Эта проверка - социальный эксперимент, соучастие в каком-либо деле, имеющее характер реализации неких эмпирических ценностей - утверждения справедливости, добра, красоты или чего-то другого, столь же ценного. При этом понятия своего и чужого представляются интуитивно ясными и конкретизируются только в итерациях политического цикла. Циклы обыденной и политической жизни связаны между собой совокупностью эмпирических ценностей, часть которых реализуется в обыденной жизни, а другая часть - необязательно та же самая - служит основанием для политической активности, формирования партий и других политических групп.